Налоговая система Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 13:26, доклад

Описание работы

К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. В Германии принята сложная и разветвленная налоговая система. Обо всех налогах, которые должны выплачивать граждане и не граждане Германии Вам будут сообщать каждый месяц: на почту приходят письменные извещения налоговых органов. Помощь специалистов при оплате налогов — обычное дело в Германии. Новым предпринимателям и иностранным предпринимателям, а также тем, кто получает дополнительные доходы, всегда рекомендуется обратиться к экспертам при заполнении первых налоговых деклараций (например, налоговым консультантам, адвокатам, присяжным ревизорам, аудиторам и финансовым инспекторам).

Файлы: 1 файл

1.docx

— 30.48 Кб (Скачать файл)

Герма́ния (нем. Deutschland), официальное название — Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (нем. Bundesrepublik Deutschland), ФРГ — государство в Центральной Европе. По государственному устройству является федеративным государством, подразделяющимся на 16 административно-территориальных единиц — федеральных земель. Форма государственного правления в Германии — парламентская республика.

Государственное устройство Германии предполагает трёхступенчатую систему организации государственных финансов, в силу чего налоговая система этой страны также является трёхуровневой.

1.Особенности налоговой  системы ФРГ

К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. В Германии принята сложная и разветвленная налоговая система. Обо всех налогах, которые должны выплачивать граждане и не граждане Германии Вам будут сообщать каждый месяц: на почту приходят письменные извещения налоговых органов. Помощь специалистов при оплате налогов — обычное дело в Германии. Новым предпринимателям и иностранным предпринимателям, а также тем, кто получает дополнительные доходы, всегда рекомендуется обратиться к экспертам при заполнении первых налоговых деклараций (например, налоговым консультантам, адвокатам, присяжным ревизорам, аудиторам и финансовым инспекторам).

Как федеративное государство оно прошло различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.

Налоговая система Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые определяются традиционной ориентацией на масштабное государственное регулирование.

Стимулирующая функция данной системы налогообложения проявляется в инвестиционном потенциале системы налогообложения Германии, который предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли хозяйствующих субъектов, которая выделяется на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов.

Реализация фискальной функции налоговой системы Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут физические и юридические лица. [2, с. 94]

Налоговая  система  Германии  даёт  возможность  снижать  налогооблагаемую  базу  и  свести  уровень  выплачиваемых  налогов  до  30  %  и  ниже.  При  этом  способы  оптимизации  налогообложения  являются  абсолютно  законными.  Возможностью  использования  налоговых  льгот,  в  виде  снижения  налоговых  обязательств,  обладают  граждане,  попавшие  в  сложное  финансовое  положение.  Налоговые  льготы  предоставляются  студентам,  инвалидам,  школьникам.  Также  в  законодательстве  страны  четко  отражены  условия  налогообложения  врачей,  журналистов,  переводчиков,  фрилансеров,  частных  предпринимателей.  Таким  образом,  каждый  гражданин  ощущает  на  себе  индивидуальный  подход  в  решении  проблем  налогообложения. 

Налоговая  система  имеет  разветвлённый  характер,  которая  стабильно  пополняет  казну  государства,  создаёт  условия  для  бесплатного  образования,  высоких  социальных  выплат  по  безработице,  льготного  лечения

2.Налоговое законодательство

Общие правила налогообложения в Германии регулируются Законом «Порядок взимания налогов» - Abgabenordnung.

 

Конституционные основы налогового правопорядка определяются положениями Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г. (Grundgesetz fur Bundesrepublik Deutschland, Конституция ФРГ) с изменениями, внесенными законом ФРГ от 26 июля 2002 г. (далее - Основной закон). Это прежде всего нормы, устанавливающие компетенцию Федерации, земель и общин в налоговой сфере: полномочия по законотворчеству в налоговой сфере (ст. 105), полномочия на получение налоговых доходов (ст. 106, 107), полномочия по администрированию налогов (ст. 108). Кроме того, для налогового права как публичного права вмешательства особое значение имеют нормы Основного закона об основных правах и свободах граждан (ст. 1-3, 6, 12-14) и нормы- принципы, в особенности принципы правового государства, социального государства, законности, правовой безопасности и др. Конституционные нормы также предопределяют систему налогового законодательства и систему налогов и иных обязательных публичных платежей.

Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов. Именно поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики.

 

 

 3.Принципы налогообложения в ФРГ

 

Основной принцип немецкого налогообложения, с момента зарождения системы звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг оказываемых государством».

        Важнейшие принципы налогообложения со  времен  Л.  Эрхарда  в  Германии  укоренились  важнейшие  принципы построения системы налогообложения:

 

— налоги по возможности минимальны;

— минимальны или,  точнее,  минимально  необходимы  и  затраты  на  их

взимание;

— налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

— налоги соответствуют структурной политике;

— налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

— система должна строиться на уважении к  частной  жизни  человека;

—В связи с  налогообложением  человек  должен  по  минимуму  открывать государству свою частную жизнь;

—налоговый работник не  имеет  права никому дать какие-либо  сведения  о  налогоплательщике; 

—сохранение коммерческой тайны гарантировано;

— налоговая система исключает двойное обложение;

—  величина  налогов  соответствует  размеру  государственных   услуг,

включая защиту человека и все,  что  гражданин  может  получить  от

государства.

Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета, взаимоотноше-ния и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами.

Особенностью налоговой системы Германии является сложное и многоступенчатое распределение налоговых поступлений между звеньями бюджетной системы, позволяющее реализовать концепцию вертикального и горизонтального выравнивания неравномерного экономического развития федеральных земель.

Высокодоходные земли (Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. [18]

4. Структура налоговой системы ФРГ

 
Налоги делятся на федеральные, земельные, совместные (федеральные и земельные), муниципальные общинные налоги и церковные налоги.

 
1)Федеральные налоги не подлежат  никакому перераспределению. Они  включают поступления в бюджет  от обложения продукции потребительского  спроса: бензина и другого нефтяного  топлива (5,6%), табака (3,1%), виноводочных изделий (0,8%) и пр. в земельном бюджете налоговые сборы от продажи ряда потребительских товаров (пиво, кофе, сахар и пр.) также играют определенную роль. Но более важным компонентом являются налоги на имущество и транспортные средства.

 
2)В общинных сборах решающую  роль играют промысловый и  поземельный налоги.

В отличие от федеральных и земельных, остающихся целиком в бюджетах соответствующих управленческих уровней, общинный промысловый налог частично (около 18%) передается в распоряжение федерации и земли.

 
3)Земли получают доходы от:

 
· земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки в казино;

 
· доли в совместных налогах;

 
· доли в распределении промыслового налога.

 
4)К числу совместных налогов  относятся: налог на заработную  плату, подоходный налог, налог с  корпораций, налог на добавленную  стоимость (включая налог с оборота  ввозимых товаров).

 
5)Церкви в ФРГ (католическая, протестантская  и лютеранская) правомочны взимать  с верующих соответствующей концессии  церковный налог.

 

5. Основные виды налогов

К основным налогам относятся подоходный налог, в том числе и в виде налога на заработную плату, промысловый налог, земельный налог, корпоративный налог, налог на имущество, налог на доход с капитала, налог на добавленную стоимость. Сумма перечисленных пяти видов налогов составляет около 92% от общей суммы налогов.

Подоходный налог

Подоходный налог является одним из важнейших прямых налогов в Германии. Подоходным налогом с физических лиц облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном году. Им облагается заработная плата лиц, работающих по найму, доходы лиц свободных профессий (гонорары), доходы на капитал, проценты на банковские вклады, аренда, сдача жилых помещений, индивидуальная трудовая деятельность и др. В основу налогообложения положен принцип равного налога на равный доход независимо от его источника.

Данный налог прогрессивен, в отличие от других стран. То есть, его минимальная ставка составляет 15%, а максимальная доходит до 42 %. Что касается максимальной ставки, то она применима для тех физических лиц, чей уровень дохода превышает сумму в 120 тысяч марок. На сегодняшний момент необлагаемый минимум для данного вида налога составляет 8,004 евро (для одиноких граждан) и 11,232 тыс. евро для семейных пар. Если же доходы одиноких граждан не превышают 8,153 тыс. евро и 16,307 тыс. евро для супругов, то для таких налогоплательщиков существует пропорциональная система налогообложения, согласно которой ставка составляет 22,9 %. В других случаях налог взимается по прогрессивной шкале. Это правило действует для доходов, не превышающих 120,041 тыс. евро (для одиноких) и 240,083 тыс. евро (для состоящих в браке). Доходы, превышающие приведенный уровень, должны облагаться по ставке в 51%. Безусловно, в государстве предусмотрены налоговые льготы для ряда лиц и ситуаций. К примеру, в Германии существуют льготы для детей и старшего поколения (возрастные льготы), а также специальные льготы для чрезвычайных ситуаций (несчастный случай или серьезная болезнь). Лица, достигшие возраста 64 лет, имеют необлагаемый минимум налога, который повышается до 3,7 тыс. евро. Помимо того, у лиц, которые владеют земельным участком, подоходный налог не взимается, начиная с суммы 4,750 евро.

 Расчет подоходного налога

  • Необлагаемый налогом минимум: 8.004 Евро для одиноких и 16.008 Евро для семейных пар.

  • Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объёма доходов в 52.152 Евро для одиноких и 104.304 Евро для тех, кто состоит в браке (Ставка налога от 15 до 42 %).

  • Доходы, которые превышают этот уровень, облагаются по максимальной ставке 42%. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).

Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет.

Корпоративный налог с юридических лиц (Körperschaftsteuer)

Налогом облагается годовая прибыль. Виды налогов: корпоративный (ставка 15 %), надбавка солидарности (примерно 1 % от прибыли) и промышленно-торговый (местный, 13-16 % от прибыли).

Налог на прибыль корпораций является основным налогом, который уплачивают юридические лица. Данный налог предусматривает так называемую систему зачета, которая позволяет учесть интересы акционеров – физических лиц.

Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость подлежит уплате всякий раз, когда Вы продаете товары или услуги на территории Германии. НДС исчисляется на основании суммы выручки, причем сумма самого налога на добавленную стоимость не учитывается.  С 2007 года ставка этого налога в Германии повысилась с 16% до 19%. Льготная ставка 7% применяется к ограниченному перечню товаров (продуктам питания, печатной продукции и др.).

От уплаты НДС освобождены определенные профессиональные группы (например, врачи, физиотерапевты и страховые агенты), а также определенные операции, как например продажа недвижимости или предоставление займов.

Чтобы  понять,  как  функционирует  система  в  целом,  необходимо  провести  финансовый  анализ  налоговых  поступлений  в  бюджет  страны.  Так  в  феврале  2013  года  налоговые  доходы  (без  учета  местных  налогов)  по  сравнению  с  тем  же  месяцем  прошлого  года  увеличились  на  0,9  млрд.  евро  (+2,2  %).  Рост  общего  объема  налоговых  поступлений  связан,  прежде  всего,  с  развитием  налогов  федеральных  земель  (+  0,5  млрд.  евро)  и  федеральных  налогов  (+  0,3  млрд.  евро).  Государственные  налоги  фактически  увеличилась  до  8,4  %,  что  составляет  0,1  млрд.  евро.  В  период  с  января  по  февраль  2013  года  налоговые  поступления  увеличились  в  целом  на  2,0  %.  Денежные  поступления  от  налога  на  прибыль  в  феврале  2013  года  были  на  5,9  %  меньше,  чем  в  феврале  2012  года  (года  на  3,7  млн.  евро).  В  период  с  января  по  февраль  2013  года  объем  поступлений  от  налога  на  прибыль  вырос  на  7,5  %.  Возмещение  расходов  работников  оценивается  по  §  46  Закона  о  подоходном  налоге  ФРГ;  в  2013  возмещение  расходов  работников  снизилось  относительно  уровня  предыдущего  года  на  5,4  %.  С  января  по  февраль  2013  года  результаты  дополнительных  доходов  увеличились  на  46,9  %.  Совокупные  поступления  с  января  по  февраль  2013  года,  по  сравнению  с  прошлым  годом,  имеют  положительный  характер  из-за  хорошего  результата  января  —  около  380  млн.  евро.  Объем  поступлений  от  налога  на  доход  с  капитала  в  феврале  2013  выросли  на  4,5  %,  по  сравнению  с  предыдущим  годом.  В  противоположность  этому,  произошло  снижение  поступлений  от  налога  с  продаж  на  1,9  %. 

Информация о работе Налоговая система Германии