Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 01:45, реферат

Описание работы

Система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации включает:
• Центральный аппарат ФНС России;
• Межрегиональные инспекции ФНС России;
• Территориальные налоговые органы.

Файлы: 1 файл

налог.администр..doc

— 417.50 Кб (Скачать файл)

1. Федеральная налоговая  служба России и ее место  в системе органов исполнительной  власти государства.

Налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

                           Министерство финансов РФььььттььььь

↓                                      ↓                                     ↓

Рис.1 Подведомственные Минфину России федеральные службы

Система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации включает:

  • Центральный аппарат ФНС России;
  • Межрегиональные инспекции ФНС России;
  • Территориальные налоговые органы.

 

Рис.2 Схема уровневой системы управления налоговыми органами России

ФНС РФ является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе осуществлению правильности исчисления, полноты и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет, за производством и оборотом табачной продукции, а так же функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Федеральная налоговая служба осуществляет государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя, обеспечивает представление в делах о банкротстве и процессах банкротства требований об уплате налогов и сборов.

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно через центральный аппарат и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и другими организациями.

В функции центрального аппарата входит изучение и анализ практики применения действующего законодательства, участие в подготовке законодательных актов, разработка инструкций, методических рекомендаций и указаний о порядке взимания налогов и сборов.

Структура центрального аппарата утверждается её руководителем и включает 13 управлений:

  1. аналитическое управление;
  2. контрольное управление;
  3. управление налогообложения;
  4. управление кадров;
  5. финансовое управление;
  6. управление информатизации;
  7. правовое управление;
  8. управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства;
  9. управление по досудебному урегулированию налоговых споров;
  10. административно-контрольное управление;
  11. управление имущественных налогов;
  12. управление по работе с налогоплательщиками;
  13. управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества.

Основные задачи Федеральной налоговой службы:

    • Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
    • Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
    • Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
  • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • устанавливает (утверждает) форму налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
  • проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

Согласно отчетным данным, Федеральная налоговая служба обеспечивает мобилизацию около 70% доходов консолидированного бюджета, 60% - федерального бюджета, а также практически все поступления в государственные внебюджетные фонды.

Современными направлениями совершенствования администрирования бюджетных доходов, которые будет реализовывать Федеральная налоговая служба, являются:

  • переход от проведения «тотального» налогового контроля к концепции управления рисками, а именно выявления, как видов деятельности, так и налогоплательщиков, которые могут стать категориями повышенного риска совершения налоговых правонарушений;
  • создание мощного информационно-аналитического аппарата налоговых органов (информационные ресурсы, аналитическое, методическое и программное обеспечение и организационные структуры), способного исследовать и анализировать различные виды информации, поступающей в налоговые органы с минимальным привлечением налогоплательщиков к проведению налоговых процедур, обеспечивать формирование сигнальной информации и реализовывать процедуры поддержки принятия решений;
  • совершенствование функций прогнозирования вероятностной налоговой базы определенных налогоплательщиков и поступлений налогов и сборов на основе интегрированных информационных ресурсов комплексных налоговых сведений;
  • мониторинг деятельности и налоговых обязательств крупнейших и основных налогоплательщиков, включая организации в сфере естественных монополий, на основе формализованных результатов автоматизированного налогового контроля и системы планирования, организации и проведения единовременных налоговых проверок, синхронизированных по всем звеньям налоговой системы и включающих проверку как головных субъектов, так и вертикально интегрированных групп;
  • исполнение требований законодательства о налогах и сборах в части реализации функций камеральных и выездных налоговых проверок, реализация мероприятий, обеспечивающих функционирование камерального и выездного контроля (организационно-методических, информационных, программно-технических);
  • стимулирование субъектов предпринимательской деятельности к использованию бесконтактных способов представления документов для государственной регистрации с исключением в дальнейшем возможности непосредственного представления документов для государственной регистрации. Это позволит свести к минимуму непосредственные контакты с заявителями, оптимизировать работу регистрирующих подразделений налоговых органов, а также увеличить количество сотрудников налоговых органов, занимающихся анализом представленных документов для государственной регистрации, проведением контрольных мероприятий, как на этапе государственной регистрации, так и после осуществления регистрационных процедур;
  • повышение налоговой информированности субъектов предпринимательской деятельности и граждан, расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами, в том числе налогоплательщикам;
  • внедрение во всех субъектах Федерации технологии организации доступа налогоплательщика к персональным данным информационных ресурсов налоговых органов и технологии бесконтактной сверки по расчетам с бюджетом, что позволит исключить нарекания на работу налоговых органов, уменьшить количество судебных исков со стороны налогоплательщиков, улучшить информационную работу по вопросам налогового законодательства и, как следствие, увеличить долю налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество налогового администрирования.

 

 

2. Понятие и признаки  необоснованной налоговой выгоды.

Постановлением №53 Высший Арбитражный Суд РФ взамен понятия «недобросовестный налогоплательщик» ввел в правоприменительную практику совершенно новое понятие – «налоговая выгода».

В п.1 Постановления №53 сказано, что под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Как правило, любая хозяйственная операция, проводимая налогоплательщиком, влечет за собой возникновение у него определенных обязательств, связанных с исчислением и уплатой налогов. Например, организация, продав товар, обязана с полученной выручки исчислить НДС, а также учесть полученный доход при расчете налога на прибыль. Предприятие, купившее основное средство, будет должно платить налог на имущество. Выплата заработной платы сотруднику налагает на работодателя обязанности исчисления и удержания налога с доходов работника. И так далее.

Так же Высший Арбитражный Суд указал, что налоговая выгода может быть как обоснованной, так и необоснованной.

Как следует из Постановления №53, налоговая выгода не признается обоснованной, если она получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением им реальной деятельности, а также тогда, когда налогоплательщик учитывает операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учитывает операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). И наоборот, если действия налогоплательщика экономически оправданы и сведения, содержащиеся в отчетности, достоверны, то полученная налоговая выгода признается обоснованной.

В Постановлении N 53 Высший Арбитражный Суд РФ указал на ряд обстоятельств, наличие которых может свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

ВАС РФ считает, что о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

  • невозможность реального осуществления налогоплательщиком соответствующих операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности из-за отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Хозяйственные операции, совершаемые налогоплательщиком, обязательно должны быть нацелены на достижение им в конечном итоге определенного экономического эффекта. Поэтому любая сделка налогоплательщика должна быть обусловлена разумными экономическими или иными причинами, то есть иметь деловую цель.

При этом налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому, если целью, преследуемой налогоплательщиком, является получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, то суд может отказать налогоплательщику в признании обоснованности получения налоговой выгоды.

При возникновении споров с налоговыми органами установление наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика производится судом с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При рассмотрении налогового спора суд должен дать оценку того, насколько проводимые налогоплательщиком операции экономически оправданы.

Наличие обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, обязан доказывать налоговый орган.

Сбор таких доказательств налоговый орган производит в процессе осуществления мероприятий налогового контроля. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством проведения налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также использования других форм, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ).

В подавляющем большинстве случаев доказательства собираются в рамках проведения налоговых проверок (камеральных и выездных). Однако и вне рамок проверок у налоговиков есть способы получения доказательств.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об ответственности налогоплательщика за действия своего контрагента. Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении №53 указал, что налогоплательщик не должен и не может отвечать за своего контрагента. Поэтому неуплата контрагентом налогов не может служить основанием для отказа налогоплательщику в получении налоговой выгоды.

В то же время Высший Арбитражный Суд призвал налогоплательщиков при выборе контрагентов действовать с «должной осмотрительностью и осторожностью». Иначе претендовать на получение налоговой выгоды они не смогут.

Информация о работе Налоговое администрирование