Налоговая система Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:39, реферат

Описание работы

Налоговая система ФРГ сегодня представляет собой сложную и разветвленную систему налогов, охватывающих практически все стороны жизнедеятельности общества. В основе налоговой системы ФРГ лежит принцип множественности налогов. Какие основные виды налогов и в каком размере платят жители Германии, какую организационную структуру налоговых органов имеет Германия – раскрытие этих вопросов является целью написания данной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Организационная структура налоговых органов 4
2. Основные виды налогов 9
2.1. Подоходный налог 9
2.2. Социальные сборы и платежи 11
2.3. Налоги с имущества 12
2.4. Налог на прибыль 13
2.5. Промысловый и поземельный налог 15
2.6. Налог на добавленную стоимость и акцизы 16
2.7. Другие налоги, сборы и взносы 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

налоггерм.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине:

Налоговая система РФ

На тему: Налоговая система Германии

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

4 курса СЭФ УП-2 группы

Липина Светлана

 

 

 

 

Москва-2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В любой стране налоговая система  является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.

Германия прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднимались из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное федеративное государство с развитой рыночной экономикой, ориентированной на приоритетное решение социальных проблем.

В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления.

Налоги в ФРГ занимают ведущее  место среди методов мобилизации ресурсов для покрытия государственных расходов и рассматриваются правительством ФРГ как главное орудие воздействия государства на развитие германской экономики. Они являются основным источником доходов страны.

Налоговая система ФРГ сегодня  представляет собой сложную и разветвленную систему налогов, охватывающих практически все стороны жизнедеятельности общества. В основе налоговой системы ФРГ лежит принцип множественности налогов.

Какие основные виды налогов и в каком размере платят жители Германии, какую организационную структуру налоговых органов имеет Германия – раскрытие этих вопросов является целью написания данной работы.

 

 

1. Организационная структура налоговых органов

В конституции закреплено существование двух уровней государственной власти — федеративной республики (федерации) и земель (членов федерации). Общины не образуют третьего государственного уровня, а являются частью земель. Земли обязаны осуществлять контроль за финансовым положением общин.

Высшей властью в стране, устанавливающей  налоги, является парламент. В соответствии с федеральным устройством страны выделяется центральный уровень — уровень федеральных органов, уровень земель и уровень местных органов власти (муниципалитетов, общин). Каждый уровень власти имеет собственный бюджет с закрепленными за ним источниками доходов.

Бюджетная система Германии включает в себя бюджет федерации (с двумя  специальными фондами), бюджеты 16 земель и более 11 тыс. бюджетов общин. В финансовой статистике Германии все перечисленные  звенья объединены в понятие «сводный (консолидировании) государственный бюджет». Доля налогов в доходах сводного бюджета составляет примерно 80%.

Современная система распределения  налогов сложилась в ходе крупнейшей финансовой реформы 1969 г. Все налоги, поступающие в сводный бюджет государства, можно разделить на две группы:

  1. закрепленные за соответствующим административно-территориальным звеном и поступающие туда в полном объеме, или собственные налоги;
  2. распределяемые по установленным нормам между федерацией, землями и общинами и поступающие одновременно в бюджеты различных уровней — распределяемые (общие) налоги.

К собственным налогам федерации  относятся различные акцизы (на нефтепродукты, табак, спиртоводочные изделия и  др.), таможенные пошлины, и некоторые  другие мелкие налоги и сборы (например, «надбавка на солидарность» к подоходному и корпорационному налогам).

Собственные налоги земель включают поимущественный налог, налоги с наследства и дарений, с владельцев автотранспорта, акциз на пиво и др., общин — поземельный и промысловый. Особое законодательство действует в отношении промыслового и поземельного налогов. В компетенции федеральных органов находятся базы обложения, необлагаемый минимум, льготы. Земельные органы устанавливают основные (базовые) ставки этого налога, а общины — специальные коэффициенты к ним.

Распределяемые (общие) налоги включают: налог на прибыли корпораций (делится  поровну между бюджетами федерального и земельного уровня), подоходный налог с физических лиц (по 42,5% в федеральный и земельные бюджеты и оставшиеся 15% — в местный бюджет) и НДС (в разных пропорциях делится между всеми тремя уровнями бюджетной системы). Промысловый налог формально не относится к «общим» налогам, но часть поступлений этого налога, собираемого в пользу местных органов власти, перечисляется федерации и землям на основе специальных законов.

Характерной особенностью налоговой  системы Германии является перераспределение налоговых поступлений по вертикали — от вышестоящих уровней бюджетной системы нижестоящим и по горизонтали — от налогово-обеспеченных земель в пользу бедных земель.

Распределение поступлений от подоходного и корпорационного налогов осуществляется по вертикальному принципу. Налоговые управления земель взимают эти налоги с жителей, проживающих на территории соответствующих земель, и расположенных на данной территории предприятий. Затем каждая из земель передает своим общинам 15% общей суммы поступлений подоходного налога, оставшаяся часть направляется в вышестоящие бюджеты и делится поровну между федерацией и землями.

Перераспределение НДС осуществляется между отдельными землями в соответствии с принципом «горизонтального выравнивания». Сущность такого выравнивания заключается в том, что «самодостаточные» в налоговом отношении земли передают часть своих налоговых поступлений отстающим в этом отношении землям. В результате финансовые возможности всех земель выравниваются исходя из средних по стране показателей.

Распределение НДС между землями  выполняется в два этапа. На первом этапе 75% поступлений этого налога в бюджеты земель распределяются между ними в соответствии с численностью их жителей. Кроме того, с помощью специальных коэффициентов учитываются некоторые другие факторы (например, демографическая ситуация). Остальные 25% образуют фонд дополнительных субсидий, предоставляемых экономически слабым землям в зависимости от показателя среднедушевого объема их налоговых поступлений.

При расчете перераспределяемых сумм используются два основных метода расчетов: на основе так называемого первичного налогового потенциала земли, который рассчитывается как сумма налоговых поступлений в бюджет данной земли плюс 50% поступлений наиболее крупных налогов общин, входящих в состав данной земли (этот показатель используется также для составления перечня земель, имеющих право на получение выравнивающих субсидий, и земель - доноров, обязанных их выплачивать), и на основе так называемого среднего налогового потенциала — как суммы наиболее крупных налогов, поступающих в земельные бюджеты и бюджеты общин (в целом по стране), поделенной на число жителей страны и умноженной на число жителей данной земли.

Этот последний показатель представляет собой норму земельных доходов, базирующуюся на среднедушевых налоговых  поступлениях. Земли, у которых фактические налоговые доходы (первичный налоговый потенциал) выше нормы (среднего налогового потенциала), будут должны выплачивать соответствующие субсидии тем землям, доходы которых ниже этой нормы.

При этом законодательно установлено, что налоговый потенциал самых экономически слабых земель должен составлять не менее 92% от средних показателей. Если же этот показатель составляет менее 92%, то благодаря выравнивающим субсидиям он должен быть увеличен до установленного среднего уровня.

Финансовое выравнивание осуществляется также на уровне общин. Это связано с тем, что, во-первых, в обязанности земель входит контроль за финансовым положением общин, а во-вторых, только при равном объеме налоговых доходов на душу населения жителям каждой из общин может быть обеспечен сопоставимый объем социальных и культурных благ.

Процент участия всех общин в  подоходном налоге определен заранее (15%). Доля отдельных общин зависит  от суммы этого налога, выплаченного его жителями. Для каждой общины рассчитывается так называемое ключевое число — отношение удельного веса к общему объему подоходного налога, собранного на данной территории, к общему объему поступлений подоходного налога, причитающегося общинам. В соответствии с ключевым числом и определяется сумма подоходного налога, которая должна быть передана в распоряжение той или иной общине. Вначале за общинами резервируется 15% общей суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, затем эта сумма распределяется между отдельными общинами пропорционально численности их жителей. После определения собственных и общих налоговых доходов общин тем из них, которые не дотягивают до среднего уровня, предоставляются выравнивающие («ключевые») субсидии из вышестоящих бюджетов.

Одной из центральных проблем финансовой политики страны остается сложное финансовое положение присоединенных земель. Если в старых землях за счет налогов покрывается примерно 57—76% расходов, то в новых (присоединенных) — менее половины. Нехватка собственных налоговых доходов новых земель обусловливает необходимость применения различных мер по выравниванию налоговых поступлений. Первоначально связанные с объединением земель расходы финансировались из фонда немецкого единства, созданного в мае 1990 г. за счет отчислений федерации и западных земель, сейчас для всех земель действует общий порядок перераспределения налоговых доходов.

Полномочия в сфере администрирования  налогов распределяется между бюджетными звеньями следующим образом: федеральные финансовые органы в лице главного таможенно - акцизного управления взимают таможенные пошлины; общие акцизы; акциз на пиво (поступающий в земельный бюджет), а также сборы в пользу ЕС. Земельные органы в лице их финансовых управлений осуществляют сбор налогов, которые полностью или частично поступают в федеральный бюджет, т.е. общих налогов, а также своих собственных налогов. Поземельный и промысловый налоги взимаются землями и общинами совместно. Что касается местных налогов на потребление и расходы, то их законодательное регулирование осуществляют земли, а взимание — местные финансовые органы.

Контроль за уплатой налогов  осуществляют в основном земельные  финансовые органы. На них приходится основной объем налоговых ревизий  на предприятиях. При финансовых ведомствах земель действуют специальные контрольные подразделения, занимающиеся крупными компаниями, мелкими и средними фирмами, сельскохозяйственными предприятиями и др. На федеральном уровне ревизионную службу координирует федеральное министерство финансов.

Все связанные с налогами вопросы, начиная с установления базы обложения, процедуры сбора налогов и кончая обжалованием действий налоговых органов и применением санкций за налоговые правонарушения, регулируются положением о налогах, сборах и взносах (1997 г.). Оно распространяется на все виды налогов и таможенные пошлины.

 

2. Основные виды налогов

2.1. Подоходный налог

Подоходным налогом  облагается общая сумма доходов граждан, признаваемых резидентами Германии, полученная из всех источников, в том числе и из-за рубежа. Нерезиденты облагаются только по доходам, полученным из источников в Германии. Резидентами считаются лица, имеющие свой «семейный очаг» в Германии или «обычно проживающие» на ее территории (последнему критерию удовлетворяет, например, проживание непрерывно в течение не менее шести месяцев в рамках периода в один или два года). Гражданство лица обычно не принимается во внимание, хотя по условиям налоговых соглашений с некоторыми странами для случаев двойного резидентства гражданство может выступать решающим критерием. Нерезиденты вправе претендовать на налоговый статус резидента, если они могут доказать, что не менее 90% их общей суммы доходов происходит из немецких источников.

Общий доход налогоплательщика  складывается из доходов, полученных от труда по найму, самостоятельной деятельности, предпринимательства и недвижимого имущества. Для каждого из этих видов доходов существуют свои правила расчета облагаемого дохода.

Доходы в виде заработной платы облагаются в авансовом порядке, путем удержания налога при выплате заработков работников по специальной шкале ставок. При этом налогоплательщики делятся на шесть групп в зависимости от семейного положения, наличия детей, числа работающих в семье. Например, к налоговой группе I относятся одинокие плательщики, не имеющие детей, к группе II — женатые работающие супруги. Для каждой из групп установлены свои вычеты и льготы. Налог удерживается работодателем по каждому виду выплат заработной платы на основании налоговой карточки, где содержатся все необходимые для его расчета данные.

Для коммерческой деятельности приняты правила вычета документированных расходов. Если эти расходы не подтверждаются документально, разрешается применять стандартный вычет в размере 920 евро. Взносы по системе обязательного пенсионного страхования подлежат вычету в пределах до 6 тыс. евро. Платежи по частному страхованию жизни, здоровья, от безработицы и т.д. также могут вычитаться из облагаемого дохода, но с определенными ограничениями. Эти документированные вычеты могут быть также заменены стандартным вычетом в 1500 евро (3000 евро — для семейных пар).

Информация о работе Налоговая система Германии