Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 07:09, курсовая работа
Описание работы
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды. 2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
Содержание работы
Введение 1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики 2. Механизм функционирования налоговой политики 3. Налоговая политика России на современном этапе Заключение Список литературы
Исходя из этого, с учетом прогнозов
ученых, касающихся тенденций экономического
развития, объективной действительности,
состояния социального положения в обществе,
разрабатываемая государством налоговая
стратегия преследует следующие задачи:
- фискальные - повышение
доходов государства;
- экономические - обеспечение
экономического роста, ослабление
цикличности производства, ликвидация
диспропорций в развитии, преодоление
инфляционных процессов;
- социальные - перераспределение
налогов в интересах определенных
социальных групп путем стимулирования
роста прибыли и недопущения
падения доходов населения;
- международные - укрепление
экономических связей с другими
странами, преодоление неблагоприятных
условий для платежного баланса.
Условно выделяют три возможных
типа налоговой политики: [11, с. 17]
Первый тип — высокий уровень
налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся
максимальным увеличением налогового
бремени. При выборе этого пути неизбежно
возникновение ситуации, когда повышение
уровня налогообложения не сопровождается
приростом поступлений в бюджеты различных
уровней.
Второй тип налоговой политики
— низкое налоговое бремя, когда государство
максимально учитывает не только собственные
фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.
Такая политика способствует скорейшему
развитию экономики, особенно ее реального
сектора, поскольку обеспечивает наиболее
благоприятный налоговый и инвестиционный
климат (уровень налогообложения ниже,
чем в других странах, идет широкий приток
иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных,
и соответственно возрастает уровень
конкурентоспособности национальной
экономики). Налоговое бремя на субъекты
предпринимательства существенно смягчено,
но государственные социальные программы
значительно урезаны, так как бюджетные
доходы сокращаются.
Третий тип — налоговая политика
с достаточно существенным уровнем налогообложения
как для предприятий, так и для физических
лиц, который компенсируется для граждан
страны высоким уровнем социальной защиты,
существованием множества государственных
социальных гарантий и программ.
Для России характерен первый
тип налоговой политики в сочетании с
третьим.
2. Механизм функционирования
налоговой политики
На практике налоговая политика
осуществляется через налоговый механизм,
который представляет собой совокупность
организационно-правовых форм и методов
управления налогообложением, включая
широкий арсенал различного рода надстроечных
инструментов (налоговых ставок, налоговых
льгот, способов обложения и др.).
Государство придает этому
механизму юридическую форму посредством
налогового законодательства.
Во-первых, налоговый механизм
— это область налоговой теории, трактующей
это понятие в качестве организационно-экономической
категории, а, следовательно, как объективно
необходимый процесс управления перераспределительными
отношениями, складывающимися при обобществлении
части созданного в производстве национального
дохода. Всю сферу отношений, складывающихся
в этом процессе, можно разграничить на
три подсистемы: налоговое планирование,
налоговое регулирование и налоговый
контроль.
Внутреннюю структуру налогового
механизма можно выразить схемой (см. Приложение
2).[3]Теоретическое определение
специфики этих подсистем подчиняется
фундаментальным положениям экономической
теории, ибо все они являются слагаемыми
воспроизводственных отношений, развивающихся
на фундаменте реального экономического
базиса.
Однако, во-вторых, практика
привносит свои коррективы в концептуально
определяемые сферы налогового планирования,
регулирования и контроля. Поэтому налоговый
механизм должен рассматриваться и в качестве
свода конкретных налоговых действий,
т. е. в узком смысле этого слова. Это реальное
налоговое производство. С таких позиций
налоговый механизм выступает как экономический
рычаг субъективного (императивного) регламентирования
системы налоговых отношений. Подчиненность
таких действий закону исключает субъективизм
в регулировании налоговых отношений.
Все названные подсистемы (элементы)
налогового механизма разграничены условно,
поскольку на практике они нередко пересекаются,
а налоговое регулирование и контроль
выступают вовсе органичным целым, ибо
они есть проявления регулирующей налоговой
функции. В процессе текущего налогового
регулирования применяются как поощрительные
методы в виде системы налоговых льгот,
так и санкционные методы в виде начисления
штрафов, обращения сумм недоимки на имущество
налогоплательщика или его дебиторов,
процедур банкротства и т. д.
Все эти действия раскрывают
регулирующее назначение налогообложения
в целом. Элементы налогового механизма
являются в то же время относительно самостоятельными
комплексами налоговых действий, и каждый
из них подчиняется своим правилам организации,
оценки и обобщения. В рамках каждого из
элементов налогового механизма применяются
только ему свойственные приемы или техника
налоговых действий. Различия методов
налогового планирования, регулирования
и контроля позволяют исследовать эти
области как относительно самостоятельные,
установить, присущие им закономерности.
На этой основе вырабатываются направления
совершенствования налогового механизма
как системы.
Более того, все три элемента
налогового механизма — области, суть
которых предопределена не только налоговой
наукой и практикой. Так, налоговое планирование
осуществляется исходя из рекомендаций
общей теории и практики планирования,
маркетинга и других наук. Тем же правилам
подчиняются налоговое регулирование
и контроль. Большое значение для них имеют
рекомендации, выработанные общей теорией
управления и права.
Налоговый механизм, рассматриваемый
через призму реальной практики, различен
в конкретном пространстве и во времени.
Так, неоднозначны налоговые действия
на разных уровнях власти и управления,
а также существенны различия и во временном
отношений. Налоговый механизм как свод
практических налоговых действий есть
совокупность условий и правил реализации
на практике положений налоговых законов.
Поэтому так важно при каждом
практическом действий придерживаться
буквы закона с тем, чтобы не нарушать
основного принципиального требования
налоговой теории — субъективное и объективное
начала процесса налогообложения представляют
собой единое целое. Иными словами, любое
налоговое действие, не базирующееся на
объективной основе, выступает как субъективистское
вмешательство в воспроизводственные
процессы, что неминуемо ведет к их деформации.
Налоговый механизм, так же
как и хозяйственный, соединяет два противоположные
начала:
- планирование, т.е. волевое
регулирование экономики центральной
властью учетом объективно действующих
экономических законов путем
сбалансирования развития всех
отраслей и регионов народного
хозяйства, координации экономических
процессов в соответствии с целевой направленностью
развития общественного производства;
- стихийно-рыночная конкуренция,
где свободно на основе прямых
и обратных связей взаимодействуют
производители и потребители. Вследствие
обособленности производителей
и противоречивости их интересов
неизбежно возникают разрушительные
явления. Таким образом, рыночные
отношения приводят, с одной стороны,
к развитию производства отдельных
субъектов в условиях жесткой
конкуренции, а с другой, - к разрыву
хозяйственных связей между обособившимися
предприятиями в результате несовпадения
производственной массы товара
и его сбытом.
Отсюда вытекает необходимость
государственного регулирования рыночных
отношений для предотвращения сбоев в
производстве и кризисных тенденций рынка.
Таким регулятором в настоящее время стал
налоговый механизм, который признан во
всех странах.
Эффективность использования
налогового механизма зависит от того,
насколько государство учитывает внутреннюю
сущность налогов и их противоречивость.
В налоговой политике проявляется относительная
самостоятельность государства. Изменяя
налоговую политику, манипулируя налоговым
механизмом, государство получает возможность
стимулировать экономическое развитие
или сдерживать его.
В плане изучения взаимодействия
государства и налоговой политики необходимо
обозначить одну из характеристик государственной
налоговой политики, которая была особенно
сильна в советский период и в видоизмененном
виде сохраняется и в настоящий момент
- это этатизм .
Характерными признаками этатизма
являются: во-первых, приоритет интересов
государства; во-вторых, приоритет обязанностей
субъектов перед их правами; в-третьих,
налоговый произвол государства. Налоговый
произвол государства с неизбежностью
следует из монополии государства на правовое
регулирование отношений в области финансов[4] .
В то же время, государство не
может абсолютно произвольно и неограниченно
вторгаться в налоговую сферу, поскольку
налогообложение обусловлено объективно
существующими экономическими возможностями,
общественными взглядами, политической
обстановкой и другими факторами.
Именно поэтому налоги можно
рассматривать не только как способ содержания
государства, но и как способ его контроля,
как неотъемлемый элемент демократии.
В идеале налоги должны стать средством
для ограничения произвола государства
от неоправданного изъятия имущества
собственников.
Однако в ряде случаев государство
допускает так называемый налоговый произвол,
который означает нарушение государством
им же установленных принципов и правил
налогообложения. Нарушение государством
«правил игры» оправдывается тем, что
государство обладает фискальным суверенитетом
и может проявляться в осуществлении государством
налоговой политики, прямо противоречащей
соответствующим нормативным актам.
Защитой прав налогоплательщиков
в этой ситуации могут служить абсолютное
соблюдение режима законности, основным
содержанием которого является верховенство
закона и полная независимость отправления
правосудия. Другой гарантией против налогового
произвола следует считать упрочение
статуса налогоплательщика.
Внутреннее содержание налогового
механизма составляют органи-зационно-экономические
и правовые отношения, складывающиеся
при формировании доходов бюджета, перераспределении
налоговых сумм между территориями. Основу
этих отношений формирует налоговое право
наряду с другими отраслями права.
Определив цели и задачи налоговой
политики, государство выбирает методы
и инструменты ее осуществления. Использование
того или иного метода зависит от конкретной
обстановки, а также традиции. Как правило,
государство применяет комплексный подход.
Обычно цели и задачи налоговой
политики определяются в зависимости
от конкретной экономической конъюнктуры.
Основы налоговой политики закладываются
на каждый финансовый год через принятие
государственного бюджета. Проведение
же самой налоговой политики оформляется
путем принятия соответствующих нормативных
актов: Федеральных законов, Указов Президента
России, Постановлений Правительства
России и иных подзаконных актов.[5]
3. Налоговая политика
России на современном этапе
Переход российской экономики
на рыночные основы предполагал формирование
принципиально иной, нежели это было в
условиях административно - командной
системы, налоговой политики. Это, однако,
отнюдь не означало необходимости механического
заимствования ее западных моделей, эффективных
только в условиях развитого рынка.
С формальной точки зрения задача
представлялась достаточно сложной, но
ясной, а именно перейти от централизованной
планируемой экономики (крупное, узкоспециализируемое
производство) к экономике рыночного типа.
Основные методы этого перехода: разгосударствление
и разукрупнение предприятий с включением
механизмов конкуренции.