Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:53, курсовая работа
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Они являются экономическим рычагом, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Введение.
Налоговая система и ее элементы.
Порядок установления и ввода налога.
Виды налогов.
Распределение доходов между бюджетами.
Права налогоплательщиков.
Обязанности налогоплательщиков.
Формы и методы налогового контроля (налоговое администрирование)
Способы защиты прав и интересов налогоплательщика.
Содержание:
Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Они являются экономическим рычагом, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.
Совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства представляет собой налоговую систему страны1. С помощью налоговой системы государство пополняет доходную часть бюджета. В большинстве стран мира именно налоги являются основным источником доходов государственного бюджета и складываются под влиянием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д. В России роль налогообложения как инструмента экономической политики в последние годы существенно возросла, что связано с развитием негосударственного сектора экономики и сокращением сферы прямого государственного регулирования.
До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 года принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в силу с 1 января 1992. С принятием этих законов в России впервые за много лет была создана налоговая система. Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразования потребовали выработки принципиально иной современной финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших действенных инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений.
В развитии налоговой системы Российской Федерации можно выделить несколько этапов:
Первый этап характеризуется формированием налоговой системы, сведением отдельных налогов в единую систему, которая была призвана ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, снизить уровень инфляции. Но с развитием рыночных отношений, недостатки действующей налоговой системы становились все более явными, вследствие чего становление российской налоговой системы перешло на второй этап – этап неустойчивого налогообложения, который характеризуется постоянным внесением поправок в действующее налоговое законодательство. Но эти поправки решали лишь отдельные вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и незаконопослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Появилась тенденция сокращения прироста налоговых поступлений в бюджет, назрела необходимость существенного изменения налоговой политики. Государство стало сокращать налоговые льготы, отменять отдельные налоги. Был восстановлен принцип единства налоговой системы (который до этого был нарушен), ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялась разработка Налогового Кодекса РФ. Современный этап развития налоговой системы – это этап реформирования.
Таким образом, за относительно небольшой промежуток времени российская налоговая система прошла большой и сложный путь развития, неоднократно претерпевая серьезные изменения.
Налоговая система – совокупность
существующих в данный момент существенных
условий налогообложения
Задачи налоговой системы
- обеспечение государства
Принципы российской налоговой системы основаны на следующих элементах:
Основными элементами налоговой системы являются:
Налоги являются основой доходной части государственного бюджета. Бюджет – это документ, принимающий форму закона, правового акта, на основании которого формируются и расходуются фонды денежных средств на выполнение общегосударственных функций, функций субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников: налоговых платежей (налоги, сборы, пошлины), неналоговых доходов и прочих доходов. При этом определяющим и главным доходным источником являются налоговые поступления. Соотношения источников бюджетов и доли налогов в них представлены на рисунках 1, 2.
Рис 1. Консолидированный бюджет РФ (данные на 2006 год)
Рис 2. Федеральный бюджет РФ (данные на 2006 год)
Источник: «Налоги и налоговая система Российской Федерации» В. Г. Пансков, «Финансы и статистика», Москва 2008
Порядок установления и ввода налогов регулируется статьей 12 НК РФ. В соответствии с этой статьей, федеральные налоги и сборы можно устанавливать и вводить только при внесении изменений в НК РФ. Региональные налоги вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом. Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они также должны придерживаться рамок НК РФ в части порядка и сроков уплаты налогов. Кроме того, власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не вправе определять круг налогоплательщиков и формы налоговой отчетности по установленным ими налогам - это стало прерогативой федерального законодателя.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (НК РФ часть 1 глава 1).
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). (НК РФ часть 1 глава 1)
Государственная пошлина – сбор, взимаемый с физических или юридических лиц (указаны в статье 333.17 НК РФ) при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных 1 главой НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (НК РФ часть 1 глава 1).
Созданная налоговая система включает
различные виды налогов, классифицируемые
по разным признакам. Классификация
налогов имеет большое
1) прямые налоги (устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика)
2) косвенные налоги (взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ, услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также в тариф на работы или услуги и оплачиваются потребителем)
1)с юридических лиц
2)с физических лиц
1)прогрессивные (налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает)
2)регрессивные (налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается)
3)пропорциональные (налоги, которые не зависят от величины облагаемого дохода).
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Распределение доходов между бюджетами – распределение доходов между звеньями бюджетной системы, между центральными (федеральными) бюджетами и бюджетами территорий (штатов, округов, республик, областей и т.д.), а затем и внутри территорий между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. (См. табл. 1 и табл. 2)
Существует два принципа построения и реализации межбюджетных отношений вертикальный и горизонтальный. В первом случае — сильный центр часть доходов (налогов) федерального уровня передает бюджетам всех уровней, при этом регулирует налоговую базу по большинству налогов субъектов РФ и местных налогов. Во втором — за бюджетами территории закрепляются источники доходов, что лучше стимулирует меры по их более полной реализации. Оба принципа имеют как положительные моменты, так и недостатки. Сочетание обоих принципов обеспечивает оптимальное формирование доходной базы каждого бюджета, учитывающего социальную обеспеченность населения регионов, территорий, определяемую соблюдением минимальных социальных стандартов, их реальный вклад в создание валового регионального продукта (части ВВП).