Налоговая политика в послевоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:29, доклад

Описание работы

В послевоенный период сложное положение было в сельском хозяйстве. От общего объёма ассигнований в четвёртой пятилетке на его развитие направлялось всего 7%. Государство вынуждено было для развития индустрии изымать в виде налогов и обязательных поставок свыше 50% продукции колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукции не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. По трудодням колхозник получал в год меньше, чем рабочий зарабатывал в месяц.

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.docx

— 19.31 Кб (Скачать файл)

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

2. В послевоенный период сложное положение было в сельском хозяйстве. От общего объёма ассигнований в четвёртой пятилетке на его развитие направлялось всего 7%. Государство вынуждено было для развития индустрии изымать в виде налогов и обязательных поставок свыше 50% продукции колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукции не менялись с 1928 г., тогда как на промышленную продукцию выросли за это время в 20 раз. По трудодням колхозник получал в год меньше, чем рабочий зарабатывал в месяц.

В конце 40-х гг. были обложены высокими налогами приусадебные участки. Крестьяне стали избавляться  от скота, вырубать фруктовые деревья, так как платить налоги им были не по карману. Уехать из деревни крестьяне  не могли, так как не имели паспортов. Тем не менее, сельское население  в условиях ускоренного развития индустрии сокращалось – крестьяне  вербовались на стройки, на заводы, на лесозаготовки. В 1950 г. сельское население сократилось по сравнению с 1940 г. вдвое.

3. Новая система была заложена Законом о сельскохозяйственном налоге от 8 августа 1953 г. Плательщиками налога становятся хозяйства членов колхозов, а также хозяйства других граждан, которым были выделены приусадебные земельные участки и служебные наделы пахотной земли на территории сельских Советов народных депутатов.  Сельскохозяйственный налог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка, но в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования и т. д. Налог не взимался с участка площадью менее 50 м². По этому налогу бала установлена широкая система льгот. Освобождались от уплаты налогов учителя, агрономы, зоотехники, гидротехники и др[11].

4. В 1953 г. были снижены ставки разового сбора на колхозных рынках и освобождены от его уплаты колхозы, колхозники и другие граждане за торговлю отдельными видами продуктов.

5. В 1957 г. отменяется взимание патентного сбора, размер которого определялся исходя из разряда предприятия, который устанавливался для производственных предприятий в зависимости от годового объема валовой продукции, а для торговых – в зависимости от плана товарооборота. С 1958 г. сельское население было освобождено от дорожных повинностей, а строительство и ремонт местных автомобильных дорог было возложено на колхозы, совхозы, промышленные, транспортные, строительные и другие предприятия и хозяйственные организации.

6. В середине 60-х годов в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы. Целями реформы были совершенствование системы управления народным хозяйством и усиление экономического стимулирования производства.

7. В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести:

-изменение порядка распределения  прибыли государственных предприятий.  Были введены плата за производственные  фонды, рентные платежи и взносы  свободного остатка прибыли в  целях усиления хозяйственного  расчета;

- введение платы за фонды  (постановление ЦК КПСС и Совета  Министров (СМ) СССР от 4 октября  1965г.), которая представляла собой  форму распределения прибыли.  Была введена в целях повышения  заинтересованности предприятий  в лучшем использовании производственных  основных фондов и оборотных  средств. Плата за производственные  фонды взималась с первоначальной  стоимости основных производственных  фондов, что должно повышать заинтересованность  предприятий в их своевременном  обновлении и повышении технического  уровня производства;

- введение фиксированных (рентных)  платежей являвшиеся формой изъятия  в доход государства части  прибыли объединений, предприятий,  получение которой было обусловлено  факторами, не зависящими от  деятельности коллектива. Фиксированные  платежи были установлены для  объединений, предприятий, у которых  образовывался дифференциальный  чистый доход, имевших рентабельность  выше, чем в среднем по отрасли,  вследствие благоприятных природных,  транспортных, технико-экономических  условий производства и не  использующих расчетные цены. Платежи  исчисляли сами плательщики и  вносили в бюджет со своих  расчетных счетов;

 

-реформирование системы подоходного  обложения колхозов, который был  установлен в соответствии с  Указом Президиума ВС СССР  от 10 апреля 1965г. Плательщиками налога  выступали колхозы. Подоходным  налогом облагался чистый доход  за вычетом части дохода, соответствовавшей  рентабельности в 25% и часть  фонда оплаты труда колхозников.  Чистый доход колхоза определялся  в виде разницы между суммой  выручки от реализации продукции,  оказания услуг, стоимости продукции,  выдаваемой в порядке оплаты  труда колхозникам и лицам,  привлеченным для работы в  колхозе со стороны, и себестоимостью  этой продукции и услуг. Уровень  рентабельности хозяйства исчислялся  в процентах как отношение  суммы чистого дохода к себестоимости  реализованной продукции, оказанных  услуг и стоимости продукции,  предусмотренной к выдаче колхозникам  и другим лицам в порядке  оплаты труда. Облагаемая часть  фонда оплаты труда определялась  как разность между суммой, выделенной  для оплаты труда колхозников  и необлагаемой суммой фонда,  рассчитываемой на среднегодовое  число колхозников, работающих  в общественном хозяйстве[12].

Таким образом, в годы Великой Отечественной  войны роль налогов была весьма значительна. В общем, существовавшая система  налоговых платежей оказалась устойчивой. В послевоенные годы были снижены  некоторые налоги, в отношении  сельского хозяйства значительных изменений не произошло. В 1953 – 1964 гг. проводились реформы, стимулирующие  сельскохозяйственные отрасли к  дальнейшему развитию. Сокращались  налоги на зарплаты рабочих и служащих.

Завершая первую главу, сформулируем общие выводы. Налоговая система  в 1920-х гг. в некоторой мере позволила  выполнить поставленные задачи, но она была очень сложной и запутанной, что позволяло облагать налогами несколько раз один и тот же объект. Налоговая реформа в СССР (1930-1932 гг.) коренным образом изменила предыдущую налоговую политику. Большая  часть налогов превратилась в  обязательные платежи госпредприятий в бюджет страны. В период с 1941 г. по 1945 г. для пополнения бюджетов вводились  новые виды налоговых платежей, но в послевоенный период сокращалась  доля налоговых поступлений от населения  в бюджет. Итогом сельскохозяйственной реформы 1953 г. стало снижение налоговых  ставок и увеличение личного подсобного хозяйства граждан.


Информация о работе Налоговая политика в послевоенный период