Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 22:45, реферат
Сегодня вряд ли найдешь в стране человека, который не жалуется на чрезмерность налогового бремени или не видит в нем главный тормоз экономического роста. В пылу обличений мы привыкли считать, что высокие налоги и развитая экономика - вещи несовместимые. Но ведь есть и обратные примеры. Наиболее характерный, наверно, Швеция, чей социально-политический строй затруднялись строго охарактеризовать еще советские политологи: и не капитализм, и не социализм, а не пойми чего.
Введение
Ι. Налоговая система, налоговые органы и управление налоговой системой Швеции……………………………………………………………………1
1. Прямое налогообложение…………………………………………………………3
2. Налоговые льготы………………………………………………………………….4
3. Налогообложение недвижимости…………………………………………………5
4. Налогообложение доходов с капитала……………………………………………6
5. Налогообложение фирм……………………………………………………………6
6. Удержание налогов………………………………………………………………….6
7. Аппеляции……………………………………………………………………………7
8. Судебные санкции…………………………………………………………………..8
ΙΙ. Краткий обзор законодательства по НДС и характеристика налоговой отчетности по НДС в Швеции………………………………………………………8
ΙΙΙ. Электронный документооборот. Единый налоговый счет. Регистрационный номер плательщика НДС…………………………………...12
ΙV. Контроль за уплатой НДС при торговле между странами ЕС. (Администрирование НДС при помощи электронных баз данных ЕС)……14
V. Национальная электронная система «PUMA» по отбору налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий………...17
VΙ. Реформирование налоговой системы……………………………………...20
Заключение
Библиографический список
Налоговая декларация и квартальная отчетность по НДС представляются налогоплательщиками не только в бумажном виде, но и на электронном носителе по электронной почте и Интернету. В ближайшее время по обоюдному желанию крупных организаций и налоговых органов предполагается переход на преимущественное представление налогоплательщиками налоговой декларации и отчетности по НДС в электронном виде по Интернету или электронной почте.
Согласно прогнозу сдача электронной отчетности должна осуществляться в 2002 году не только практически всеми фирмами, но и 200 000 предпринимателей (то есть половиной всех предпринимателей).
В
настоящее время
Электронная налоговая отчетность скрепляется электронной печатью, которая должна отвечать требованиям, установленным законом об электронной печати. По заявлению организации электронная печать выдается налоговым управлением и устанавливается работником налогового управления на один компьютер предприятия. Работник фирмы (как правило, директор или главный бухгалтер) получает сертификат и осуществляет работу с электронной печатью.
В ходе реформы по унификации налогового законодательства в 1998 году был введен налоговый счет. Каждый налогоплательщик получает один налоговый счет для перечисления на него одновременно всех налоговых платежей, учитывая, что предприятия с годовым оборотом более 40 млн. швед. крон платят налоги и отчисления два раза в месяц (12 и 26 числа следующего месяца — соответственно уплата отчислений в социальные фонды, удержанного подоходного налога, а также НДС).
Платеж зачисляется на счет налогового органа — соответствующего налогового управления Швеции. Налоговые платежи могут также перечисляться по Интернету и при помощи других каналов связи. На основании налогового счета производятся сверки поступивших и выплаченных сумм налога.
Большое значение для налогообложения как внутри Швеции, так и в ЕС имеет регистрационный номер по НДС (VAT number), который является национальным регистрационным номером предприятия и присваивается каждой организации при ее регистрации в Швеции.
Шведский
регистрационный номер
При
реализации товаров внутри ЕС за основу
берется национальный регистрационный
номер предприятия, к которому перед
его цифровым показателем добавляется
двузначный код страны — буквенное
обозначение страны предприятия, а
в конце номера — дополнительные 2 цифры.
В итоге, если фирма является шведским
предприятием, то ее номер может выглядеть
следующим образом: SE556123456701.
При контроле за уплатой НДС в случае реализации товаров между странами ЕС особое внимание уделяется как экспортным, так и импортным операциям. Если проданный шведским продавцом товар в момент продажи находится в Швеции, а затем доставляется покупателю в другую страну ЕС, то, как правило, считается, что товарооборот был произведен в Швеции и должен облагаться НДС в Швеции.
Для того чтобы товар не облагался НДС, должны выполняться следующие условия:
— покупатель должен быть из другой страны ЕС и иметь регистрационный номер по НДС, то есть покупатель должен быть зарегистрирован (поставлен на учет) как плательщик НДС в другой стране ЕС;
— товары должны быть физически вывезены из Швеции в другую страну ЕС.
Таким образом, выполняя эти условия по освобождению от уплаты НДС, продавец должен доказать, что на момент поставки товаров покупатель был зарегистрирован в другой стране ЕС как плательщик НДС, а товар был перевезен из Швеции в другую страну ЕС. Поэтому регистрационный номер покупателя по НДС всегда должен указываться в счете-фактуре.
Продавец должен знать регистрационный номер покупателя либо получить или потребовать сведения об этом номере и в случае сомнений в достоверности такого номера, характеризующего покупателя как плательщика НДС в другой стране ЕС, проверить полученные данные в налоговой инспекции или по круглосуточному телефону отдела обслуживания налогового управления.
Если выясняется недействительность регистрационного номера покупателя по НДС или покупатель не может указать регистрационный номер, считается, что покупатель не зарегистрирован как плательщик НДС и не может быть освобожден от его уплаты. Данный факт означает обязанность продавца уплатить в шведский бюджет НДС со всего оборота товара, а данная сделка квалифицируется как продажа товара внутри страны (в том числе в квартальной отчетности).
Для обоснованности возмещения НДС должны быть также представлены ГТД, транспортные документы и другие документы, подтверждающие поступление товара к покупателю, либо подтверждение или справка покупателя, если он сам вывез товар.
При проверке экспорта товаров налоговыми органами (а в случае судебного разбирательства и шведскими судами) обращается внимание не только на то, подтверждают ли представленные документы факт экспорта и относятся ли документы к данным товарам, но и на оценку реальности представленных данных. При этом шведские судебные органы лояльны по отношению к национальным налоговым органам и рассматривают всю цепочку перепродавцов, в которой, по мнению налогового органа, присутствует факт мошенничества.
При экспорте товаров шведские налогоплательщики обязаны сдавать квартальную отчетность, отражающую названные операции, а также те операции, в которых шведская сторона выступает в качестве перепродавца товара, покупатель и первоначальный продавец которого зарегистрированы в качестве плательщиков НДС соответственно в трех разных странах (например при перепродаже шведским лицом в Германию товара, приобретенного в Дании).
В этом случае шведский налогоплательщик должен указать регистрационный номер по НДС немецкого лица и сумму, полученную от продажи товара, в качестве стоимости трехсторонней сделки. Данные по экспортным сделкам отражаются также и в налоговой декларации.
Не имея возможности проверять все счета-фактуры, шведские налоговые органы осуществляют их выборочную проверку.
Одним из действенных способов контроля НДС является электронная отчетность в сумме сделки и другой информации.
Так, например, если шведская компания поставила товары иностранной фирме (в рамках стран ЕС) без НДС, но затем выясняется, что эта иностранная фирма снята с учета по НДС ранее момента поставки товаров, то шведская компания должна уплатить НДС и штрафные санкции в размере 20 % от суммы доначислений.
В случае если шведский покупатель товаров, закупленных у иностранного продавца (в рамках стран ЕС) и оплативший их без НДС, не поставил НДС на вычет, то налоговые органы делают запрос в соответствующий Центральный офис связи. Где работают 3—4 человека, расположен в г. Стокгольме и имеет по 1 представителю в каждом из 10 регионов Швеции, имеющем доступ к Международной базе данных ЕС (региональный уровень).
Для получения информации, хранящейся в этой базе, налоговый инспектор обращается к своему представителю в регионе с просьбой, оформленной в установленном порядке в виде запроса, который направляется через ГНС Швеции в Центральный офис связи. Запрос рассматривается в Центральном офисе связи в течение трех месяцев, но в исключительных случаях сроки рассмотрения запроса могут быть ограничены одним месяцем.
Таким образом, каждый налоговый инспектор имеет доступ к международной системе базы данных ЕС — «VIES». Вместе с тем право доступа шведских налоговых инспекторов к данной базе ограничено в зависимости от круга их обязанностей, то есть налоговый инспектор может запрашивать информацию только о налогоплательщиках, с которыми он работает.
Налоговая
полиция, прокуратура и судебные
органы Швеции могут обратиться к
шведским налоговым органам с
просьбой о предоставлении им информации,
имеющейся в Международной
Получение такой информации может быть осуществлено двумя способами:
Использование шведскими налоговыми органами международной системы базы данных ЕС — «VIES», отслеживающей в рамках ЕС сделки налогоплательщиков, существенно облегчает контроль за НДС в Швеции. Однако налоговые органы Швеции в своей работе используют не только систему «VIES», но и другие электронные источники информации, в том числе национальные базы данных.
Национальная электронная система «PUMA» (Periodical selection system), построенная на принятой теории риска, является одной из программ, при помощи которых налоговые органы Швеции осуществляют контроль за уплатой НДС.
Поступающие от налогоплательщиков декларации сканируются и обрабатываются в двух центрах обработки данных, а затем полученные сведения направляются в систему «PUMA».
Обрабатывая
около 5,5 млн. деклараций, Национальная
электронная система «PUMA»
— суммарные показатели оборотов;
— даты регистрации и снятия с учета;
— данные о декларациях и др.
Каждый из 10 регионов Швеции имеет свой банк данных. Следует также иметь в виду, что система «PUMA» подпитывается информацией из 21 местной (внутренней) и 6 внешних систем (баз данных). Внутренними источниками информации являются данные квартальной отчетности и другие данные. Источниками информации 6 внешних систем являются базы данных:
— таможенных органов;
— Дорожного управления (выдающего лицензии транспортным фирмам);
— Государственного управления рынка труда;
— Государственного страхового управления;
— Патентного и регистрационного ведомства;
— Лицензионного ведомства (лицензирующего деятельность ресторанов, баров и др.).
Национальная
электронная система «PUMA»
После ввода кода операций по НДС и задаваемого периода Национальная электронная система «PUMA» определяет в течение нескольких секунд количество таких предприятий, осуществляя пересчет миллионов декларационных документов, и выводит полный перечень всех найденных предприятий с указанием по каждому из них регистрационного номера по НДС, названия организации и суммы оборота.
Данная система позволяет производить поиск фирм, осуществлявших поставку товаров в другую страну ЕС (то есть без шведского НДС) на основе сверки с данными декларации. Запросы могут содержать многоуровневую структуру с ограничением по перечню лиц, подпадающих под задаваемые условия поиска.