Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 01:45, реферат
Система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации включает:
• Центральный аппарат ФНС России;
• Межрегиональные инспекции ФНС России;
• Территориальные налоговые органы.
1. Федеральная налоговая
служба России и ее место
в системе органов
Налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Министерство финансов РФььььттььььь
↓
Рис.1 Подведомственные Минфину России федеральные службы
Система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации включает:
Рис.2 Схема уровневой системы управления налоговыми органами России
ФНС РФ является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе осуществлению правильности исчисления, полноты и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет, за производством и оборотом табачной продукции, а так же функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Федеральная налоговая служба осуществляет государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя, обеспечивает представление в делах о банкротстве и процессах банкротства требований об уплате налогов и сборов.
ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно через центральный аппарат и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и другими организациями.
В функции центрального аппарата входит изучение и анализ практики применения действующего законодательства, участие в подготовке законодательных актов, разработка инструкций, методических рекомендаций и указаний о порядке взимания налогов и сборов.
Структура центрального аппарата утверждается её руководителем и включает 13 управлений:
Основные задачи Федеральной налоговой службы:
Согласно отчетным данным, Федеральная налоговая служба обеспечивает мобилизацию около 70% доходов консолидированного бюджета, 60% - федерального бюджета, а также практически все поступления в государственные внебюджетные фонды.
Современными направлениями совершенствования администрирования бюджетных доходов, которые будет реализовывать Федеральная налоговая служба, являются:
2. Понятие и признаки
необоснованной налоговой
Постановлением №53 Высший Арбитражный Суд РФ взамен понятия «недобросовестный налогоплательщик» ввел в правоприменительную практику совершенно новое понятие – «налоговая выгода».
В п.1 Постановления №53 сказано, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Как правило, любая хозяйственная операция, проводимая налогоплательщиком, влечет за собой возникновение у него определенных обязательств, связанных с исчислением и уплатой налогов. Например, организация, продав товар, обязана с полученной выручки исчислить НДС, а также учесть полученный доход при расчете налога на прибыль. Предприятие, купившее основное средство, будет должно платить налог на имущество. Выплата заработной платы сотруднику налагает на работодателя обязанности исчисления и удержания налога с доходов работника. И так далее.
Так же Высший Арбитражный Суд указал, что налоговая выгода может быть как обоснованной, так и необоснованной.
Как следует из Постановления №53, налоговая выгода не признается обоснованной, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением им реальной деятельности, а также тогда, когда налогоплательщик учитывает операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учитывает операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). И наоборот, если действия налогоплательщика экономически оправданы и сведения, содержащиеся в отчетности, достоверны, то полученная налоговая выгода признается обоснованной.
В Постановлении N 53 Высший Арбитражный Суд РФ указал на ряд обстоятельств, наличие которых может свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
ВАС РФ считает, что о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
Хозяйственные операции, совершаемые налогоплательщиком, обязательно должны быть нацелены на достижение им в конечном итоге определенного экономического эффекта. Поэтому любая сделка налогоплательщика должна быть обусловлена разумными экономическими или иными причинами, то есть иметь деловую цель.
При этом налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому, если целью, преследуемой налогоплательщиком, является получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, то суд может отказать налогоплательщику в признании обоснованности получения налоговой выгоды.
При возникновении споров с налоговыми органами установление наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика производится судом с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении налогового спора суд должен дать оценку того, насколько проводимые налогоплательщиком операции экономически оправданы.
Наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, обязан доказывать налоговый орган.
Сбор таких доказательств налоговый орган производит в процессе осуществления мероприятий налогового контроля. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством проведения налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также использования других форм, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ).
В подавляющем большинстве случаев доказательства собираются в рамках проведения налоговых проверок (камеральных и выездных). Однако и вне рамок проверок у налоговиков есть способы получения доказательств.
Отдельного внимания заслуживает вопрос об ответственности налогоплательщика за действия своего контрагента. Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении №53 указал, что налогоплательщик не должен и не может отвечать за своего контрагента. Поэтому неуплата контрагентом налогов не может служить основанием для отказа налогоплательщику в получении налоговой выгоды.
В то же время Высший Арбитражный Суд призвал налогоплательщиков при выборе контрагентов действовать с «должной осмотрительностью и осторожностью». Иначе претендовать на получение налоговой выгоды они не смогут.