Налоговая политика предприятия: понятие, цели, инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Вместе с тем, стабилизация экономической ситуации и рост интереса к разработке экономической стратегии и тактики предприятия ставят вопрос об определении его целей и задач в области налогообложения, причем не просто с позиции минимизации налоговых платежей, но и с точки зрения реализации основных целевых установок производственно-коммерческой деятельности.
Целью контрольной работы является определение содержания налоговой политики предприятия и ее инструментов.

Содержание работы

Введение
1. Понятие налоговой политики предприятия
2. Сущность и значение налоговой политики для предприятия
3. Виды и инструменты налоговой политики
4. Элементы налоговой политики: налоговое планирование
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Налоговая политика предприятия КР.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра финансов и банковского дела

 

Контрольная работа

 

на тему:

 

«Налоговая политика предприятия: понятие, цели, инструменты»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил магистрант:

Жукова Ксения Владимировна, заочная форма обучения

 

 

 

Руководитель:

Доцент кафедры финансов и банковского дела СПбГИЭУ Липчинская М.Ф., к.э.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление

Введение

1.              Понятие налоговой политики предприятия

2.              Сущность и значение налоговой политики для предприятия

3.              Виды и инструменты налоговой политики

4.              Элементы налоговой политики: налоговое планирование

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

Прошедшие годы реформирования российской экономики были насыщены крайне сложными процессами как для страны в целом, так и для отдельных предприятий. Изменения затронули практически все сферы хозяйственной жизни, но особенно значимыми они были в тех областях, где содержание экономических отношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности претерпело кардинальные изменения.

К таким областям относятся и налоговые отношения, формирующиеся между государством и предприятиями в процессе установления и взимания налоговых платежей.

Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в рамках налоговых отношений предопределило появление новых задач в области налогообложения, предполагающих необходимость учета налоговой составляющей при разработке и реализации большинства управленческих решений.

В настоящее время деятельность по управлению налоговыми потоками превратилась в один из важнейших компонентов финансового менеджмента и один из наиболее доходных видов бизнеса для организаций, оказывающих налогоплательщикам соответствующие консультационные услуги.

Учитывая, что динамика и направление развития российского налогового законодательства расширяют круг проблем, связанных с налогообложением, определение основных приоритетов в сфере налоговых отношений является одной из важнейших задач, стоящих перед всеми хозяйствующими субъектами.

Вместе с тем, стабилизация экономической ситуации и рост интереса к разработке экономической стратегии и тактики предприятия ставят вопрос об определении его целей и задач в области налогообложения, причем не просто с позиции минимизации налоговых платежей, но и с точки зрения реализации основных целевых установок производственно-коммерческой деятельности.

Целью контрольной работы является определение содержания налоговой политики предприятия и ее инструментов.

1.     Понятие налоговой политики предприятия

 

Налоговая составляющая занимает существенную долю в финансовых потоках организации. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), доля уплаченных налогов в 2011 г. колебалась в интервале 3,9 - 60,2% от оборота (выручки) организаций, в зависимости от вида экономической деятельности, и составила в среднем 14,4%. Учитывая данную статистику, логично предположить, что сфера налоговых платежей требует определенного управляющего воздействия, основанного на четкой политике организации в данном направлении и подкрепленного соответствующими теоретическими изысканиями.

Тем не менее в специальной литературе вопросам формирования и реализации налоговой политики организации (предприятия) не уделяется должного внимания. Большинство исследований и статей по вопросам налогообложения носит в основном сугубо прикладной характер.

В научной и учебно-методической литературе термин "налоговая политика" употребляется чаще всего в отношении налоговой политики государства.

Во многом из-за данного акцента экономистов на рассмотрении сущности налоговой политики государства у специалистов, менеджеров и собственников хозяйствующих субъектов, а также у исследователей отсутствует четкое понимание и однозначное толкование понятия "налоговая политика организации".

Зачастую происходит подмена понятий "налоговая политика организации" и "учетная политика для целей налогообложения", которую п. 2 ст. 11 НК РФ определяет как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В частности, некоторые авторы сводят налоговую политику организации к выбору совокупности способов ведения налогового учета, либо вариантов учета доходов, имущества и расходов, либо непосредственно к учетной политике для целей налогообложения.

Минэкономики России в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, касаясь вопроса разработки налоговой политики, наряду с разработкой учетной политики предприятия говорит также о налоговом планировании. При этом разработка налоговой политики предприятия указывается в качестве одного из основных направлений разработки его финансовой политики.

А.З. Дадашев и Л.С. Кирина также понимают налоговую политику в качестве составной части финансовой политики организации, которая призвана обеспечить гармоничную увязку результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач и реализуется двумя взаимосвязанными методами: налоговым учетом и налоговым планированием.

Ряд исследователей считают разработку налоговой политики организации направлением налогового планирования.

Существует также понимание содержания налоговой политики предприятия, заключающегося в выборе варианта уплаты налоговых платежей. Так, в учебнике "Налоговый менеджмент" под редакцией А.Г. Поршнева налоговая политика предприятия трактуется как составная часть финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в выборе наиболее эффективного варианта уплаты налоговых платежей при альтернативных вариантах хозяйственной деятельности. Во многом аналогично определяет налоговую политику предприятия В.А. Щербаков, считая ее составной частью общей политики управления капиталом предприятия, заключающуюся в выборе наиболее эффективного варианта уплаты налогов при альтернативных направлениях хозяйственной деятельности и связанных с ней операций.

Заслуживает внимания определение И.В. Мамонтова, считающего налоговую как действия налогоплательщика по созданию оптимальных налоговых условий, направленных на повышение его финансовой устойчивости.

Е.Ю. Сидорова, описывая три возможных варианта налоговой политики предприятия (легальная, нелегальная и полулегальная), характеризует их как способы оптимизации налогового менеджмента[1].

В части соотношения понятий налогового менеджмента и налоговой политики организации представляет интерес позиция, изложенная Ю.С. Цыганковой: "Если исходить из определения налогового менеджмента как комплексной управленческой деятельности... то в данном случае налоговая политика является частью налогового менеджмента, более того она представляет собой его основу. Если же трактовать налоговый менеджмент... как процесс осуществления различных управленческих решений в области налогообложения, то налоговую политику следует рассматривать в качестве направления, определяющего цели и задачи, реализуемые в рамках налогового менеджмента.

Поскольку более верным... представляется последнее определение, то налоговую политику предприятия в качестве самостоятельной экономической категории целесообразно охарактеризовать как модель поведения хозяйствующего субъекта в сфере налогообложения, обусловленную целями и задачами развития коммерческой деятельности в рамках, задаваемых внешними условиями".

Таким образом, как мы видим, в современной экономической литературе отсутствует единый подход к пониманию содержания налоговой политики организации.

Следует отметить, что при определении понятия "налоговая политика" обращает на себя внимание наличие целевой составляющей. Цели налоговой политики определяются не только спецификой налоговых отношений, но и общими целями ведения бизнеса и, в частности, целями финансовой политики организации.

Очевидно, что коммерческая организация создается не ради уплаты налогов, а для получения прибыли, поэтому цели налоговой политики должны формироваться с учетом стратегических и тактических целей, стоящих перед организацией, и в большинстве случаев должны быть подчинены им.

Рассматривая цели финансовой политики[2] и учитывая сущность налоговых платежей, можно сделать вывод, что основной целью налоговой политики организации является в конечном счете минимизация расходов. Это не значит, что организация должна любыми методами пытаться уменьшить сумму налоговых платежей, так как при возникновении споров с налоговыми органами помимо неуплаченной суммы самого налога могут быть начислены соответствующие суммы штрафов и пеней, что приведет в итоге к увеличению расходов организации.

Обобщая результаты исследования содержания взаимосвязанных понятий, можно заключить, что налоговая политика организации является составной частью ее финансовой политики и основой для осуществления налогового менеджмента. Налоговая политика организации - это форма реализации идеологии и целеполагания в области налогов, представляющая собой программу, метод действий или сами действия, осуществляемые группой людей, управляющих организацией (собственниками, менеджерами), направленные на реализацию стратегических и тактических целей деятельности организации. Налоговая политика организации – это система методов (способов), приемов, методик ведения налогового учета, а также формирования, оптимизации, исчисления и анализа налоговых показателей. Под налоговыми показателями понимается величина налоговых платежей, а также относительные величины, характеризующие: долю налогов и сборов в активах и пассивах организации; соотношение сумм различных видов налогов; налоговую платежеспособность организации и т.д.

 


2.     Сущность и значение налоговой политики для предприятия

 

Поведение хозяйствующего субъекта определяет главная цель предпринимательской деятельности — увеличение совокупного дохода. Наряду с развитием производства, совершенствованием организации и управления, внедрением новейших технологий и оборудования предприятия стремятся увеличить доход за счет облегчения налоговой нагрузки, изыскания рациональных и законных способов снижения налоговых платежей. Такая задача решается по следующим направлениям:

1. Выбор видов деятельности, которые обеспечат приемлемую величину налоговой нагрузки на предприятие.

2. Определение оптимальных с точки зрения хозяйствующего субъекта способов и сроков уплаты налогов, сборов и других налоговых платежей.

3. Выбор направлений распределения и использования прибыли, осуществления инвестирования финансовых ресурсов, которые позволят иметь благоприятные для предприятия налоговые последствия.

Эти задачи решает налоговая политика предприятия.

Налоговая политика формируется на основе финансовой информации и реализует распределительную функцию финансов, определяя размеры денежных средств, оставшихся в распоряжении организации и перечисляемых в бюджет или во внебюджетные фонды. Сущность налоговой политики предприятия заключается в разработке системы методов и приемов ведения и организации отношений с контрагентами, оптимизирующей величину налогов при соблюдении налогового законодательства.

Налоговая политика оказывает существенное влияние на финансовые результаты и на эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, она оказывает влияние и на формирование учетной политики, поскольку именно на основе бухгалтерской информации формируются отчеты перед фискальными органами. Налоговая политика охватывает все аспекты деятельности организации, в том числе механизм построения отношений с контрагентами. Рациональное построение этих отношений позволяет минимизировать налоги за счет исключения ошибок в их оформлении.

Информация о работе Налоговая политика предприятия: понятие, цели, инструменты