Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:50, курсовая работа
Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2. определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
3. рассмотреть роль налоговой системы в экономике Российской Федерации;
4. выявить недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ;
Представляется целесообразным
в будущем увеличить ставку налога
на имущество юридических лиц, но
с его точным целевым назначением
на поддержку воспроизводства
Десятый блок - прогноз налогового потенциала, уровня собираемости налогов по основным группам налогоплательщиков, оценка эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины, прогноз возможных мер по стимулированию и принуждению налогоплательщиков, перспективная оценка платежеспособности различных групп корпоративных структур и физических лиц, прогноз увеличения (сокращения) количества налогоплательщиков и, наконец, прогноз суммы налоговых поступлений в прогнозируемом периоде.
Необходимо серьезно заняться дальнейшим развитием налогового планирования с целью повышения его научно - методической обоснованности.
В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы. Анализ показателей налоговой базы, использования налогового потенциала, уровня собираемости налогов и сборов, мониторинг налоговых платежей крупнейших и основных налогоплательщиков, прогнозирование показателей их экономической деятельности, налоговой нагрузки, мониторинг основных финансовых потоков и их соответствия товарно - материальным потокам, постоянная инвентаризация налоговых льгот, отсрочек и рассрочек по налоговым платежам и т.д. должны стать неотъемлемой частью налогового планирования, а ранее господствующий в налоговом планировании метод "от достигнутого" исключен из практики.
Одиннадцатый блок - развитие инфраструктуры налоговых органов страны. Налоговые органы - это достаточно большая и безусловно развивающаяся область деятельности широкой сети специализированных государственных учреждений, нуждающихся в квалифицированных специалистах в средствах передачи и обработки значительных объемов специфической информации, помещениях для нормальной работы персонала и приема многочисленной клиентуры. Причем это относится не только к налоговым органам как таковым, но и ко многим организациям, занятым мобилизацией различных видов сборов. Если все эти службы не будут обладать необходимым экономическим потенциалом, то любые самые разумные инновации в области налоговых сборов могут оказаться нереализованными или выполненными с недостаточной эффективностью. Нужна адекватная инфраструктура, развитие которой надо прогнозировать столь же тщательно и ответственно, как и все другие составляющие деятельности по привлечению в бюджеты и внебюджетные фонды налоговых сборов. Особенного внимания заслуживают вопросы последовательного насыщения налоговых органов квалифицированным персоналом. Знания и навыки налоговых работников не должны уступать подготовке бухгалтеров и аудиторов. Между тем в стране отсутствует развернутая система подготовки и переподготовки налогового персонала, равноценная обучению и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов (хотя и они далеки от совершенства).
Большое значение имеет четкое
разграничение перечисленных
По мнению авторов, в отличие от первого - шестого и восьмого блоков прогнозирование седьмого, девятого, десятого и одиннадцатого блоков должно осуществляться силами, главным образом, МНС России и соответствующих внебюджетных фондов. При этом необходимо, чтобы такие разработки велись в региональном разрезе с учетом специфики субъектов Российской Федерации, которые имеют весьма существенные различия по многим определяющим параметрам. Наряду с прогнозированием на федеральном уровне, прогнозные расчеты должны осуществляться и в каждом субъекте Российской Федерации. Однако их целесообразно производить по несколько сокращенной программе с предварительным получением из федерального центра некоторых принятых им исходных параметров (в частности данных первых восьми блоков общего прогноза).
Особое внимание необходимо уделить разработке и опытной отработке методик прогнозирования и планирования налоговых поступлений. Повышению уровня налогового планирования должно способствовать и внедрение в практику налоговых паспортов субъектов Российской Федерации. Наличие такой информационной базы создает основу для расчета совокупного дохода регионов, их экономического, финансового и налогового потенциалов и соответствующих показателей по Российской Федерации в целом. Эта информационная база отражает возможности экономического роста регионов и соответствующего роста налоговых поступлений, что имеет важное значение для своевременного и обоснованного составления бюджетов, а также для определения путей перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности.
Должен стабильно
Учитывая масштабность, комплексность и сложность предлагаемой системы прогнозирования, необходимо привлечь к ее разработке широкий круг специалистов разнообразного профиля как внутри МНС России, так и извне. Речь идет о выдаче заказов на целевые исследовательские и прогнозные разработки соответствующим хорошо зарекомендовавшим себя центрам - Центру экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, Институту проблем переходного периода, ИНП РАН, Высшей школе экономики - Государственному университету и др.
Очевидно, что создание целостной
системы прогнозирования в
Предлагаемую структуру и состав блоков прогнозных расчетов авторы не считают бесспорными. Они будут корректироваться в ту или иную сторону как на стадии их принципиальной оценки, так и в процессе разработки. Но они могут сыграть положительную роль в качестве первоначального шага к решению поставленной проблемы.
ГЛАВА III
Недостатки, проблемы и пути совершенствования российской налоговой системы.
На сегодняшний день российская налоговая система находится в плачевном состоянии. За последние два года она не только не стала совершенствоваться дальше, но и переходить в стадию деградации. Это видно потому, как изменяется налоговое законодательство, какие «заплатки» ставятся в отдельные нормы. Они абсолютно не систематизированы и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. И, что самое печальное, что у правительства нет программы по её реформе. По крайней мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня представлено как «основные направления налоговой политики», - это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся ещё три – пять лет назад.
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию российской налоговой системы был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
Подобная оценка позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.
Какими должны быть налоги - высокими или низкими - это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.
Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей.
Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Ведь они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.
Многие жалуются на нестабильность российских налогов, на постоянные смены правил "игры с государством". Это действительно так. Налоговый кодекс переписывают почти каждый год. Ушедший 2007 год не исключение. С 1 января 2008 года изменяется порядок уплаты всех налогов и государственной пошлины. Нововведения не коснулись разве что специальных налоговых режимов. В частности, бизнес ждал увеличения максимального дохода по упрощенной системе налогообложения, но этого, увы, не случились. Как, впрочем, не случилось и изменения базовой доходности по единому налогу на вмененный доход. Хотя в последние годы индексация доходов «вмененщиков» была почти обязательной.
В основном были заполнены пробелы в законодательстве, изменены формулировки и требования к уплате налогов. Депутаты совместно с Минфином и ФНС подлатали несколько дыр, тем самым, исключив возможность применения некоторых схем минимизации налогов. Налог на доходы физических лиц – 2008: К доходам в натуральной форме отнесены полученные физическим лицом товары, работы, услуги, оплаченные частично. При расчете налоговой базы по НДФЛ рыночная стоимость товаров, работ, услуг, полученных физическим лицом, уменьшается на оплаченную им сумму. (П. 1, ст. 211 НК РФ)
Доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономики на процентах за пользование целевыми займами (кредитами), которые налогоплательщик получил и израсходовал на строительство или приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или долей в ни, а также комнат, вообще не будут включаться в налоговую базу по НДФЛ. (П/п. 1.п. 1 ст. 212 и п. 2 ст. 224 НК РФ)
В налогооблагаемый доход не будут включаться проценты по рублевым вкладам, которые не дадут заключения или продления договора были установлены в размере, не превышающем действующей ставки рефинансирования Банка России. (Ст. 214.2 НК РФ)
Социальный вычет на лечение будет предоставляться в сумме страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком по договорам добровольного страхования членов семьи: супруга (супруги), родителей и детей в возрасте до 18 лет. (П.3 ст. 213 НК РФ) Не будет предоставляться имущественный налоговый вычет на строительство или покупку жилья в том случае, когда расходы на жильё оплачены за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджета субъектов РФ или местных бюджетов. (П/п 1 п. 1 ст. 220 НК РФ)
Внесена поправка, согласно которой физическое лицо, получившее вознаграждение от другого физического лица по трудовому договору, обязано самостоятельно рассчитывать и уплачивать НДФЛ, а также представлять декларацию по этому налогу в налоговую инспекцию. (П/п. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ.)
НДС и налог на прибыль – 2008: Суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие налоговому вычету у принимающей организации, в соответствии с гл. 21 НК РФ при передаче имущества в уставный капитал не должны включаться в состав налогооблагаемых доходов принимающей стороны. (П. 1 ст. 251 НК РФ.) Товарищества собственников жилья, жилищных, садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и иных потребительских кооперативов смогут формировать резерв на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества в порядке, установленном ст. 324 НК РФ. Отчисления в резерв не будут облагаться налогом на прибыль. (П/п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ)
С 10 до 15 тысяч рублей в год увеличиться максимальная сумма страховых взносов по договорам страхования работников, которую организация может учесть в составе расходов при расчёте налога на прибыль за налоговый период. (Абз. 10 п. 16 ст. 255 НК РФ)
При уплате страховых взносов в рассрочку по договорам, которые заключены на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу будут признаваться равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов. (П. 6 ст. 272 НК РФ)
Если у российской организации есть обособленные подразделения, расположенные за пределами России, то перечислять налог на прибыль и представлять налоговые декларации по налогу она должна по месту нахождения главного офиса в РФ. (п. 4 внесен в ст. 311 НК РФ.)
Единый социальный налог – 2008: Теперь только доходы главы крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные от производства сельскохозяйственной продукции, её переработки и реализации, освобождаются от обложения ЕСН в течении пяти лет начиная с года регистрации хозяйства. Ранее от ЕНС освобождались доходы всех членов хозяйства. (П/п. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ)