Налоговая система и ее основные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:02, реферат

Описание работы

И чем гармоничнее эти взаимоотношения, тем выше активное влияние налоговой системы на эффективность экономической политики страны. Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении двух ее функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция налоговых органов, позволяет стране формировать государственные денежные доходы, обеспечивающие реализацию эконом и ческой политики.
Регулирующая функция таможенной системы, отражая обязанности государства перед налогоплательщиками, характеризует способность системы к стимулирующему воздействию на экономику, обеспечивая равномерное и позитивное ее развитие.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Налоги и их функции……………………………………………………..5
1.1 Взимание налогов - основная функция налоговых органов……….5
1.2 Косвенные налоги – основной источник поступления доходов
в бюджет…………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………....17
Список используемой литературы……………………………………..19

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ_СИСТЕМА_И_ЕЕ_ОСНОВНЫЕ_ФУНКЦИ1.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Косвенные налоги – основной источник поступления

доходов в бюджет

 

 В Республике Казахстан  действуют налоги и обязательные  платежи в бюджет, установленные  налоговым Кодексом Республики Казахстан. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость акциз.

Сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет поступают  в соответствующие доходы соответствующих  бюджетов в порядке, определенном законом Республики Казахстан “О бюджетной системе” и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.

Из всех рассматриваемых  до настоящего времени не устарели и не утратили своего значения четыре классических принципа налогообложения.:

  1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
  2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.
  3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом; которые в представляют наибольшие удобства для плательщика.
  4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Перечисленные классические (фундаментальные) принципы в той  или иной мере используются в разных системах стран мирового сообщества.

Наряду с перечисленными классическими выделяются принципы, характеризующие общность признаков, вытекающих непосредственно из исследования внутренних свойств системы налогообложения. Они определяют функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности и в нашем исследовании выступают в качестве общих принципов налоговой системы. Общие принципы основаны на таких связях, которые позволяют определить место и роль отдельных группировок в структуре целого. На основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития.

В экономической литературе эти принципы классифицируются как  организационно-экономические (правовые) или внутринациональные и характеризующиеся принципы построения налоговой системы в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. В зависимости от характера проявления они дифференцируются на организационно-правовые и экономико-функциональные принципы.

Предлагаемые в экономической литературе принципы налогообложения относятся к подсистеме внутринациональных принципов, на основании которых принимается закон о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система в целом определяет, какие фундаментальные (классические) принципы налогообложения в утверждение принципа платежеспособности стало возможным, когда в финансовой науке был признан в качестве объекта обложения чистый доход. Когда был определен в качестве источника налогов чистый доход, то перед наукой встал вопрос, какой принцип должен быть положен в основу его обложения - пропорциональный или прогрессивный. В налоговой практике использовались оба принципа. Однако в XX веке изменение экономических условий доказало целесообразность использования прогрессивного напогообложения, что нашло свое выражение в повсеместном введении подоходного прогрессивного налогообложения. Налоговая структура промышленно развитых стран в большей степени соответствует принципу платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ.

 

 

 

Основными условиями  выделения принципиальных установок (правил налогообложения) являются направленность и характер действия. В то же время  из этой системы выпадает группировка  принципов, регулирующая действенность налоговой системы. Для государства важен не только количественный рост производства и накопления, но и экономическое и материальное содержание этой деятельности, то есть что производится, где и на каких условиях и т.д. Поэтому наряду со стимулированием деятельности хозяйствующих субъектов государство должно взять на себя функцию регулирования их деятельности. В этой регулирующей деятельности государства налоги служат орудием экономической политики, наряду с другими средствами - активной банковской политикой, таможенными пошлинами, регулированием деятельности акционерных компаний, корпораций, фирм. "Налоги были приравнены к одной из составляющих сил, определяющих ту равнодействующую, по которой совершается эволюция рыночной экономики и поэтому выяснение этой скрытой энергии, которой обладают налоги, приобретает большое значение и для понимания дальнейших этапов и форм эволюции капиталистического хозяйства".

Использование налогов  в качестве инструмента воздействия  на экономику дает нам основание  для выделения функционально-управленческих принципов налогообложения, как самостоятельной системы.

Совокупность принципных установок, которые необходимо соблюдать  при построении налоговой системы, представлена на рисунке 1.

Налоговая система, построенная  и функционирующая на основе предложенных принципов, способна стать мощным стимулом экономики и призвана обеспечить реализацию следующих целей:

  • создание условий инвестированию сбережений корпораций и частных лиц - для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей;
  • обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований; «проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;
  • стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;
  • обеспечение социальных потребностей всех слоев населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ налоговой системы  позволяет сделать вывод, что наиболее консервативной частью любой хозяйственного – экономической формации является налоговая система. Не случайно проводимые налоговые реформы, как показывает мировой опыт обсуждался и готовился не один год. Однако периодическое осуществление налоговых реформ неизбежно, так как экономика на каждом этапе своего развития сталкивается с тем, что налоговая система начинает тормозить экономическое преобразование.

Широко распространенно  мнение, что налоги – это только средство накопления бюджета и источник средств, необходимый для функционирования государства. Однако такое понимание сущности налогов недостаточно и отчасти примитивно. Система налогообложения оказывает определяющее воздействие на экономику, структурируя ее и регулируя общественно – экономические связи. Важно, чтобы акцентирование внимания только на уровень воздействия налоговой системы на объем наполняемости бюджета не стало определяющим фактором в функционировании налоговой системы. Необходима разработка такой налоговой системы, которая если бы не обеспечивала бы развитие экономики, то хотя бы не тормозила ее развитие. Для этого необходимо понимание состояния экономики и определения ее болевых точек, ключевых моментов в связях и действиях хозяйствующих субъектов.

 В связи с этими  определениями, на территории Республики Казахстан создавались свободные экономические зоны. Данные зоны создавались с целью стимулирования роста предпринимательских структур, привлечения инвестиций.

 Налогообложение на  территории СЭЗ осуществляется  в соответствии с Налоговым Кодексом РК, который предусматривает для хозяйствующих субъектов льготный режим: подоходный налог с юридических лиц взимается в размере 20% ( против – 30%).

Учитывая происходящие реформы в финансово – кредитной  и налоговой системе республике, а также опыт других стран, добивающихся успехов в области действенности налоговой политики (например, Китай, США), становится очевидным необходимость совершенствования налогового режима в СЭЗ, в частности установления дополнительных льгот, на территории г. Астаны с. 1. 01. 2002 года создана свободная экономическая зона.

Таможенное регулирование  регламентируются соответствующими указами  Президента РК. Территория СЭЗ рассматривается, как находящееся вне таможенной территории Республики Казахстан, и  на ней действует режим свободной зоны. Он предусматривает освобождение от таможенных пошлин и налогов ввозимого оборудования, сырья, материалов, а также других товаров, необходимых для выполнения производственных операций. При вывозе товаров, произведенных подвергнутых переработке на территории СЭЗ, можно беспошлинно ввозить оборудование и сырье и также беспошлинно вывозить готовую продукцию. Остальные товары при ввозе на территорию и вывозе за пределы РК облагаются таможенными пошлинами в зависимости от страны происхождения. Учитывая, что хозяйствующие субъекты имеют еще и налоговые льготы, можно отметить, что режим таможенного оформления СЭЗ стимулирует производство, выпуск экспортноорентированной продукции. Поэтому создание в г. Астана свободной экономической зоны, освобождение от уплаты косвенных налогов является прогрессивным началом налоговой системы Республики Казахстан.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Республики Казахстан
  2. Налоговой Кодекс Республики Казахстан
  3. Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2002 год»
  4. Гражданский Кодекс Республики Казахстан
  5. Указ Президента Республики Казахстан от 29.06. 2001 года № 645 «О создании специальной экономической зоны «Астана – новый город»».
  6. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от26 января 1996 года № 2823 «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан»
  7. Указ Президента Республики Казахстан «О таможенном деле» от 20.07.95 г №2369
  8. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года.
  9. Инструкция о порядке осуществления контроля за реализацией инвестиционных проектов. / Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств.1998г.№2 стр. 75-76.
  10. Постановление Правительства Республики Казахстан «О структуре Государственного таможенного комитета Республики Казахстан» № 786 от 5 мая 1997 года.

1 Конституция Республики Казахстан Алматы «Раритет» 2001 С. 14

1 Закон РК «О таможенном деле в Республике Казахстан» Алматы. «Каржы – Каражат» 1999г. С 15


Информация о работе Налоговая система и ее основные функции