Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:08, курсовая работа
Понятие налоговой тайны введено Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ). Согласно статье 102 ПК РФ, под налоговой тайной понимаются сведения о налогоплательщике, полученные налоговой инспекцией, органом налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда, таможенным органом при осуществлении налогового контроля (либо из сведений, представленных самими организациями) или при обмене информацией между указанными органами.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
Налоговая тайна в системе мер защиты экономической информации………………………………………………………………….….4-9
Глава 2.
Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники……………………………………………………………………..10-21
Глава 3.
Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны………………………………………..…………………….22-27
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………….…29-30
Значительный объем налоговозначимой информации налоговые органы, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов собирают в процессе проведения действий по осуществлению налогового контроля. В этой связи отмечается, что в целях получения дополнительной информации и сбора доказательств должностные лица налоговых органов могут провести в ходе проверки такие процессуальные действия (действия по осуществлению налогового контроля), как осмотр (обследование) территорий, помещений, предметов и документов, инвентаризация, истребование документов, выемка документов и предметов, допрос свидетелей и экспертиза. 16Полученная в результате проведения указанных действий информация включает в себя самые различные сведения о налогоплательщиках, в том числе и те, которые не имеют отношения к налогообложению, например о личной жизни физических лиц. Информация же, необходимая для налогового контроля, находит свое отражение в протоколах налогово-процессуальных действий и актах проверок. Налоговозначимая информация, как уже отмечалось, может быть получена и в процессе проведения таможенными органами и органами федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям оперативно-розыскных мероприятий дознания и следствия. Эти органы выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. В связи с этим им приходится осуществлять сбор соответствующей информации, которая составляет их служебную тайну.
Так, например, сотрудники ФСЭНП обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей. Наконец, налоговозначимая информация может быть передана налоговым органам и органам ФСЭНП другими контролирующими и правоохранительными органами в порядке информационного обмена, в том числе международного.
В настоящее время Российская Федерация имеет договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с целым рядом государств мира. Эти международные акты предусматривают взаимодействие правоохранительных органов, прежде всего в деле борьбы с так называемыми общеуголовными преступлениями. Кроме того, с участием Российской Федерации заключен ряд двухсторонних международных соглашений, которые непосредственно направлены на достижение сотрудничества в деле выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений. В данном случае имеются в виду соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы (по вопросам) за соблюдение налогового законодательства, которые позволяют добиться взаимодействия между российскими налоговыми органами, органами ФСЭНП и соответствующими органами иностранных государств в деле предотвращения уклонения от уплаты налогов. Все эти соглашения предусматривают различные формы информационного обмена между правоохранительными и контролирующими органами стран-участников. Соответствующие вопросы будут рассмотрены нами отдельно в гл. 2. Принимая во внимание указанные источники, можно сделать вывод о том, что в режиме налоговой тайны защищается информация о налогоплательщиках и плательщиках сборов, предоставляемая ими самими, налоговыми агентами, органами регистрации и банками налоговым органам, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Кроме того, к ней относится информация, получаемая этими органами в процессе осуществления налогового контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и составляющая их профессиональную тайну, а также передаваемая им в рамках информационного обмена, в том числе международного, контролирующими и правоохранительными органами других стран.
Глава 3.
Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны.
По общему правилу, установленному ст. 10, 12 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными.
Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая, в свою очередь, как уже отмечалось, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию.
Ранее мы уже установили, что информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации. Следовательно, доступ к ней должен быть ограничен. Такое ограничение составляет основу правового режима защиты соответствующей информации. В этой связи необходимо установить правовое значение термина «режим».
Основываясь на этимологическом толковании слова «режим» предлагается понимать его как установленный порядак жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.17
В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, 18и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования. 19
Имеется также утверждение, что правовой режим — это одновременно права, обязанности и ответственность; система мер, которая используется для достижения поставленных целей; система правового воздействия, состоящая в специфике приемов регулирования и его механизма. 20Существует и версия, что правой режим есть особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании правовых средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права.21
Следует также принять во внимание отраслевую принадлежность правовых режимов. В одной из своих работ Д. Н. Бахрах отмечает, что «правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования — от 12 - 10264 Крохнпа Раслевой юридический инструментарий, — опосредованных отраслевым методом правового воздействия и базирующихся на Принципах, специфичных для данной отрасли».22
В этой связи интерес представляют определения тех или Иных режимов в действующем законодательстве. Например, согласно ст. 18 ТК РФ таможенный режим — это совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Во всех приведенных выше определениях режим, так или иначе, определяется как совокупность, система или сочетание Правовых средств, мер и положений. Полагаем, что какой-либо Режим действительно возможен лишь при установлении совокупности взаимосвязанных между собой положений, имеющих общий предмет правового регулирования. Ограничение доступа К информации, составляющей налоговую тайну, также
базируется на совокупности соответствующих положений.
Уже упоминавшаяся Концепция обеспечения безопасности Деятельности налоговых органов определяет защиту информации прежде всего как принятие мер по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов от незаконного распространения, искажения или уничтожения. С учетом этого режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, можно определить как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.
Правовую основу этого режима составляют положения, закрепленные в ст. 102 НК РФ.
В соответствии с ними налоговая Тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, рганами ФСЭНП, органами государственных внебюджетных фондов И таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, Предусмотренных федеральным законом.
Поступившие в налоговые органы, органы федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно ФНС России, органами государственных внебюджетных фондов, ФСЭНП МВД России и ФТС России. Принимая во внимание то, что основной массив информации, составляющей налоговую тайну, является составной частью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов МНС России. Так, порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденный приказом МНС России от 3 октября 2000 г. № БГ-3-24/346, определяет, что предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглашениями об обмене информацией. Указанные запросы не подлежат исполнению в случаях, когда: предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями.
Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям.
Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. Например, самим налогоплательщикам предоставляются сведения о них, носящие конфиденциальный характер, в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой налговой отчетности за прошедший год.
Конфиденциальная информация из реестра предоставляется также правоохранительным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации. В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.
Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Свои особенности имеет предоставление конфиденциальной налоговой информации органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям.
Основные направления взаимодействия названных органов определяются соглашениями об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности Министерства финансов РФ и Министерства внутренних дел РФ. В качестве одного из них определена организация порядка передачи налоговыми органами федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки налоговых преступлений. Предоставление конфиденциальной информации органам прокуратуры, внутренних дел и федеральной службы безопасности осуществляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства по защите информации.
Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.
По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд. Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, доставляется также судебным приставам-исполнителям. Информационный обмен осуществляют и другие органы государственной власти, имеющие доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Например, был заключен целый ряд межведомственных соглашений, предусматривающих информационный обмен, с участием ФСНП России.23
Целью этих соглашений является: создание условий для повышения уровня информационного обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, принятия управленческих решений; обеспечение совместимости информационных ресурсов; организация обмена статистической и аналитической информацией; повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов. Со стороны ФСНП России информационный обмен предусматривает прежде всего предоставление информации о состоянии криминогенной обстановки в налоговой сфере и данных о нарушениях налогового законодательства.
Заключение.
Таким образом, в работе проведен анализ понятия и сущности налоговой тайны. Рассмотрены механизмы и функции налоговых органов по обеспечению сохранности и безопасности налоговой тайны.
Теперь обратим внимание на перечень исключений. К налоговой тайне возбранялось относить следующие категории сведений:
В настоящее время специалистами Комитета по безопасности Государственной Думы подготовлен и внесен группой депутатов на первое чтение проект Федерального закона «О служебной тайне», в случае принятия которого можно будет в органах государственной власти сформировать универсальный административный режим защиты информации, способный обеспечивать сохранность в том числе и сведений о налогоплательщиках.