Налоговое планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:05, реферат

Описание работы

Развитие рыночных отношений в России привело к необходимости решения на предприятиях различных отраслей экономики проблем налогового планирования и прогнозирования. Сложность современной налоговой системы и ее чрезмерная динамичность требуют постоянного и пристального внимания финансистов к вопросам налогового планирования и прогнозирования. Необходимость прогнозирования и планирования в налогообложении и минимизации налоговых платежей обусловлена высоким уровнем коммерческих рисков и большой вероятностью банкротства предприятия при принятии решений, не адекватных складывающейся обстановке.

Файлы: 1 файл

реферат ефремова.docx

— 28.72 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Развитие рыночных отношений  в России привело к необходимости  решения на предприятиях различных  отраслей экономики проблем налогового планирования и прогнозирования.

Сложность современной налоговой  системы и ее чрезмерная динамичность требуют постоянного и пристального внимания финансистов к вопросам налогового планирования и прогнозирования.

Необходимость прогнозирования  и планирования в налогообложении  и минимизации налоговых платежей обусловлена высоким уровнем  коммерческих рисков и большой вероятностью банкротства предприятия при  принятии решений, не адекватных складывающейся обстановке.

Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Прогнозирование – это предвидение, опережающее отображение действительности. Не определяя параметры развития с достаточной точностью, прогноз  раскрывает альтернативы, положительные  и отрицательные тенденции, противоречия и намечает условия, при которых  обеспечивается решение поставленных задач. Задача прогноза – дать объективное, достоверное представление о  том, что будет при тех или  иных условиях. Постоянное видение  перспективы позволяет своевременно обнаружить риски и принимать  меры во избежание отрицательных  результатов.

Налоговое прогнозирование  выступает базой налогового планирования. Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет.

 

 

1.Сущность налогового  планирования

 

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают:

  • учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
  • разработку учетной политики предприятия;
  • правильное и полное использования всех установленных законом льгот;
  • оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

 

 

2.Сущность налогового  прогнозирования

 

Прогнозирование – это предвидение, опережающее отображение действительности. Не определяя параметры развития с достаточной точностью, прогноз  раскрывает альтернативы, положительные  и отрицательные тенденции, противоречия и намечает условия, при которых  обеспечивается решение поставленных задач. Задача прогноза – дать объективое, достоверное представление о том, что будет при тех или иных условиях. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаружить риски и принимать меры во избежание отрицательных результатов.

Налоговое прогнозирование  выступает базой налогового планирования. Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет.

Государственное налоговое прогнозирование, с одной стороны, служит основой  для выработки прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и  муниципальных образований на среднесрочный  и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления  проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий  год, и на среднесрочную перспективу  для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений  в ходе исполнения соответствующих  бюджетов. С другой стороны, налоговое прогнозирование само строится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей, таких как прирост (снижение) валового внутреннего продукта, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и рядом других, а также показателями развития экономики субъектов РФ. Эти показатели разрабатываются центральными экономическими ведомствами: Минэкономразвития, Минфином, Центральным банком, а также уполномоченными органами субъектов РФ и муниципальных образований.

При прогнозе поступлений налогов  указанные органы управления ориентируются  на максимально высокий их уровень, что связано с постоянно растущими  потребностями государства и  муниципальных образований, вызванных  как объективными причинами (естественный прирост населения, необходимость  развития научно-технического прогресса, поддержание на должном уровне безопасности и обороноспособности страны, повышение  жизненного уровня и др.), так и  субъективными причинами (связаны  с завышенными запросами органов  власти и управления). Вместе с тем, потребности увеличения расходов и вызванная этим ориентация на максимальное изъятие средств налогоплательщиков имеют определенные экономические ограничения, связанные, во-первых, с возможностями экономического роста хозяйства страны и его отдельных отраслей, повышения эффективности экономики и, во-вторых, с уровнем налоговых изъятий, за пределом которого налоги могут не только оказывать негативное влияние на развитие экономики, но и при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской деятельности. Поэтому в процессе налогового прогнозирования все эти факторы должны непременно учитываться.

Налоговое прогнозирование должно играть и фактически играет активную роль в выработке налоговой и  бюджетной политики государства. В  его процессе Минфин России, в частности, принимает решения о необходимости  внесения изменений в налоговое  законодательство, а также сокращения расходов в тех случаях, когда  возможности сбалансирования бюджета  налоговыми методами на планируемый  период исчерпаны. В связи с этим одновременно с проектом федерального бюджета на предстоящий год в Правительство РФ направляются проекты соответствующих законов об изменениях и дополнениях в действующее законодательство о налогах.

К налоговому прогнозированию должны привлекаться также научные организации, коллективы ученых и практики, общественные организации, призванные защищать права  налогоплательщиков. Привлечение их к данной работе связано с необходимостью широкой общественной поддержки  предлагаемых мер по изменению и  дополнению действующего налогового законодательства, использования их знаний и опыта, а также заинтересованностью  в совершенствовании налогового законодательства.

Процесс налогового прогнозирования  базируется на общеэкономических методах: экспертных оценок, анализа, корреляции, ранжирования и других. При этом выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налога.

В процессе налогового прогнозирования  происходит поиск оптимального уровня налогообложения, отвечающего интересам  обеих сторон и способствующего  достижению необходимого баланса их финансовых возможностей и интересов. Как показываем мировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий на первый план должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, т. е. интересы товаропроизводителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные принципы  взаимоотношений налогоплательщиков и государства как основа налогового планирования и прогнозирования

 
В развитых странах налоговое планирование основывается на общепринятых принципах  взаимоотношений налогоплательщиков и государства:

  • обложение чистых доходов налогоплательщика;
  • обложение реализованного дохода;
  • доступность информации для налогоплательщика;
  • разрешение спорных вопросов при неясности или многозначности трактовок в пользу налогоплательщика.

Принцип налогообложения чистого дохода заключается в том, что в соответствии с законом налогоплательщик имеет право вычитать из полученных валовых доходов расходы, понесенные им в связи с получением этого дохода. При налогообложении доходов от реализации имущества из дохода разрешается вычитать не только первоначальные расходы, связанные с его приобретением, но и расходы по содержанию этого имущества, улучшению или совершенствованию. Как правило, понесенные издержки могут корректироваться с учетом официального индекса инфляции. Определенная часть видов расходов для целей налогообложения может ограничиваться законодательно установленными нормами и правилами.

Правило реализованного дохода выражается в том, что налоговые обязательства для налогоплательщика могут возникать только в тот момент, когда налогоплательщик становится собственником дохода или имущества или получает право реально распоряжаться им. Как правило, никакие ожидания, намерения или обещания не являются основанием для возникновения налоговых обязательств.

В соответствии с принципом полной и достаточной информированности налогоплательщика на налоговые органы возлагается обязанность по информированию налогоплательщика о его обязанностях и правах. Вся информация о нормах налогового права должна быть доступной как реальным, так и потенциальным налогоплательщикам. На практике применение этого принципа, частности, выражается в запрете для государства и его органов проводить какие-либо изменения норм налогового законодательства в течение налогового периода.

Одним из важнейших принципов взаимоотношений  налогоплательщиков и государства  в экономически развитых странах является разрешение спорных вопросов при неясности или неоднозначности норм налогового права в пользу налогоплательщика. Трактовать нормы налогового права могут только суды. Если по какому-либо конкретному вопросу нет четкого и ясного обоснования обязанностей налогоплательщика, или какая-либо формулировка допускает возможность неоднозначного трактования, то такие положения, нормы и статьи практически не могут быть использованы налоговыми органами. Все инструктивные материалы налоговых органов не имеют юридической силы, если они ограничивают права налогоплательщика или увеличивают его налоговые обязательства.

В своей деятельности по минимизации  налоговых обязательств и платежей налогоплательщик имеет право использовать все перечисленные и другие нормы  и правила, а также весь арсенал  налоговых льгот, особых режимов  налогообложения, предоставляемых  как федеральным, региональным, так  и местным налоговым законодательством. Принцип налогообложения чистого  дохода позволяет максимально, но в  установленных законом пределах, вычитать произведенные расходы, а  в некоторых случаях — и  производить дополнительные расходы  с целью уменьшения величины налогооблагаемого  дохода. По законодательству большинства  стран не являются доходом (чистым доходом, налогооблагаемым доходом) поступления, носящие компенсационный характер, т.е. поступления, которые не приводят к увеличению общей величины достояния  налогоплательщика.

Правило реализованного дохода в ряде случаев  позволяет налогоплательщику не рассматривать определенные виды увеличения своего имущества (достояния) как доход (налогооблагаемый доход). Наиболее типичной ситуацией является увеличение рыночной стоимости имущества (акций, облигаций, паев, недвижимости). Если владелец не продает имущество, т.е. не реализует прирост стоимости активов (имущества), то не возникает и объекта налогообложения. Этот принцип активно используется инвестиционными компаниями и инвестиционными банками. Практическое применение правила реализованного дохода всегда осуществляется либо для уменьшения текущих налоговых обязательств (переноса этих обязательств на более поздний срок), либо для уменьшения текущих платежей.

Нередки случаи применения принципов полной и достаточной информированности  налогоплательщика для целей  минимизации налоговых обязательств и налоговых выплат. Налогоплательщик может быть освобожден как от уплаты налогов, так и от уплаты каких-либо штрафов за невыполнение отдельных  налоговых норм или правил, если сможет доказать, что соответствующая  информация либо была для него недоступна, либо не была доведена до него своевременно налоговыми властями, либо содержала  неясности и допускала неоднозначные  трактовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Согласование интересов  фирмы с интересами государства  требует от специалистов по финансам точного определения положения  своего предприятия в налоговой  системе России и решения целого ряда задач в сфере оптимизации  налоговых платежей с целью получения  максимально возможной прибыли.

Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в  максимально возможный срок при  абсолютном соблюдении закона. Налоговое  планирование и прогнозирование основывается на стремлении собственника защитить свое имущество. Нужно разделять налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов, так как стремление к их минимизации может привести к существенному снижению уровня правовой защищенности налогоплательщика как субъекта предпринимательской деятельности в его отношениях с контрагентами и/или работниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 2009. - 432 с.

2 Макаренко Т.Н. Установление и введение налогов и сборов на территории Российской Федерации // Финансовое право. 2013. N 4.

3 Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов, 4-е изд., доп. и перераб. - Международный центр финансово-экономического развития, 2012. - 448 с.

4 Пепеляев С.Г. О правовом понятии фискальных сборов и порядке их установления // Налоговед. 2010. N 1.

5 Петрова Г.В. Формирование институтов налогового законодательства: концептуальный аспект // Журнал российского права. 2012. N 7.

6 Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2009. - 256 с.

7 Фокин В.Н. Налоговое регулирование: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2004. - 76 с.

8 Юткина Т.Я. Налоги и налогообложение: Учебник. М., 2010.

Информация о работе Налоговое планирование и прогнозирование