Налоговая политика РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Экономическая природа налогов

.1 Возникновение и развитие налогов

.2 Функции налогов

Глава 2. Налоговая политика

.1 Реформирование налоговой политики

.2 Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы города Москвы

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

налог полит рф на соврем этапе.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

 

В период 2012-2014 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных  «Основными направлениями налоговой  политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов».

 

Наиболее значительными мерами в принимаемых налоговых новациях являются:

 

. Налоговое стимулирование инновационной  деятельности и развития человеческого  капитала.

 

В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  Д.А. Медведева о бюджетной политике в 2012-2014 гг. предусмотрено снижение на 2012-2013 гг. совокупного тарифа обязательных страховых взносов для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, до 20 процентов.

 

В настоящее  время также формируются предложения  по поддержке компаний в сфере разработки IT-технологий и программного обеспечения, в том числе в форме снижения максимальной ставки страховых взносов.

 

Будет завершена  работа над внесенным Правительством Российской Федерации проектом федерального закона о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности.

 

. Налоговое  стимулирование развития человеческого  капитала.

 

Совершенствование системы стимулирующих вычетов при исчислении налога на доходы граждан. Первым шагом являются предложения по увеличению размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на каждого третьего и последующего ребенка. В частности, вычет в размере 3 тысячи рублей будет предоставляться на каждого третьего и последующего ребенка. Одновременно подлежит отмене действующий стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей, предоставляемый в настоящее время для всех налогоплательщиков.

 

. Мониторинг эффективности налоговых  льгот.

 

Регулярное проведение анализа  востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых  льгот является одним из важнейших  элементов налоговой политики, поскольку  увеличение количества предоставляемых льгот в отсутствие сведений об их результативности не только приводит к выпадающим доходам бюджетной системы, но и дискредитирует саму идею предоставления налоговых льгот.

 

Проведение мониторинга востребованности налоговых стимулирующих механизмов возможно на основе отчетности Федеральной налоговой службы, формируемой на базе информации, содержащейся в налоговых декларациях, предоставляемых налогоплательщиками в налоговые органы.

 

Для проведения мониторинга в существующие формы налоговых деклараций были внесены изменения, направленные на получение сведений, характеризующих количественные параметры использования налогоплательщиками определенного перечня налоговых льгот.

 

Проведенный анализ позволит сделать  выводы об уровне востребованности и  доступности конкретных льгот, о результатах их применения с точки зрения соответствия изначально поставленным целям, что позволит отказаться от применения некоторых льгот, закрыть возможности для минимизации налогообложения, а также перераспределить «налоговые расходы» бюджета, осуществляемые в виде налоговых льгот, на более востребованные направления.

 

В данную группу необходимо также  отнести развитие форм мониторинга  поступления страховых взносов (не относятся к налогам) во внебюджетные фонды и разработку периодической объективной отчетности.

 

. Акцизное налогообложение.

 

В прогнозный период государство продолжит  реализовывать политику опережающего увеличения ставок акцизов на отдельную  подакцизную продукцию, в частности, на алкогольную, спиртосодержащую и  табачную продукцию.

 

Одновременно с этим повышение  акцизов на алкогольную продукцию  с высоким содержанием спирта (объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов) будет производиться  опережающими темпами по сравнению  с темпами ставок в отношении  алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, а также по сравнению с пивом и натуральными винами.

 

Налоговая политика в отношении  акцизов на табачную продукцию будет  осуществляться, в том числе, путем  реализации мер по снижению потребления  указанной продукции, предусмотренных Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р). В связи с этим, с целью достижения среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения (с учетом покупательной способности населения) ежегодный темп увеличения минимальных ставок акцизов должен обеспечить их увеличение до 2014 года не менее чем в 3 раза относительно уровня 2011 года.

 

Кроме того, будет предусмотрено  установление ставок акциза в одинаковом размере на сигареты с фильтром и  сигареты без фильтра (папиросы).

 

Следует отметить, что в связи  с ускоренной индексацией минимальной специфической ставки акциза на табачную продукцию постепенно будет происходить уменьшение разницы между розничными ценами табачных изделий в низко-, средне- и высокоценовом сегментах. В этих условиях постепенно будет снижаться значение адвалорной составляющей акцизной ставки, от которой в долгосрочной перспективе будет возможно отказаться.

 

В отношении прочих подакцизных  товаров, в том числе нефтепродуктов, предусматривается сохранение ставок акциза в 2012 и 2013 году в размерах, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, с последующей индексацией ставок акциза, установленных в рублях, с 1 января 2014 г. на 10% к ставкам, применявшимся с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно.

 

. Налогообложение природных ресурсов.

 

С 2011 года проводится политика по последовательному  увеличению ставок НДПИ на газ. В 2011 году ставка установлена на уровне 237 рублей за 1000 куб. м (ранее ставка длительное время не изменялась и составляла 147 рублей). С 2012 года ставка будет установлена на уровне 509 рублей и далее будет индексироваться до уровня 582 рубля в 2013 году и 622 рубля в 2014 году.

 

В целях стимулирования развития отрасли  может быть рассмотрен вопрос о дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного.

 

. Налог на недвижимость.

 

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 г. «О бюджетной  политике в 2011-2013 годах» указывается  на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в  том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.

 

В настоящее время основные элементы налогообложения по налогу на недвижимость определены. Проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость.

 

Для полноценного внедрения системы  будут продолжены работы по формированию государственного кадастра недвижимости, а также созданию порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Это требует проведения объемных работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

 

. Кроме осуществления мер в  отношении налогов и обязательных  сборов в 2011 году были пересмотрены  ранее принятые решения по  определению размера ставок страховых  взносов в государственные (территориальные)  внебюджетные фонды. С начала текущего года базовая ставка страховых взносов была увеличена с 26% до 34 процентов. С 2012 года произойдет ее понижение до уровня 30% (для отдельных категорий компаний малого и среднего бизнеса и ряда других направлений - до 20 процентов).

 

Вместе с тем с целью компенсации  финансовых потерь бюджета Пенсионного  фонда при его несбалансированности с 2012 года будет введена регрессивная ставка обложения доходов сверх  порогового уровня (базовый уровень - 10 процентов). Вышеуказанные решения являются временными и распространяются на 2012-2013 годы. За этот льготный период необходимо принять взвешенные обоснованные решения по реформированию пенсионной системы и снижению нагрузки на расходную часть федерального бюджета.

 

С учетом реализуемых мер в сфере налоговой политики общий уровень фискальной нагрузки в ближайшей перспективе останется стабильным на уровне 38-39% ВВП. Это в целом совпадает с ожидаемым уровнем в 2011 году, однако выше значения в предыдущие годы с учетом решений по повышению ставок страховых взносов, опережающей индексации ставок акцизов, увеличению ставки НДПИ на природный газ и других решений, принятых в 2010-2011 годах.

 

Следует отметить, что прогнозируется некоторое увеличения фискальной нагрузки без учета нефтегазовой составляющей (около 0,5-0,7% ВВП за 2012-2014 годы). Однако данный прогноз не связан с избыточным повышением налоговой нагрузки, а вызван поступательным изменением структуры экономики и увеличением доли не нефтегазовой сферы.

 

 

2.2 Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы города Москвы

 

 

В январе-декабре 2011 года в консолидированный  бюджет РФ от налогоплательщиков, администрируемых Управлением ФНС России по г. Москве, поступило 1 565,2 млрд.руб. доходов, или 120,4% к уровню 2010 года.

 

 

 

Наибольшая доля (23,4%) в общей сумме поступлений обеспечена за счет предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Данные организации обеспечили поступления в консолидированный бюджет 365, 4 млрд.руб. (темп роста к 2010 году - 126,3 %). Из них поступления по виду деятельности «оптовая торговля» составили 258,6 млрд.руб. (темп роста - 126,2%), «розничная торговля» - 65 млрд.руб. (темп роста 111,3%).

 

 

 

Вторыми по объёму перечисления доходов в бюджет (21,4%) являются организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. От данного сегмента экономики сумма поступлений составила 334,5 млрд. руб. или 132,6% к уровню 2010 года. Сумма поступлений от организаций, осуществляющих финансовую деятельность, составила 174,1 млрд. руб. или 11,1% в общем объёме поступлений. По сравнению с 2010 годом платежи увеличились на 21,1%. По виду деятельности «обрабатывающие производства» в 2011 году поступления составили 126,4 млрд. руб. с темпом роста 120,3% к уровню 2010 года. Из них поступления по виду деятельности «производство пищевых продуктов, включая напитки» составили 19 млрд. руб., что на 6,4 % больше уровня 2010 года, по виду деятельности «издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации» - 19,2 млрд.руб. или на 25,2% больше 2010 года. Рост поступлений в 2011 году по видам деятельности: «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составили 132,5%, «гостиницы и рестораны» - 122,2%, «транспорт и связь» - 115,6%.

 

 

Заключение

 

 

В результате исследований в данной курсовой работе можно подвести следующие  итоги. Проведение рациональной налоговой  политики государства позволяет  решать задачи: обеспечение государства финансовыми ресурсами;создание условий для регулирования экономики; сглаживание неравенства в уровнях доходов населения.

 

В настоящее время федеральное  налоговое законодательство состоит  из нескольких уровней: Конституция  РФ; Налоговый кодекс РФ и федеральные законы о налогах и сборах; Бюджетный кодекс РФ; Постановления правительства РФ, Указы президента РФ; методические указания, Письма, Приказы Министерства финансов и ФСН РФ.

 

К методам оценки налоговой политики государства относятся: качественный метод оценки эффективности налоговой политики государства; количественные методы оценки эффективности налоговой политики государства, в том метод оценки общей налоговой нагрузки в различных модификациях (доля налогов в ВВП, теория А. Лаффера, модели полных ставок); метод анализа налогообложения, состоящий из таких методов анализа, как временной и структурный анализ, трендовый анализ, анализ относительных коэффициентов, а также пространственный, факторный, исторический и международный анализ; метод анализа системы количественных и качественных показателей, подразумевающий формирование, расчёт и анализ специальной системы показателей.

 

Налоговая политика государства в  ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 

Планируется, в частности, предпринимать  усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Это, в первую очередь, повышение доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

 

Среди конкретных мер выделены следующие:

 

Планируется, в частности, дальнейшее снижение тарифов страховых взносов, совершенствование амортизационной  политики, предоставление налоговых  преференций при осуществлении  социально значимых расходов.

 

Представляется необходимым регулярное проведение анализа востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот.

 

Планируется уточнение перечня  доходов, освобождаемых от обложения  НДФЛ, также устранение имеющихся  неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

 

В плановом периоде будет проводиться  периодическая индексация ставок акциза с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции (приведены конкретные цифры ставок акцизов, планируемые к введению в период до 2015 года).

Информация о работе Налоговая политика РФ на современном этапе