Налоговая система современной России, перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление проблемных вопросов существующей налоговой системы Российской Федерации и разработка возможных принципов её совершенствования, которые базируются на анализе исторического развития России и опыта зарубежных стран.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
- рассмотреть историю возникновения налогообложения с точки зрения его влияния на экономику государства;
- провести анализ существующей налоговой системы России с учётом её роли и места в финансово-экономической политике, а также проблемных вопросов её развития;
- на основе определения предпосылок совершенствования налоговой системы России и изучения мирового опыта функционирования налоговых систем передовых стран, определить перспективные направления (принципы) реформирования системы налогообложения РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 3
1 История возникновения налогов………………………………………………. 4
1.1 Налогообложение как элемент экономической культуры общества............4
1.2 Развитие налогообложения в России…….......................................................6
1.3 Формирование научных представлений о налогообложении.......................8
2 Налоговая система современной России……………………………………… 11
2.1 Роль и место налоговой системы в экономике РФ…………………………. 11
2.2 Действующая структура налогообложения в РФ…………………………... 11
2.3 Проблемные вопросы существующей налоговой системы………………... 13
3 Перспективы развития налоговой системы России…………………………... 17
3.1 Предпосылки совершенствования налоговой системы…………………….. 17
3.2 Основные пути реформирования налоговой системы РФ…………………. 19
3.3 Мировой опыт и возможность его использования в организации
налоговой системы РФ………………….…………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………… 26
Список использованных источников…………………………………………….27
Приложения
Приложение А. Основное содержание периодов становления налогообложения России от Древней Руси до конца 19 века…………………………………..28
Приложение Б. Влияние налоговой нагрузки на экономическое развитие страны………………………………………………………………………………29
Приложение В. Роль стимулирующего механизма налогообложения в обеспечении экономического подъема в России……………………………………..30
Приложение Г. НДС в России и зарубежных странах………………………….. 31

Файлы: 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

Приложение  А - Основное содержание периодов становления налогообложения России от Древней Руси до конца 19 века

Древняя Русь

Средние века

Правление Ивана Грозного

XV–XVII века

Царствование Петра I

Эпоха Екатерины II

XIX век

9 век – начало складывания финансовой системы в период объединения Древнерусского государства.

Установление дани с подвластных племен. Уплата дани как деньгами, так и натурой.

Поземельное и  косвенное обложение (в форме торговых и судебных пошлин).

Обложение узаконено в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого (978–1054гг.) — первом российском своде законов, включавшем нормы налогового законодательства.

Монголо-татарское нашествие – налог «выход» с души мужского пола и с головы скота. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства почти невозможно.

Создание фин. системы Иваном III. Прямой налог деньгами деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Посошная подать (единицей обложения соха — определенное количество земли), включавшая в себя и поземельный налог.

Косвенные налоги - система пошлин и откупов (таможенные и винные).

Главный объект обложения - земля, расчет налога на основании писцовых книг. В промышленных местах раскладка податей производиться не по сохам, а «по животам и промыслам». Многие натуральные повинности заменены денежным оброком.

Целевые налоги - ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен.

Раскладка и взимание податей - земские общины через выборных окладчиков.

Конец 15 века - политическое объединение русских земель. Стройной системы управления государственными финансами ещё не существует. Большинство прямых налогов собирается Приказом большого прихода.

Проверка финансовой деятельности приказов (анализ приходных и расходных книг) позволял довольно точно определять бюджет страны. Рост налогового бремени (стрелецкая подать, имущественный налог на наследство, значительное повышение акциза на соль) - серьезный ущерб экономике России.

Ориентирование налогов на развитие производительных сил.

Меры по защите внутреннего рынка, в том числе  через взимание таможенных пошлин.

Учреждение  должности — прибыльщик («чинить государю прибыли»). Введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов.

Переход от подворной системы обложения к поголовной (ед. налогообложения вместо двора - мужская душа). Учреждение Камер-коллегии, Ревизион-коллегии. Штатс-контор-коллегии.

Кардинальным  изменениям подвергся порядок налогообложения купечества - отменены все частные промысловые налоги и подушная подать, и вместо них установлен гильдейский сбор.

Преобразовала систему управления финансами - создана экспедиция государственных доходов, разделенная в следующем году на 4-е самостоятельные экспедиции (заведовали: доходами государства, расходами, ревизией счетов, взысканием недоимок, недоборов и штрафов.

1802г. - Манифестом Александра I создано Министерство финансов. 1809г. - программа финансовых преобразований — «План финансов».

1863г. - с мещан вместо подушной подати стали взимать налог с городской недвижимости (облагались не только жилые дома, но и заводы, фабрики, бани, складские помещения, огороды и т.д.).

1898г. - Положение о государственном промысловом налоге (сущ. до 1917г.).

1885г. – Податная инспекция - прообраз современной Налоговой службы.


 

 

Приложение  Б

 

Влияние налоговой нагрузки на экономическое  развитие страны

 

Зависимость между  усилением налогового гнета и  суммой поступающих в государственную казну налогов ещё в начале второй половины XX века вывел профессор А. Лаффер, построивший параболическую кривую, получившую в дальнейшем название «Кривая Лаффера»14 (рисунок Б1).

Рисунок Б1 –  «Кривая Лаффера»

На рисунке  отчётливо видно, что рост налоговых  ставок (t) только до определённого предела (точка «а») ведёт к соответствующему увеличению бюджетных выгод (точка «А»). Превышая этот предел, налоговая ставка становится тормозом для предпринимательской деятельности, при этом ликвидируются стимулы развития экономики, а доходы бюджета начинают сокращаться (точка «С»), поскольку сужается налоговая база.

Мировой опыт налогообложения  показывает, что изъятия у налогоплательщика до 30 – 40 % дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40–50% его выгод, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

Роль  стимулирующего механизма налогообложения  в обеспечении экономического подъема в России

 

Роль стимулирующего механизма налогообложения в  обеспечении экономического подъема в России можно представить с помощью следующей схемы (рисунок В1).

 

Рисунок В1 - Роль стимулирующего механизма налогообложения в обеспечении экономического подъема в России

 

Из представленной схемы можно отметить, что  с  помощью налогового механизма можно  воздействовать на:

- развитие производства  через такие меры, как уменьшение общего количества налогов, снижение налогового бремени, дифференциация ставки налога на прибыль в зависимости от рентабельности производства и отраслей, состояние регионального промышленного производства и других;

- рост инвестиционной  активности через снижение налогового бремени, освобождение от налогов прибыли и капиталов, направленных на развитие производства, наукоемких технологий и прочее;

- рост доходов  населения через выведение из-под  обложения прожиточного минимума, сглаживание поляризации доходов населения.

 

 

Приложение  Г

 

НДС в России и зарубежных странах

 

 

Рисунок Г1 - Доля НДС в структуре налогообложения  России

 

В различных  странах существуют разные подходы  к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах  применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 - 10%) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши. Конкретные размеры основных ставок (%) по некоторым развитым странам мира приведены в таблице Г115.

 

Таблица Г1 - Шкала  ставок НДС по различным странам, %.

 

Испания

Германия

Великобритания

Греция

Франция

Россия

Дания

Швеция

12

14

15

18

18,6

18%

22

23,5


 

Анализируя  данные таблицы, можно сделать вывод, что в основном ставки, применяемые в зарубежных странах, установлены на уровне 12 - 18%. Необходимо отметить, что количество применяемых ставок налога различно в разных странах: в Великобритании и Германии - две, во Франции - три, в Италии - четыре. В Великобритании, Ирландии и Португалии используется также нулевая ставка. Товары, облагаемые по данной ставке, отличаются от товаров, освобожденных от налога, тем, что владелец товаров в первом случае не только не платит налог при их реализации, но ему еще возмещаются суммы НДС, уплаченные поставщикам.

1 Кабир Батыр: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х томах. — М., «проспект» 2012. — С.520.

2 Экскурс в историю/ Российский налоговый курьер, №22, ноябрь 2012г.

3 Налог поможет бизнесу/РБК daily, 27.07.2012, №139(1424), с.1.

4 Ольга Голодец: Пенсионный возраст не будет повышаться/Российская газета, 04.10.2012.

5 В.А. Кашин, М.Р. Бобоев. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации/Налоговый вестник, 27.11.2011.

6 Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах, 28 июня 2012г./Электронный ресурс Президент России, www.kremlin.ru/acts/15786.

7 Налоговые маневры/ "Российская газета" - Федеральный выпуск №5769 (96), 02.05.2012.

8 Отчет «Paying taxes 2009» компании Price-waterhouseCoopers (PWC)/ www.pwc.com.

9 Тематический выпуск: Из практики налогового консультирования: налогообложение и учет сложных хозяйственных операций [Текст]/ Брызгалин А.В., Чуменко О.В., Симонов М.В., Королева М.В., Смирнов Д.А., Церенов Б.В., Орел А.Е., Чермянинов Д.В. / Налоги и финансовое право, 2009, N 8, - С.141-152.

10 Шестаков Е. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов [Текст] // Современный предприниматель. 2010. N 2. – С.28 -29/

11 Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран [Текст] - М.: Дашков и Ко, 2009. – 466 с. - ISBN 978-5-394-00373-8/

12  Шувалова Е. Б, Климовицкий В. В.,Пузин А. М. Налоговые системы зарубежных стран [Текст] - М.: Дашков и Ко, 2009. – 560 с.

13 Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика : учебник для бакалавриата, для вузов по специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / В. Г. Пансков, Финансовая акад. при Правительстве Рос. Федерации . – 2-е изд., перераб. и доп . – М. : Юрайт, 2011 . – 680 с.

14 Налоговая система/Электронный ресурс: forexaw.com/TERMs/ Economic_terms_and_concepts/ Economic_and_legal_terminology/ l394_Налоговая_система_Tax_system.

15 История возникновения и развития НДС в зарубежных странах и в России/Электронный ресурс: www.deepfinance.ru/finances-773-2.html/.




Информация о работе Налоговая система современной России, перспективы её развития