Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:15, доклад
В настоящее время налоговые органы Республики Беларусь (далее - Беларусь) включают центральный аппарат Министерства по налогам и сборам, территориальные инспекции по областям, районам, городам и районам в городах.
За десятилетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти- Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.
Прочие налоги и сборы
Налог на недвижимость
Плательщиками налога на недвижимость
являются юридические лица, включая предприятия
с иностранными инвестициями и иностранные
юридические лица, а также филиалы, представительства
и другие структурные подразделения юридических
лиц, имеющие обособленный (отдельный)
баланс и расчетный (текущий) счет, а также
физические лица.
Плательщиком налога на недвижимость
юридических лиц, имущество которых принадлежит
полностью на праве собственности одному
лицу, может выступать по инициативе собственника
или уполномоченного им органа любое из
данных лиц в порядке, определяемом законодательством
Беларуси.
Уплата налога на недвижимость при осуществлении
договора простого товарищества (договора
о совместной деятельности) возлагается
на организацию, которой поручено ведение
общих дел.
Со стоимости основных фондов, ввезенных
на территорию Беларуси по договорам аренды
и другим договорам с иностранными юридическими
или физическими лицами, предусматривающим
вовлечение ввезенного имущества в гражданский
оборот, налог уплачивается независимо
от условий договора лицом, использующим
ввезенное имущество.
Юридические лица, финансируемые из бюджета
Беларуси, плательщиками данного налога
не являются.
Со стоимости долгосрочно арендуемых
основных фондов, по которым предусматривается
переход их в собственность арендатора
(выкуп) по истечении срока аренды или
до его истечения, при условии внесения
последним всей обусловленной договором
выкупной цены, уплата налога производится
арендатором.
Со стоимости основных средств, возмездно
арендованных у физических лиц, не состоящих
в штате организации, плательщиком налога
является организация (арендатор).
При сдаче в аренду (иное возмездное и
безвозмездное пользование) объектов
основных производственных и непроизводственных
фондов, освобожденных от обложения налогом,
а также основных производственных и непроизводственных
фондов организаций, финансируемых из
бюджета, указанные фонды подлежат налогообложению
в общеустановленном порядке.
Уплата налога на недвижимость по сданным
в аренду основным средствам (кроме долгосрочно
арендуемых) производится собственником
(арендодателем), в том числе и организациями,
финансируемыми из бюджета Беларуси.
Налогом облагается стоимость основных
производственных и непроизводственных
фондов, являющихся собственностью или
находящихся во владении плательщиков,
и стоимость объектов незавершенного
строительства.
Годовая ставка налога в размере 1% применяется
к стоимости основных производственных
и непроизводственных фондов, принадлежащих
жилищно-строительным кооперативам и
товариществам собственников, а также
к стоимости объектов незавершенного
строительства, принадлежащих заказчикам
(застройщикам).
Годовая ставка налога со стоимости зданий,
принадлежащих гаражно-строительным кооперативам
и садоводческим товариществам, созданным
за счет личных взносов граждан-0,1%.
Местные налоги и
сборы
С 2001 г. местные органы власти имеют право
вводить на территории соответствующих
административно-
1) сборы с пользователя (сборы за пользование
стоянками и парковку в специально оборудованных
местах, сбор за право торговли, сбор с
владельцев собак, сбор за право использования
местной символики, сбор на проведение
аукционов, курортный сбор, рыболовный
и охотничий сборы, сбор на строительство
в курортной зоне);
2) налог на продажу товаров в розничной
торговой сети, за исключением социально
значимых товаров по перечню, устанавливаемому
Совмином Республики Беларусь;
3) сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц,
кемпингов, мотелей, ресторанов, баров,
кафе);
4) налог на рекламу;
5) целевые сборы (транспортный сбор на
обновление и восстановление городского,
пригородного пассажирского транспорта,
автобусов междугородных сообщений и
содержание ведомственного городского
электрического транспорта, сбор на содержание
и развитие инфраструктуры города (района);
6) сборы за промысловую заготовку (закупку)
дикорастущих растений (их частей), грибов,
технического и лекарственного сырья
растительного происхождения в целях
их промышленной переработки или реализации.
Местные налоги и сборы уплачиваются за
счет средств, остающихся в распоряжении
юридических лиц, кроме налогов с продаж
и сборов за услуги, уплачиваемых из выручки.
Общегосударственными сборами являются
целевые денежные и носящие разовый характер
взносы, полностью или частично поступающие
в республиканский бюджет. На сегодняшний
день существует более 50 общегосударственных
сборов, которые, как правило, устанавливаются
Совмином Республики Беларусь или Президентом
Республики Беларусь и детализируются
нормативными правовыми актами республиканских
органов государственного управления.
В зависимости от характера оказываемых
услуг все общегосударственные сборы
можно разделить на три основных вида:
регистрационные, лицензионные и сборы,
взимаемые за отдельные виды услуг. Плательщиками
общегосударственных сборов являются
юридические лица (включая предприятия
с иностранными инвестициями и иностранные
предприятия), их филиалы, представительства
и другие обособленные подразделения,
имеющие обособленный баланс и расчетный
счет, индивидуальные предприниматели
и физические лица (резиденты и нерезиденты
Республики Беларусь).
Общегосударственные сборы взимаются
в процентах от минимальной заработной
платы или в минимальных заработных платах
в национальной валюте Республики Беларусь.
Часть общегосударственных сборов взимается
в фиксированных суммах, которые систематически
пересматриваются и приводятся в соответствие
с размером минимальной заработной платы.
В случаях, предусмотренных законодательными
актами Республики Беларусь, общегосударственные
сборы могут взиматься в свободно конвертируемой
валюте или российских рублях.
Сроки уплаты, порядок исчисления, возврата,
размер общегосударственных сборов и
меры ответственности определяются соответствующим
нормативным правовым актом, устанавливающим
сбор.
В системе прочих доходов и сборов, взимаемых
в бюджет Республики Беларусь, следует
выделить регистрационные и лицензионные
сборы.
Регистрационный сбор - это сбор, уплачиваемый
организациями и физическими лицами за
приобретение права на осуществление
деятельности в Республике Беларусь. К
регистрационным сборам относится также
плата за регистрацию в уполномоченных
на то государственных органах сделок,
имущества либо документов, регистрация
которых предусмотрена законодательством
Республики Беларусь.
Лицензионный сбор - это сбор, уплачиваемый
организациями и индивидуальными предпринимателями,
получающими в уполномоченных на то государственных
органах специальные разрешения (лицензии),
предусмотренные законодательством Республики
Беларусь, на осуществление лицензируемых
видов деятельности.
В общей системе общегосударственных
сборов следует также выделить сборы,
взимаемые за отдельные виды услуг. В Республике
Беларусь отсутствует единый нормативный
правовой акт, систематизирующий данные
сборы. Порядок взимания и зачисления,
а также размеры сборов, взимаемых за отдельные
виды услуг, в большинстве случаев устанавливаются
Советом Министров Республики Беларусь.
Специальные налоговые режимы
Упрощенная система
налогообложения
Применение упрощенной системы налогообложения
предполагает замену уплаты совокупности
республиканских и местных налогов и сборов
уплатой единого налога, исчисляемого
по результатам хозяйственной деятельности.
Для организаций, применяющих упрощенную
систему, сохраняется лишь действующий
порядок уплаты акцизов, налога на доходы,
таможенных пошлин, госпошлины, лицензионных
сборов, отчислений в государственные
целевые бюджетные фонды, сверхлимитного
экологического налога.
Плательщиками являются малые предприятия
со среднемесячной численностью работников
до 15 человек (включая лиц, работающих
по договорам подряда или иным договорам
гражданско-правового характера, а также
работающих в их филиалах либо иных обособленных
подразделениях) и предприниматели. Они
имеют право на применение упрощенной
системы налогообложения, если в течение
двух кварталов, предшествующих кварталу,
с которого они претендуют на применение
указанной системы налогообложения, их
ежеквартальная выручка от реализации
товаров (работ, услуг) не превышала размера
5000 минимальных заработных плат, установленных
законодательством Беларуси.
Не вправе применять упрощенную систему
налогообложения: предприятия и предприниматели,
производящие подакцизные товары; банки
и другие кредитно-финансовые организации,
осуществляющие лицензируемую финансовую
деятельность; страховые организации;
инвестиционные фонды; предприятия и предприниматели,
производящие и (или) реализующие ювелирные
изделия из драгоценных металлов или драгоценных
камней; предприятия и предприниматели
- участники договора о совместной деятельности;
предприятия и предприниматели, занятые
организацией и проведением игорных и
развлекательных мероприятий; профессиональные
участники рынка ценных бумаг.
Объектом налогообложения при упрощенной
системе налогообложения является валовая
выручка, полученная от реализации продукции,
товаров (работ, услуг) за отчетный период.
Валовая выручка определяется как сумма
выручки от реализации продукции, товаров
(работ, услуг), иного имущества и доходов
от внереализационных операций. В настоящее
время применяются две упрощенные системы
налогообложения, заменяющие уплату целого
ряда вышеперечисленных налогов и других
платежей в бюджет. Для субъектов малого
предпринимательства - это налог для субъектов
хозяйствования, применяющих упрощенную
систему налогообложения, а для сельскохозяйственных
предприятий - единый налог для производителей
сельскохозяйственной продукции. Вновь
созданные предприятия с указанной численностью
работников или вновь зарегистрированные
предприниматели могут применять упрощенную
систему налогообложения со дня своего
создания (регистрации).
Субъекты хозяйствования, применяющие
упрощенную систему налогообложения,
уплачивают налог в размере 10% валовой
выручки, которая определяется как сумма
средств от реализации продукции, товаров
(работ, услуг), иного имущества и доходов
от внереализационных операций.
Производители сельскохозяйственной
продукции имеют право перейти на уплату
единого налога в размере 5% от валовой
выручки.
Единый налог для
производителей сельскохозяйственной
продукции
Плательщиками налога являются организации
- производители сельскохозяйственной
продукции, являющиеся юридическими лицами.
Под производителями сельскохозяйственной
продукции для целей перехода на уплату
единого налога понимаются занимающиеся
производством сельскохозяйственной
продукции организации, созданные в установленном
законодательством порядке в форме хозяйственных
товариществ и обществ, производственных
кооперативов и унитарных предприятий.
Право перейти на уплату единого налога
имеют производители сельскохозяйственной
продукции, у которых выручка от реализации
произведенной ими продукции растениеводства
(кроме цветов и декоративных растений),
животноводства (кроме пушного звероводства),
рыбоводства и пчеловодства составляет
не менее 70% общей выручки от реализации
продукции, товаров (работ, услуг) за предыдущий
финансовый (бюджетный) год. Объектом налогообложения
является валовая выручка, определяемая
как сумма средств от реализации продукции,
товаров (работ, услуг), иного имущества
и доходов от внереализационных операций.
Ставка налога - 5% от валовой выручки.