Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:54, доклад
Налоговая система России, существовавшая до наступления периода реформ (с конца 1991 г.), была сформирована на протяжении длительного периода советской власти и подобно западным системам была стабильна и крайне редко подвергалась изменениям.
Реформы в России сопровождались сменой политического режима, что привело к глобальным изменениям института собственности и определило противоречия между интересами хозяйствующих субъектов и интересами государства. Понятие прибыли, не существовавшее до перестройки, потребовало проведения налоговых реформ для обеспечения государства необходимыми доходами. Революционный характер происходивших в стране изменений, отсутствие преемственности в реформах не позволяли последовательно и с учетом времени, необходимого на адаптацию, формировать налоговую систему, так как страна остро нуждалась в средствах для финансирования государственных расходов
Налоги в России.
Налоговая система России, существовавшая до наступления периода реформ (с конца 1991 г.), была сформирована на протяжении длительного периода советской власти и подобно западным системам была стабильна и крайне редко подвергалась изменениям.
Реформы в России сопровождались сменой политического режима, что привело к глобальным изменениям института собственности и определило противоречия между интересами хозяйствующих субъектов и интересами государства. Понятие прибыли, не существовавшее до перестройки, потребовало проведения налоговых реформ для обеспечения государства необходимыми доходами. Революционный характер происходивших в стране изменений, отсутствие преемственности в реформах не позволяли последовательно и с учетом времени, необходимого на адаптацию, формировать налоговую систему, так как страна остро нуждалась в средствах для финансирования государственных расходов.
Анализ нормативной базы, действовавшей в период с 1991 по 2000 годы, показывает, что на протяжении всего этого времени количество принимаемых по вопросам налогообложения документов было столь велико, что оказывало непосредственное влияние на уровень сбора налогов.
С конца 1991 года
налоговая система России начинает
стремительно развиваться. Этот период
можно разделить на три этапа.
На первом этапе в начале 90-х годов
государство действовало
Второй этап,
начало которому было положено с начала
1994 года снижением ставок налога на
прибыль и НДС с 28% до 20 и 10 %%, характеризовался
глубокими кризисными явлениями
в экономике и в бюджетно-
Третий этап формирования налоговой политики России обозначился с января 1999 принятием и введением в действие части первой НК РФ. Его можно охарактеризовать как период осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятием со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной, либерально-ориентированной и понятной налоговой системы. Основными вехами этого пути наряду с принятием нового законодательства являются: пресечение налогового произвола властей, особенно на местах; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепление гарантий соблюдения налоговой законности.
За пройденные три этапа налоговая система России впитав в себя многие негативные последствия политических баталий 90-х годов прошлого века, крайней поляризации общества, по сути своей стала продуктом скорее политического компромисса, нежели объективного процесса исторического и экономического развития. Отсюда - множество "болезней", которыми страдает наша налоговая система, о чем пишут и говорят экономисты, юристы, политики и особенно главные действующие лица - налогоплательщики.
В современной налоговой системе существует ряд проблем, к которым относятся рост налогового бремени в связи с наличием множества не кодифицированных платежей фискального характера, неэффективность инвестиционного налогового кредита, отсутствие механизмов налогового стимулирования, отсутствие дифференциации налогов на добычу полезных ископаемых, злоупотребления при применении вычетов по НДС со стороны налогоплательщиков и налоговых органов. Особое внимание стоит уделить проблеме отсутствия единообразной практики применения налогового законодательства. Налоговое законодательство по-прежнему остается нестабильным, в том числе и за счет деятельности Конституционного Суда РФ. Введение новых правил налогообложения совершенно не учитывает принципа финансового планирования деятельности организаций. Сегодня налогоплательщик, осуществляя финансовое планирование, не имеет возможности заранее выяснить окончательную позицию официальных органов по вопросам налогообложения. В настоящее время отсутствуют четкие критерии и механизмы разграничения правомерной налоговой оптимизации и противоправного уклонения от уплаты налогов. Отсутствуют действенные гарантии независимости судебной системы от исполнительной власти при решении налоговых споров и т.д.
Однако недостатки
не являются определяющими факторами
налоговой системы России. Конечно,
особенностью современной российской
налоговой системы, отмечаемой всеми
без исключения экономистами, является
то, что при ее формировании ставилась
в первую очередь фискальная задача.
Преобладание фискальной направленности
в налогообложении обусловлено
тем, что создание налоговой системы
РФ и первые этапы ее развития проходили
в условиях системного экономического
кризиса, и главной задачей выдвигалось
максимально возможное
Для
регулирования налоговых
Налоговое право — комплекс налоговых законов, которые регламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. в конечном счете управление всей системой налогообложения. [ 8,с. 146]
Налоговое право строится в соответствии с высшим законом страны — Конституцией РФ.
К компетенции
Федерального собрания (парламента) и
представительных органов субъектов
Федерации относятся общие
Правовое оформление налоговой системы обеспечивало в течение почти десятилетия целый пакет налоговых законов. Этот пакет включал базовые законы: Закон «Об основах налоговой системы РФ» (27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, и Закон «О государственной налоговой службе РСФСР» (21 марта 1991 г.; новая редакция — 1995 г.), регулирующий вопросы организации сбора и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов.
В течение нескольких лет шла и продолжает идти разработка Налогового кодекса РФ (НК), который должен полностью обеспечить управление всей налоговой системы. В июле 1998 г. была принята первая часть НК, посвященная общим проблемам налогообложения — элементам налога, налоговой декларации, налоговому контролю, налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение. Спустя два года (5 августа 2000 г.) введена в действие вторая часть НК, которая касается основных конкретных федеральных налогов (НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых). Налоговые законы в совокупности оформили целостную налоговую систему, построенную на отношениях подчинения налогоплательщика государству. По своей структуре, составу и принципам она является в целом общераспространенной в мировой практике налоговой системой. Сегодня на территории России собирается около 30 различных налогов, сборов и отчислений.
Множество налогов, сборов и отчислений позволяет решать разнообразные задачи и реализовывать различные функции, но в то же время это ведет к росту расходов по взиманию налогов и расширяет возможности уклонения от уплаты налогов.
Налоговая система Российской Федерации разрабатывалась с учетом отечественного опыта 20-х годов и практики зарубежных стран, где налогообложение прошло многовековой процесс развития. Базирующаяся на требованиях рыночной экономики налоговая система призвана, во-первых, обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства, и, во-вторых, создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.
На пути создания принципиально новой налоговой системы возникли серьезные трудности. Во-первых, эта система формировалась при слабом развитии налоговых отношений, которые охватывали, как было сказано, преимущественно лишь физических лиц. Во-вторых, она возникла при крайне отрицательном отношении к ней хозяйствующих субъектов, поэтому требовался строгий учет и контроль при обложении, хотя необходимый опыт отсутствовал. В-третьих, в стране отсутствовала четко разработанная налоговая стратегия в условиях нестабильной экономики и высоких темпов инфляции. В-четвертых, налоговый аппарат недостаточно подготовлен к сложным условиям работы, когда происходит непрерывное изменение правовой базы налогообложения.