Налоговая политика стран ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:07, доклад

Описание работы

Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого правительство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения. В разных странах даже с примерно одинаковыми условиями экономического развития степень государственного регулирования экономики различна. Наибольшее влияние государства имеет место в Швеции, в меньшей степени государство занято регулированием в Германии и Японии, а также в США.

Файлы: 1 файл

referat2.docx

— 27.93 Кб (Скачать файл)

Довлетханова  Гюльнар, 671 гр.

Налоговая политика зарубежных стран и общие требования налогов, налогообложение Европейского Союза.

       Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого правительство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения. В разных странах даже с примерно одинаковыми условиями экономического развития степень государственного регулирования экономики различна. Наибольшее влияние государства имеет место в Швеции, в меньшей степени государство занято регулированием в Германии и Японии, а также в США. Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать, что, создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением налоговой политикой. Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.

       Налоговая политика Европейского союза — система мер, проводимых институтами и органами Европейского союза, а также его государствами-членами, с целью гармонизации налогового законодательства государств-членов для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке Европейского союза, обеспечении реализации основных свобод, предусмотренных Договором о Европейском союзе (свобод движения товаров, лиц, услуг и капиталов), недопущении недобросовестной и пагубной налоговой конкуренции юрисдикций государств-членов, недопущение налоговой дискриминации на внутреннем рынке, выработки новых принципов и механизмов устранения двойного налогообложения, а также обеспечение борьбы с налоговыми правонарушениями. В Договоре о Европейском союза налоговая политика Европейского союза в отдельный вид не выделена, но является важнейшим направлением как внутренней, так и внешней политики Европейского союза.

 

В развитых странах роль налоговой политики в формировании и распределении доходов как предпринимательства, так и населения, чрезвычайно высока.

     В 80 – 90-е гг. в ведущих развитых странах произошли принципиальные изменения теоретических и практических основ налоговой политики, оказавшие и продолжающие оказывать влияние на экономическое развитие этих стран.

   В зависимости от характера налоговой политики государства выделяют три её типа.

   Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять всё, что можно». Государство устанавливает высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы, расширяет перечень налогов. Как правило, такой тип налоговой политики проводится во времена экономических кризисов или в период военных действий. Результатом такой политики может стать так называемая «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

 Второй тип – политика «разумных налогов» (политика экономического развития). Государство ослабляет налоговый пресс, в первую очередь для предпринимательства и одновременно сокращает расходы, как правило, на социальные программы. Такой тип налоговой политики способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

 Третий тип – налоговая политика, предусматривающая высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите населения. Такой тип налоговой политики характерен в периоды экономического роста и позволяет установить высокий уровень налогообложения, который в конечном итоге сопровождается выполнением всех социальных программ.

 При сильной экономике все указанные типы налоговой политики могут успешно сочетаться.

      Взносы на социальное страхование являются обязательными и представляют собой форму налогового платежа. В последние годы правительства большинства развитых стран приступили к реформированию национальных систем налогообложения, что способствовало снижению ставок некоторых видов налогов. 

        В числе важных причин снижения ставок налогов - поддержка деятельности местных компаний и стимулирование притока иностранных инвестиций в страну. Примером может служить Ирландия, где низкий «потолок» корпоративного налога обеспечивает увеличение притока капиталовложений из-за рубежа. В то же время в Германии, например, несмотря на высокопрофессиональную рабочую силу, хорошо развитую инфраструктуру и другие привлекательные для иностранных инвесторов факторы, высокие налоги часто препятствуют увеличению капиталовложений. Однако надо помнить, что низкие налоговые ставки не всегда означают, что в данной стране и низкое налоговое бремя, поскольку величина последнего зависит также от налогооблагаемой базы и налоговых скидок.

       Налоговая политика ЕС, являясь видом направления политики регионального интеграционного объединения, некоторым образом схожа с налоговой политикой любого государства, хотя и следует согласиться, что федеративные принципы такого интеграционного объединения находятся лишь на стадии формирования.

        Высокоразвитые страны ЕС, с одной стороны, могут довольно существенно повышать уровень налогообложения без заметного отрицательного влияния на экономическое развитие (у субъектов рынка остается достаточно финансовых ресурсов для уплаты налогов и налоговых платежей), а с другой - имеют возможность способствовать росту ВВП при помощи относительно рациональной (у них) финансовой деятельности государства. Правда, при формировании и реализации налоговой политики им приходится учитывать, что в мире существуют высокоразвитые государства с более узкими рамками налоговой экспансии (в условиях развитой рыночной экономики факторы производства характеризуются высокой мобильностью), а идеального перераспределения ВВП достичь невозможно (фискальные теории базируются на упрощенном восприятии действительности, тогда как современная система государственного управления не исключает принятия ошибочных фискальных решений).

        Поэтому даже незначительное расширение экспансии фиска может дестимулировать экономический рост.

        Направления общей налоговой политики ЕС отражены в Отчете 2011 года: «Налоговые реформы в странах ЕС: вызовы налоговой политики для экономического роста и финансовой стабильности», где предложено рассмотрение трех основных вопросов в области налогообложения ЕС:

-    перспективы налоговой консолидации стран ЕС;

-    создание более простых и удобных налоговых структур;

- способы улучшения налоговой системы с точки зрения индивидуального налогоплательщика.

        Проведенный  анализ согласованной налоговой  политики ЕС еще раз подтвердил  вывод о том, что создание единого экономического пространства реально невозможно без применения во всех странах ЕС однотипных налоговых механизмов, регулирующих не только беспрепятственное движение товаров внутри рынка, но и налоговую конкуренцию внутри него. Реальность такова, что возникновение экономических угроз ориентирует государства-члены ЕС не на фискальную помощь извне, а на проведение самостоятельной налогово-бюджетной политики, нейтрализующей эти угрозы внутри государства. Европейский союз (ЕС) по-прежнему остается одним из наиболее крупных интеграционных образований, проводящим общую экономическую политику, в том числе и в сфере налогообложения. 

       Для успешной реализации идеи общего рынка необходимо по возможности устранить все препятствия, в том числе и налоговые. Сферу действия ст.14 Договора, учреждающего Европейское сообщество (в редакции Амстердамского договора 1997 г.), декларирующего снятие внутренних границ, правомерно распространять и на так называемые налоговые границы. Такое широкое толкование данной базовой нормы законодательства ЕС происходит из следующих соображений: после полной отмены таможенных пошлин и запрета нетарифных ограничений именно уровень и качество налогообложения на территории государств-членов ЕС оказывают существенное влияние на деловую активность в масштабе Союза. Экономическая реальность такова, что без гармонизации законодательства в области налогообложения невозможно полностью преодолеть разницу в условиях хозяйствования для субъектов из разных государств – членов ЕС.

      

     Сегодняшняя налоговая политика ЕС сформирована в соответствии с Коммюнике Европейской комиссии от 23 мая 2001 г.  о «Налоговой политике в ЕС – приоритеты на будущие годы». Европейская комиссия также выступила с инициативой о введении новых видов налогов как на уровне ЕС, так и во всех развитых странах. Предложение обусловлено необходимостью смягчить последствия  финансового кризиса за счет пополнения бюджетов  и, следовательно, уменьшения государственных долгов развитых стран. Предложение Европейской комиссии заключается во введении двух типов налогов. Первый из них вводится на уровне ЕС, а второй налог должен стать общемировым и взиматься за совершение финансовых операций. К тому же финансирования требуют рост и развитие общих сегментов экономики, а также вопросы изменения климата и защиты окружающей среды, которые ЕС обозначает как одни из приоритетных в процессе выполнения стратегии «Европа 2020».

В настоящее время Европейская  комиссия проводит анализ влияния различных  типов налога на финансовый сектор. Рассматриваются три типа таких  налогов:

  • банковский налог, который должен рассчитываться на основе баланса;
  • налог на финансовую деятельность;
  • налог на финансовые трансакции.

Тем не менее, некоторые европейские  страны уже ввели или планируют  ввести новые для финансовой системы  налоги. Австрия, Венгрия и Португалия установили банковский налог, который  рассчитывается на основе баланса (за вычетом собственного капитала и  обеспеченных депозитов). В Австрии  в базу по банковскому налогу включается дополнительный элемент - 0,013% от объема деятельности по торговле. На Кипре  был введен налог, рассчитываемый на базе общей суммы банковских депозитов. Венгрия установила налог на страховые  премии. В 2011 г. Дания увеличила ставку налога на финансовую деятельность с 9,13 до 10,5%, базой для которого является общая сумма вознаграждения персонала  компаний, осуществляющих такую деятельность. В Великобритании ввели банковский налог, а также специальный единовременный налог в размере 50% от суммы бонусов, превышающих 25 000 фунтов стерлингов и  выплаченных банками и строительными  обществами. Португалия, которая, как  отмечалось выше, увеличила ставку НДС, также установила его для  ряда финансовых услуг.

В рассматриваемом периоде  некоторые европейские страны предприняли  ряд мер для повышения собираемости налогов и в целях борьбы с  уклонением от уплаты налогов. В частности, Болгария, Кипр, Греция, Латвия, Италия и Словения усилили контроль за соблюдением  налогоплательщиками правил налогового законодательства.

В Италии мероприятия по усилению налогового контроля стали  самыми существенными нововведениями в налоговом законодательстве в 2010 - 2012 гг. Для выявления лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, была разработана  особая процедура оценки соответствия величины декларируемых налогов  объему деятельности налогоплательщика: на основании фактических данных налогоплательщика по расходам рассчитывается соответствующая им сумма дохода и сравнивается с суммой задекларированного дохода. Дополнительно были установлены  лимит на расчеты наличными средствами и требование об указании идентификационного номера налогоплательщика при приобретении товаров дороже 3600 евро. Усиление налогового контроля коснулось также вопросов проведения налоговых проверок, мер  по предотвращению уклонения от уплаты НДС, а также компаний, ведущих  деятельность через оффшоры.

В рамках программы экономического и финансового оздоровления для  некоторых европейских стран  усиление налогового контроля является одним из самых важных шагов на пути к стабилизации финансовой ситуации. В Греции, например, были приняты  меры по ужесточению уголовного наказания  и штрафов за неуплату налогов, а  также по реорганизации налоговых  органов. Для предотвращения уклонения  от НДС установлен лимит сделок с  наличностью: платежи в сумме, превышающей 1500 долл. США, должны проводиться только через банк. В Латвии контролирующие органы были наделены дополнительными  административными полномочиями, налоговые  проверки стали более «прозрачными», также были предприняты меры по ужесточению  борьбы с незаконными сделками. Кроме  того, были установлены лимиты на расчеты  наличностью и требования к минимальному уровню зарплаты в компаниях, участвующих  в государственных тендерах.

Текущая экономическая ситуация в европейских странах диктует  необходимость совершенствования  системы формирования доходной части  бюджета. Эффективная налоговая  политика должна способствовать получению  средств, достаточных для покрытия государственных расходов, перераспределению  доходов в потреблении (через  прогрессивное налогообложение), учету  фактора охраны окружающей среды  и здоровья населения (через соответствующие  налоги, связанные с охраной окружающей среды, акцизы на табак, алкоголь и т.д.), влиянию на распределение ресурсов, созданию рабочих мест, стабилизации экономической ситуации и созданию предпосылок для экономического роста. Как видно из вышеизложенного, европейские страны предпринимают  необходимые меры для достижения этой эффективности, большей частью согласованно действуя в рамках общих  тенденций.

Информация о работе Налоговая политика стран ЕС