Налоговая система Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Большое количество налогов в совокупности с высоким уровнем налогообложения, сложностью порядка исчисления и уплаты основных налогов, а также отсутствием единого кодифицированного документа по вопросам налогообложения делают итальянскую налоговую систему одной из наиболее сложных среди стран Европейского Союза.

Файлы: 1 файл

Песня.docx

— 39.77 Кб (Скачать файл)

Налоговая система Италии

Большое количество налогов  в совокупности с высоким уровнем  налогообложения, сложностью порядка  исчисления и уплаты основных налогов, а также отсутствием единого  кодифицированного документа по вопросам налогообложения делают итальянскую  налоговую систему одной из наиболее сложных среди стран Европейского Союза.

 

Налоговое законодательство

 

В настоящее время налоговое  законодательство Италии включает в  себя свыше 350 законов. При этом необходимо иметь в виду, что вопросы налогообложения  регулируются Конституцией Республики Италия, в которой определены основные принципы налогообложения, международными соглашениями, совокупностью законов  о налогах и сборах, а также  целым рядом актов президента, правительства, Министерства экономики  и финансов, представительных органов  власти на местном уровне. Значительную роль в регулировании национальной системы налогообложения играют нормативные акты Европейского Союза, которые определяют не только основные виды налогов, которые должны быть установлены  на территории конкретного государства, но и общие принципы их взимания и размеры налоговых ставок.

 

 Итальянское государство  присоединилось к Договору об Европейском Сообществе от 25.03.1957, который обусловил возникновение межнациональной юридической системы, имеющей собственные органы и собственные нормативные источники. Общеевропейские нормативные источники происходят от закона, на котором основан Учредительный договор Европейского Сообщества, и наделены силой отмены национальных законов в области своей компетенции.

 Общеевропейскими источниками  являются:

 Ø положения общего  характера, все составляющие которых  являются обязательными и напрямую  применяются в каждом из Государств-членов;

 Ø директивы, которые,  наоборот, обязывают национального  законодателя привести внутренний  правопорядок в соответствие  с общеевропейскими нормами. В  том случае, если директивы накладывают  безоговорочное и четкое обязательство,  даже если оно не признано  Государством-членом, судья этого  государства обязан отказаться  от применения национальных нормативных  актов, противоречащих общеевропейским  директивам;

 Ø постановления Верховного  Суда, которые юриспруденция Конституционного  Суда признает составляющей частью  общеевропейских норм, при условии,  что формулировка этих постановлений  может позволить их 

 непосредственное применение.

 

 В Италии существует 2 типа законодательных актов: 

 • государственные  законы, принимаемые парламентом; 

 • чрезвычайные законы, на основании которых правительство  разрабатывает отдельные мероприятия  по применению положений государственных  законов. 

 На региональном (областном)  и местном (муниципальном) уровнях  правительством издаются следующие  законы:

 •эксклюзивные (постановления,  распоряжения, касающиеся и определенных  отраслей, например транспорта);

 •конкурентные (сопровождают  республиканские законы; например, республиканское законодательство  определяет минимальный и максимальный  уровень налоговой ставки по  конкретному налогу, область (провинция,  муниципалитет) выбирает в пределах  установленных порогов определенный  размер налоговой ставки);

 •исполнительные (парламентом  издается законодательный акт,  правительством области определяется  порядок реализации этого закона; например, парламент определяет  территории, на которых будет  производиться утилизация отходов,  правительство области, исполняя  закон, принимает решение о  конкретных мерах утилизации).

 Противоречий между  законами республики, области, муниципалитета  быть не должно, иначе Конституционным  судом соответствующий законодательный  акт отменяется.

 

 После принятия законов  налоговыми органами выпускаются  соответствующие разъяснения, которые  не имеют силу законодательного  акта и на практике оспариваются  налогоплательщиками. 

 

Налогоплательщики

 

 В Италии в настоящее  время насчитывается свыше 20 млн.  налогоплательщиков. К их числу  относятся как юридические, так  и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели а также общества партнеров (осуществление совместной деятельности без образования юридического лица). Итальянское налоговое законодательство не рассматривает группы юридических или физических лиц как налогоплательщиков. Однако, в Италии существует понятие «консолидированный налогоплательщик», которое применяется в отношении группы юридических лиц, включающей управляющего субъекта и дочерних компаний в которых доля прямого или косвенного участия управляющего субъекта превышает 50%. При этом существуют 2 системы консолидации – национальная и мировая.

 Первая применяется  в отношении только национальных  компаний, а вторая в том случае, если «консолидированный налогоплательщик»  включает в себя национальные  и иностранные компании. Целью  установления понятия «консолидированного  налогоплательщика» является решение  проблемы накопления налоговых  кредитов, а также преодоления  налоговых сложностей, происходящих от использования специальных сделок для компенсации прибылей и убытков внутри группы. Решение о признании юридических лиц «консолидированным налогоплательщиком» принимается ими самостоятельно на срок не менее 3 лет при национальной системе консолидации и 5 лет – при мировой. Однако, не могут быть включены в состав консолидированного налогоплательщика компании, пользующимися льготами по снижению ставок по налогу на прибыль предприятий (IRES), а также компании-банкроты или компании в состоянии предварительной административной ликвидации и некоторые другие компании. В случае определения базы налогообложения по «консолидированному налогоплательщику» алгебраическая сумма баз в отношении каждого налогоплательщика, входящего в группу, может быть уменьшена на отдельные внутригрупповые операции, в т.ч. по выплате дивидендов, перераспределению процентов и др.

 В целях отождествления  физических лиц в отношениях  с государственными учреждениями  и административными органами  каждому гражданину Италии государственным  учреждением Регистрации налоговых  данных присваивается финансовый  код (Codice fiscale) и регистрируется в архивах информационной системы Агентства налоговых поступлений (далее – АНП). Данный код может быть присвоен также иностранным гражданам на основе их заявления и непросроченного паспорта или вида на жительство. Кроме того, любое лицо, которое намерено приступить к экономической деятельности, в течение 30 дней до ее начала, должно сделать запрос на получение личного номера по НДС (Partita IVA). Данный номер может быть также запрошен непосредственно через Интернет или через так называемого квалифицированного посредника. Возможные изменения данных или прекращение деятельности должны быть заявлены в те же сроки, что и запрос на получение номера по НДС. Основные права и обязанности налогоплательщиков Италии в значительной степени схожи с теми, которые имеются в налоговой системе России.

 В таблицах 1 и 2 представлена  сравнительная характеристика основных  прав и обязанностей налогоплательщиков  России и Италии. Однако практическая  реализация тех или иных прав  и обязанностей осуществляется  по разному. Так, итальянский налогоплательщик с помощью системы паролей имеет возможность доступа через Интернет к содержащимся в отношении него сведениям в базе данных налоговых органов, в т.ч. может знакомиться с состоянием лицевого счета налогоплательщика, а также ознакомиться с данными, содержащимися в представленных ранее налоговых декларациях, что способствует полноценной реализации прав налогоплательщиков. В качестве метода предварительной защиты своих прав можно рассматривать направление налогоплательщиком запросов в налоговые органы Италии о вариантах правомерного поведения в конкретной ситуации, толковании или неприменении тех или иных налоговых норм.

 

 В Италии существует  следующая система запросов:

1) ординарный (обычный) запрос (представляет собой заявление,  которое направляет в налоговый  орган налогоплательщик с целью  прояснить конкретную ситуацию  —толкование закона в частном случае). Субъектами ординарного запроса являются любой налогоплательщик или ассоциации, профсоюзы, которые формируют коллективные запросы. Запрос направляется в письменном виде: налогоплательщиком — в областное управление АНП; ассоциациями, профсоюзами, а также крупными налогоплательщиками (годовой оборот—свыше 25 млн евро) - в центральное управление АНП.

В запросе должны быть указаны (и это законодательно определено):

 • данные о налогоплательщике; 

 • точные и конкретные  обстоятельства предмета запроса; 

 • описание сомнения  налогоплательщика; 

 • нерешенные, по мнению  налогоплательщика, вопросы с  предложением своего варианта  решения. 

 Налоговый орган обязан  дать ответ на запрос налогоплательщика  в течение 120дней. Существует законодательное  правило: если налоговый орган  не ответил на запрос в течение  установленного срока, значит, он  принимает вариант налогоплательщика, 

 указанный в запросе. При разрешении налоговых споров в суде налогоплательщик вправе ссылаться на ответ на запрос либо на факт оставления запроса без ответа;

 

2) предварительный запрос  против уклонения от уплаты (требуется  разрешение ситуации, возникающей  в связи с реорганизацией, либо  сомнений налогоплательщика, что  определенного рода поведение  может представлять собой частичное  уклонение от уплаты налогов);

 

 

3) коррективный запрос (запрос  об исправлении) (требуется узнать  о неприменении определенных  норм, в которых говорится о  частичной уплате налога);

 

4) специальный запрос  для инвесторов-нерезидентов (касается  деятельности иностранных компаний, в том числе находящихся в  оффшорных зонах);

 

5) юридическая консультация (оказание налоговыми органами  консультационных услуг в отличие  от других видов запросов не  приводит к правовым последствиям  для налогоплательщика).

 

 Несмотря на тщательное  описание видов запросов и порядка их направления в АНП, длительный срок установленный на предоставление официальных ответов не позволяет в полной мере обеспечивать стабильность экономической деятельности налогоплательщиков из-за сложного толкования налогового законодательства, а также наличия целого ряда других проблем в налогообложении.

 

Налоговое администрирование

 

Функции по организации деятельности налоговой службы Италии возложены  на Департамент налоговой политики Министерства экономики и финансов, который входит в

 состав правительства  Италии, координирует работу всех  субъектов налоговой деятельности, решает вопросы, связанные с  налоговым законодательством (толкование  законов, разработка законопроектов).

 Департамент налоговой  политики Министерства экономики  и финансов (далее —департамент), который входит в состав правительства Италии, координирует работу всех

 субъектов налоговой  деятельности, решает вопросы, связанные  с налоговым законодательством  (толкование законов, разработка  законопроектов).

 В состав департамента входят 8 отделов, в том числе исследований и налоговой политики (включает 13 подразделений; отслеживает заработную плату, парламентскиезапросы; оказывает юридические консультации всем подразделениям); политико-экономического и налогового исследования (включает 8 подразделений; осуществляет текущий мониторинг налоговых поступлений); налоговых агентств (подготавливает и подписывает конвенции с агентствами налоговых поступлений; оценивает результаты их деятельности; анализирует отклонения по прогнозируемым результатам); налогового федерализма (консультирует и оказывает помощь в отношениях с налоговыми органами на областном и местном уровне).

 

 В целом в департаменте (включая структурные подразделения)  работает около 1200 человек. В  2001 году из состава министерства  выделены 4 агентства, в т.ч. агентство налоговых поступлений (далее - АНП). Между АНП и отделом налоговых агентств департамента заключаются конвенции на 3 года, куда вносятся изменения в зависимости от определенных на текущий год задач. АНП обладают автономией (имущественной, бухгалтерской, административной). Центральное управление АНП находится в Риме и подчиняется Министерству экономики и финансов. Оно управляет и осуществляет контроль за деятельностью региональных (областных) управлений и местных (провинциальных, которые, в свою очередь, состоят из муниципальных) инспекций АНП. Всего в Италии 19 областных, 2 региональных управления АНП и 388 местных (провинциальных, муниципальных) инспекций АНП. В АНП всех уровней работает около 70 тыс. государственных служащих.

 Основными задачами  АНП являются сбор налогов,  информирование налогоплательщиков, осуществление контрольных мероприятий,  разработка мероприятий по выявлению  уклонения от налогообложения,  принятие решений в урегулировании спорных вопросов с налогоплательщиками, внедрение новых организационных моделей и моделей планирования.

 Непосредственную работу  с налогоплательщиками — выдачу  свидетельств о постановке на  учет, сбор налогов, предъявление  официальной налоговой претензии,  решение спорных вопросов (рассмотрение  жалоб налогоплательщиков) — осуществляют  местные (провинциальные, муниципальные)  инспекции АНП. Они же проводят  мероприятия налогового контроля.

 К проведению контрольных  мероприятий в отношении субъектов,  занимающихся мошенничеством, привлекается  финансовая гвардия (финансовая  полиция), которая 

 подчиняется Министерству  экономики и финансов. Финансовая  гвардия является единственным  военным органом Италии, уполномоченным  в финансовых вопросах.

Информация о работе Налоговая система Италии