Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:54, реферат

Описание работы

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:
• всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
• стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;
• равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;
• обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;
• самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

Файлы: 1 файл

Налоговая система.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Налоговая система – это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Принципы построения налоговой системы:

• всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;

• стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

• равнонапряженность – взимание соответствующего налога по одинаковым для всех налогоплательщиков ставкам;

• обязательность – принудительность налога; неизбежность его выплаты;

• самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

• социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

 

Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к тому, что налоговый метод стал основным методом мобилизации доходов бюджетной системы страны. Однако процесс реформирования налоговой системы еще не завершен и в отдельных отраслях экономики все еще остаются проблемы в сфере налогообложения, что в значительной мере относится к банковской деятельности. Налоговые методы регулирования призваны формировать макроэкономические условия, наиболее благоприятные для функционирования денежно-кредитной системы, что будет способствовать ее устойчивости к конъюнктурным колебаниям, превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста.

Налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение. С банковских счетов хозяйствующие субъекты в безналичном порядке рассчитываются за купленные товары, произведенные работы, оказанные услуги, осуществляют платежи в бюджет, на банковских счетах находятся безналичные денежные средства организаций, с банковских счетов осуществляется выплата заработной платы, банки осуществляют кредитование организаций и населения, в банках находятся вклады граждан. Неплатежеспособность коммерческих банков чревата экономическими затруднениями для их многочисленных клиентов, задержкой выплаты заработной платы, возрастанием социальной напряженности, что особенно ярко проявилось во время банковского кризиса в августе 1998 года. Вопрос надежности и ликвидности коммерческих банков - это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития коммерческих банков. От того, как будут развиваться и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Коммерческие банки выделяются в особую группу участников налоговых отношений также в связи с тем, что в финансово-кредитной системе они выполняют двоякую роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих основания производят платежи в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являютсяпосредниками между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налоговых платежей последних в соответствующие бюджеты. В этом случае от банков во многом зависит своевременность и полнота уплаты налогов другими налогоплательщиками.

Особая роль коммерческих банков как  участников налоговых правоотношений заключается и в том, что налоговое  законодательство возлагает на них особые обязанности по предотвращению налоговых правонарушений другими плательщиками налогов.

 
Безусловно, Налоговый Кодекс РФ позволил решить множество проблем в области  налогообложения коммерческих банков. Его концепция и основные положения заслуживают одобрения и поддержки. Главное состоит в том, что в Российской Федерации создается стройная комплексная система налогообложения, состоящая из трех уровней. При этом учитывается накопленный опыт, не ломается существующая система налогов. Налоговая система идет по пути эволюционного, а не революционного развития. Налоговый Кодекс установил принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов и других обязательных платежей, обеспечил возможность создания эффективной системы начисления и сбора налогов, учета налогоплательщиков, контрольной работы и борьбы с нарушениями налоговой дисциплины. Кроме того большое количество положительных моментов предусмотрено во второй части Налогового Кодекса.

Основная проблема в области  налогообложения коммерческих банков состоит в том, чтобы в условиях формирования предпосылок финансовой стабилизации российской экономики  сформировать такую систему налогообложения коммерческих банков, которая стимулировала бы активизацию деятельности коммерческих банков в направлении вложениясредств в реальный сектор экономики, в первую очередь, в сельское хозяйство, машиностроение, малый бизнес и другие.

Первоочередными, с точки зрения совершенствования системы налогообложения коммерческих банков, являются следующие предложения:

1. Формирование абсолютно  надежной в отношении осуществления  расчетов налогоплательщиков по  перечислению налогов в бюджет банковской системы посредством введение дополнительных нормативов ликвидности и минимальной границы собственных средств (капитала).

2. Создание оптимальной  системы налогообложения банков, стимулирующей их инвестиционную  активность в направлении вложения  средств в реальный сектор экономики.

3. Введение льгот по налогообложению прибыли банков, вопреки отмены всех существующих льгот в связи с введением с 1 января 2002 года Главы 25 Налогового Кодекса РФ:

• уменьшение ставки налога на прибыль для коммерческих банков в 1,5 раза в случае, если доля долгосрочных кредитов, выданных отраслям реального сектора экономики, малым предприятиям, сельскому хозяйству и так далее (перечень которых будет установлен отдельным положением Правительства РФ), превышает 50% в общей сумме кредитовкоммерческого банка;

• освобождение от налогообложения  или льготное налогообложение прибыли, полученной от сдачи банками в лизинг основных средств производственного назначения;

• установление льгот  по налогу на прибыль от осуществления факторинговых и форфейтинговых операций.

4. Сохранение метода  начисления при определении налоговой  базы по налогу на прибыль,  с возможностью уменьшения налоговой  базы на величину начисленных доходов коммерческих банков от кредитования ряда приоритетных отраслей экономики.

5. Предусмотреть возможность  отнесения затрат на уплату налога на покупку наличной иностранной валюты на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

6. Резервы на возможные потери по ссудам принимать в расчет затрат при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме.

7. К расходам, учитываемым  при расчете налоговой базы  по налогу на прибыль, отнести  затраты капитального характера по объектам производственного назначения, а также расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств.

8. Снизить налоговую  базу по налогу на прибыль  на сумму, равную половине прибыли  после налогообложения, направляемой коммерческими банками по итогам года на увеличение уставного капитала банка.

9. Рассмотреть вопрос  о полной отмене налога на добавленную стоимость, уплачиваемого коммерческими банками, а также полностью отказаться от налога на операции с ценными бумагами, либо заменить его взиманием государственной пошлины.

 

 

 

Налогообложение прибыли  и доходов физлиц при совершении операций с депозитарными расписками может быть установлено исходя из сальдированного результата

Об этом предложении Минфина стало известно на XIV Всероссийской банковской конференции «Банковская система России 2012: вопросы регулирования и управления активами», организованной Ассоциацией «Россия». 
Как сообщил в ходе своего выступления глава Минфина Антон Силуанов, министерство намерено в ближайшее время внести в правительство соответствующие дополнения в Налоговый кодекс: «Мы предусматриваем внесение дополнений в Налоговый кодекс, которые будут устанавливать налогообложение прибыли организаций, доходы физических лиц при совершении операций с российскими депозитарными расписками, а также ценными бумагами иностранных эмитентов, удостоверяющих права на российские иностранные ценные бумаги». 
«Мы предлагаем рассматривать вопрос по налогообложению, исходя из сальдированного результата», - пояснил Силуанов и уточнил, что при наличии портфеля депозитарных расписок с различной доходностью будет применяться порядок, аналогичный тому, который используется при операциях с акциями. 
В ходе конференции Антон Силуанов также затронул тему повышения требований к минимальному размеру капитала банков. По его словам, повышение в ближайшем будущем этой планки до 1 млрд рублей - «это возможно и нормально». Он обратил внимание на наличие иных мнений по данному вопросу: «Много есть небольших банков, зачем их ограничивать в деятельности?» «Что с ними делать? Мнения в правительстве расходятся». «Мы - за консолидацию банковской системы», - подытожил он позицию Минфина. Дискуссия по данному вопросу будет продолжена. 
В свою очередь, зампред ЦБ Михаил Сухов сообщил, что: «Планка по капиталу уже определена законодательно, и для того, чтобы ее менять до 2015 года, нужны какие-то сверхсерьезные аргументы, которые нужно послушать». По его данным, в России на 1 марта 2012 года насчитывалось 109 банков с собственным капиталом более 1 млрд рублей. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 




Информация о работе Налоговая система