Налоговая политика РФ и Налоговый кодекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы выступает комплексный теоретико-экономический анализ налоговой системы и налоговой политики, проведенный по следующим направлениям:
всесторонний анализ сложившейся системы налогообложения в Российской Федерации;
рассмотрение проблем реформирования и перспектив развития налоговой системы.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
дать определения основным категориям налоговой системы;
рассмотреть этапы развития налоговой системы;
провести анализ существующих налогов в РФ;
проанализировать принципы построения налоговой системы РФ;
проследить развитие налогового законодательства;
определить основные приоритеты и направления развития налоговой политики РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………......5
1. Этапы развития налоговой системы в РФ……..………….…….…...6
2. Понятие налоговой системы. Принципы построения налоговой системы ………………………….……………….......…10
3) Классификация налогов…. …………………………….…………....13
4) Элементы налога и способы взимания налогов.…………................17
5) Налоговое бремя…………………………………….………….….….22
6)Основные направления совершенствования налоговой политики в России на современном этапе развития……….……..26
Заключение…………………………………………………………...........29
Список литературы………………………………………….……..……..31

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Целью создания налоговой  системы является реализация принципов  налогообложения, обеспечение своевременного и полного взыскания налогов  и сборов в бюджеты всех уровней, а также рациональное и эффективное использование собранных средств.                                                                      Основные принципы налогообложения были сформулированы  еще Адамом Смитом. Применительно к современной терминологии они могут быть определены следующим образом:

  • справедливость и равномерность налогообложения означает, что все граждане страны должны участвовать в формировании бюджета посредством уплаты налогов, но при этом налоговая система должна действовать с учетом доходов и имущественного положения налогоплательщиков. Реализация данного принципа может быть достигнута посредством использования прогрессивной шкалы налогообложения либо предоставлением льгот наименее обеспеченным группам налогоплательщиков.
  • определенность или известность – принцип, при котором все существенные элементы налогообложения должны быть однозначно определены, а каждый налогоплательщик должен быть ознакомлен с правилами исчисления и уплаты налогов и об ответственности за нарушения налогового законодательства.
  • удобность – принцип, который означает, что каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее его платить. Так, для НДФЛ, взимаемого с сумм начисленной заработной платы, установлен порядок, при котором удержание и перечисление налога производится работодателем. НДФЛ по суммам других доходов взимается по итогам прошедшего календарного года на основании декларации, представляемой до начала мая.
  • всеобщность – принцип, который предполагает распространение общего порядка определения налоговой базы и обязанностей по уплате налога на всех лиц, которые могут быть налогоплательщиками по соответствующему объекту. Практическая реализация принципа не исключает, но предполагает дифференциацию налоговых ставок и других элементов налогообложения в зависимости от имущественного положения налогоплательщика, размера налоговой базы или иных показателей.

В налоговом законодательстве Российской Федерации перечисленные  принципы нашли свое развитие и реализацию в виде основных начал законодательства о налогах и сборах. Так, ст. 3 НК РФ установлено:

  • каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
  • налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться исходя из социальных, расовых национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В данном случае Налоговым кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым не могут быть дифференцированы ставки налогов. По другим признакам могут устанавливаться разные ставки налогов. Например, по налогу на добавленную стоимость пониженные ставки налога установлены в отношении некоторых видов производственных и детских товаров.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав:
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающее единое экономическое пространство РФ, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, но не предусмотренные НК РФ. Чтобы суммы, подлежащие изъятию у субъектов предпринимательской деятельности , обладали признаками налогов или сборов, необходимым условием является определение для них основных элементов налогообложения. Вместе с тем данная норма не запрещает органам государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления осуществлять сбор средств для финансирования определенных целевых программ. Но при этом должна быть соблюдена соответствующая процедура, установленная законодательством.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Отсутствие законодательного регулирования хотя бы одного из элементов налогообложения влечет за собой признание недействительным соответствующего законодательного акта (которым вводится данный налог).
  • Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Одновременно в отношении законов о налогах и сборов действует общая норма – незнание закона не освобождает от ответственности. Налоговые органы не обязаны доводить информацию о вновь принятых законах или о внесенных изменениях в действующие законы (если налогоплательщик не запрашивает необходимую информацию)
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). [3, 14с]

3. Классификация налогов.

        В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие  на территории РФ, в зависимости  от уровня установления подразделяются на три вида:

    • федеральные:
    • региональные;
    • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные  налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления (табл. 1)

 

Уровень установления

Налоги

Федеральные

Налог на добавленную  стоимость

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль организаций

Налог на добычу полезных ископаемых

Водный налог

Сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов

Государственная пошлина

Региональные

Налог на имущество организаций

Транспортный налог

Налог на игорный бизнес

Местные

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц


 

Таблица 1 – классификация  налогов в РФ от уровня установления.

       При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим  образом:

    • прямые;
    • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

    • налог на доходы физических лиц;
    • налог на прибыль организаций;
    • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство  в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое  воздействие подпало как можно  большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Особая категория налогов  — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов  в РФ в зависимости от субъектов  налогообложения (табл. 2)

Субъект налогообложения

Налоги

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налог на прибыль

Налог на имущество организаций

Налоги, уплачиваемые физическими  лицами

Налог на доходы физических лиц

Налог на имущество физических лиц

Смешанные налоги

Налог на добавленную стоимость

Транспортный налог

Налог на игорный бизнес


 

Таблица 2 - Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

 

Специальные налоговые  режимы в соответствии с НК РФ:

    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
    • упрощенная система налогообложения;
    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов  состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих  субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ. [4, 27-30с]

4. Элементы налога и способы взимания налогов.

         Налоговые проблемы постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей разных эпох. Так, Фома Аквинский (1226-1274), философ и теолог, оказавший значительное влияние на развитие христианских идей и догм, определял налоги как дозволенную форму грабежа. Шарль Луи Монтескье (1689-1755), французский просветитель, правовед и философ, полагал: ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забрать, и той, которую им оставить.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает  обязанность, его уплачивать, если в  законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

субъект налогообложения;

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговая ставка;

налоговый период;

льготы по налогу;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте  налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым  законодательством установлено, что  в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

юридические лица;

физические лица;

физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством  предусмотрены следующие объекты  налогообложения:

прибыль;

стоимость реализованных  товаров (работ, услуг);

совокупный доход физических лиц;

транспортные средства;

имущество, находящееся  в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог  на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения  являются транспортные средства, а  налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и  твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются  непосредственно к налоговой  базе и могут быть:

пропорциональными;

прогрессивными;

регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Информация о работе Налоговая политика РФ и Налоговый кодекс