Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются важным условием стабилизации финансовой системы с момента возникновения любого государства. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Сущность и основные характеристики налоговых систем
5
1.1. Сущность налоговой системы
5
1.2. Функции и принципы построения налоговых систем
7
1.3. Классификация налоговых систем
13
Глава 2. Специфика налоговой системы РФ.
17
2.1. Структура действующей налоговой системы РФ, принципы ее построения

17
2.2. Эффективность функционирования налоговой системы РФ
21
2.3. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ
23
Заключение
29
Список использованной литературы
31

Файлы: 1 файл

kursovaya налогоавя система РФ.docx

— 318.59 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Глава 1. Сущность и основные характеристики налоговых систем

5

1.1. Сущность налоговой системы

5

1.2. Функции и принципы построения налоговых систем

7

1.3. Классификация налоговых  систем

13

Глава 2. Специфика налоговой системы РФ.

17

2.1. Структура действующей налоговой системы РФ, принципы ее построения

 

17

2.2. Эффективность функционирования налоговой системы РФ

21

2.3. Основные направления  совершенствования налоговой системы  РФ

23

Заключение

29

Список использованной литературы

31


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются важным условием стабилизации финансовой системы с момента  возникновения любого государства. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики.

От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в  западных странах, накоплен огромный многолетний  опыт по налогообложению. Но в связи  с тем, что налоговая система  России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных  авторов по налогообложению, в которых  можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям. Именно поэтому изучение налоговой системы является дискуссионным, что подтверждает ее актуальность на сегодняшний день.

Целью настоящей работы является изучение налоговой системы РФ и анализ ее эффективности.

Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:

    • изучить сущность налоговой системы,
    • проанализировать функции и принципы построения налоговых систем,
    • дать классификацию налоговых систем,
    • оценить эффективность функционирования налоговой системы РФ,
    • привести основные направления совершенствования налоговой системы РФ.

Теоретическая база данной курсовой работы представлена следующими источниками:

    • нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ части 1 и 2, Бюджетный кодекс РФ,
    • учебники следующих авторов: Майбуров И. А., Перов А. В.
    • научные статьи авторов: Аксенова И. В., Грищенко А. В., Калинина О. В., Новиков Д. В., Чипуренко, Е. В.,
    • электронные ресурсы Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, а так же публикации по экономике и финансам.

В работе были использованы следующие методы исследования:

    • метод системного анализа,
    • метод обобщений,
    • метод сравнений и аналогий.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ

1.1 Сущность налоговой системы

 

В условиях рыночных отношений налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны зависит от того, насколько правильно и гибко построена ее налоговая система.

Налоговая система – это  основанное на определенных принципах  целостное единство взаимосвязанных  и взаимозависимых ее элементов: законодательства о налогах и  сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, налоговых  администраций (рисунок 1).

Таким образом, налоговая  система характеризуется путем  выделения элементов (подсистем), имеющих  наиболее значимые функционалные взаимосвязи.

Рисунок 1. Состав обязательных элементов  налоговой системы.[8, с. 68]

Каждый из элементов находиться друг с другом в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости. 

Налоговая система состоит: 

1) из взаимосвязанных функций (фискальной, контрольной, социальной, регулирующей),

2) вариантов взимания налогов (федеральные, региональные, местные),

3) видов взимаемых налогов (прямые, косвенные),

4) методов взимания (по декларации, у источника, по кадастру),

5) видов ставок (твердые, пропорциональные, прогрессивные, комбинированные). [6]

Рисунок 2. Основные взаимосвязи между  элементами налоговой системы.[8, с. 69]

Построение налоговой  системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними  взаимосвязями между её элементами. Схематично эти элементы представлены на рисунке 2. Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование её в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. 

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием  различных факторов, как внешних, так и внутренних, то есть она  является динамической системой. 

 

1.2. Функции и принципы построения налоговых систем

 

В современном мире налоговая система  любой страны выступает важнейшим  звеном не только финансовой системы  государства, неотъемлемой частью которой  она является, но и общей системы  экономического регулирования. Налоговые  системы используются как действенный  инструмент реализации финансово-экономической  политики государства. С помощью  налогов регулируются социально-экономические  процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики  и видов деятельности в интересах  структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости  населения.

Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы  налогов. Способность налоговой  системы в целом и каждого  налога в отдельности выполнять  возложенные на них функции зависит  от принципов, на которых она построена.

Принципы построения налоговых  систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание  получили пока только фундаментальные  (классические) принципы налогообложения (принципы Адама Смита)[11, с. 29]:

1) принцип справедливости (равенства) налогообложения;

2) определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);

3) удобство сроков и способов уплаты;

4) экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

Общепризнанно, что при всей важности каждого из этих принципов главным  из них является принцип справедливости, однако понимается он по-разному. Различные  понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической  и налоговой справедливости.

В настоящее время в мировой  налоговой теории имеются две  основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального  и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий  их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале - их не должно быть совсем.

В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный  уровень налоговых ставок не имеет  принципиального значения (он может  быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот  и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются  принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

В соответствии с этими двумя  позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как  принцип вертикального и горизонтального  равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, независящей от величины облагаемого дохода.

Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:

1) принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;

2) принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Реализация этого принципа достигается  путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые ставки увеличиваются в зависимости  от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.

Та и другая позиция в налоговой  теории обосновываются достаточно аргументирование, поэтому каждая из них имеет право  на существование. Если же обратиться к практике развитых стран, то налоговые  системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Дифференциация ставок основных налогов - явление широко распространенное: как в прямой форме - в виде прогрессивных  налоговых ставок в зависимости  от уровня доходов (как, например, взимаются  основные подоходные налоги в США), так и в скрытой - преимущественно  через систему льгот, иногда в  прямой и скрытой форме одновременно.

Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд  специальных (частных) принципов. В  их числе: стабильность налогового законодательства; однократность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых  ставок; обоснованность системы налоговых  льгот; оптимальное сочетание налоговых  функций (прямых и косвенных налогов  в доходах бюджета) и др. Каждый из этих принципов (в литературе встречаются  другие их формулировки) относится  к тому или иному элементу налоговой  системы, поэтому их перечень можно  многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности  и оптимальности налоговой системы.

Для российской налоговой системы, как и для других налоговых  систем, функционирующих в странах  федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится  принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая  система должна быть в своих главных  характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам  государственной власти и органам  местного самоуправления, не должны приводить  к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем  самым единого налогового пространства.

Принципы построения налоговой  системы в своей совокупности должны создавать условия для  эффективного выполнения налогами своих  функций.

Налоговая система как  единое целое и каждый отдельный  налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов; в налоговой теории однозначное признание получила пока только одна функция - фискальная. По поводу других функций существуют различные мнения: от отрицания наличия каких-либо других функций, кроме фискальной и, в лучшем случае, контрольной, до чрезмерного расширения их количества. Это связано с тем, что в современном мире функции государства многократно возросли: помимо традиционных общественно-политических функций, государство в той или иной форме регулирует все социально-экономические процессы. Наибольшее признание в этой связи получили следующие функции налоговой системы: уже отмеченная фискальная, макроэкономическая (регулирующая), распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная.

Фискальная функция состоит  в обеспечении доходов государственной  бюджетной системы и находится  под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес  государства в реализации бюджетной (фискальной) функции, естественно, проявляется  в стремлении максимально увеличить  налоговые источники, как это  имеет в России, что может вести  к гипертрофированию фискальной функции перед другими функциями  и задачами налоговой системы  и налоговой политики. [8, с. 26]

Информация о работе Налоговая система РФ