Налоговое планирование отдельных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является уточнение и раскрытие понятия «налогового планирования», рассмотрение методов планирование различных налогов.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы налогового планирования в РФ 4
1.1 Правовое регулирование российской налоговой системы 4
1.2 Основные понятия налогового планирования 8
Глава 2. Методология и планирование отдельных налогов 11
2.1 Планирование налога на прибыль 11
2.2. Планирование зарплатных налогов. 17
Глава 3. Обзор актуальной арбитражной практики по вопросу исчисления НДС 19
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсач Налоговое планирование отдельных налогов.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Оптимизация налога на прибыль является важнейшим моментом принятия

предпринимательских решений, так как данный налог оказывает непосредственное воздействие на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта исходя из принятой им экономической стратегии. Планирование налога на прибыль осуществляется при международном налоговом

планировании, при разработке учетной политики организации, при заключении различных договоров.

Основные направления оптимизации налога на прибыль:

1.       обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и нереализационного дохода;

2.       обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущих периодов;

3.       включение в текст договоров формулировок по расходам в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ;

4.       обоснование отнесения расходов к косвенным в целях их учета для целей налогообложения прибыли в текущем периоде в полном объеме;

5.       осуществление контроля за размером расходов, регулируемых для целей  налогообложения прибыли в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ: представительские, командировочные, страхование работников и имущества и ряд других.

6.       подписание договоров с покупателями, предусматривая во всех возможных случаях переход права собственности по мере оплаты, учитывая положения ст. 39 Налогового кодекса РФ и то обстоятельство, что контрагент по таким договорам не имеет возможности продавать такое имущество до момента его оплаты;

7.       обоснование в договорах наличия штрафных санкций исходя из положений ст. 317 Налогового кодекса РФ;

8.       обоснование сомнительности долгов в целях обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам в соответствии со ст. 266 Налогового кодекса РФ;

9.       обоснование создания или нет резервов, учитываемых в соответствии с Налоговым кодексом при формировании прибыли для целей налогообложения: на ремонт, на обесценение ценных бумаг, на возможные потери по ссудам и другие;

10.   утверждение расходов на ремонт неамортизируемого имущества в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 253 главы 25 НК РФ;

11.   обоснование способа начисления амортизации по амортизируемому имуществу с учетом рассмотренных выше вариантов но бухгалтерскому и налоговому учету;

12.   рассмотрение возможностей применения ускоренной амортизации, в том числе путем приобретения имущества путем финансового и оперативного лизинга;

13.   рассмотрение возможности оптимизации расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли в части включения в них различных премиальных выплат, связанных с производственной деятельностью (за производственные результаты, за финансовые показатели деятельности организации, выполнение функций в соответствующие сроки и др.) с учетом налоговых последствий для исчисления единого социального налога;

14.   рассмотрение возможности оформления безвозмездного получения имущества от акционеров (участников), чья доля в капитале общества превышает 50%;

15.   другие направления.

Занимаясь оптимизацией налога на прибыль, целесообразно исходить из общей стратегии фирмы, ориентированной на удовлетворение интересов собственников как путем максимизации чистой прибыли, так и другими путями, всесторонне оценивая влияние изменений суммы налога на прибыль и соответственно суммы чистой прибыли на величину показателей эффективности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

2.2. Планирование зарплатных налогов.

Заработная плата - многоаспектная экономическая категория.

Расходы на оплату труда регламентирует ст. 255 Налогового кодекса РФ: "В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работника в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами".

В отечественной практике анализ затрат на оплату труда преимущественно сводится к анализу формирования и использования фонда заработной платы; его основными задачами являются:

оценка динамики заработной платы по категориям работников;

анализ состава и структуры фонда заработной платы (основная и дополнительная, постоянная и переменная части);

анализ факторов, влияющих на формирование фонда оплаты труда на предприятии;

анализ показателей эффективности использования фонда заработной платы;

изучение соотношения между темпами роста производительности труда и уровнем его оплаты;

оценка влияния роста оплаты труда на финансовые результаты*(9).

В целом планирование налогов неразрывно связано с планированием фонда оплаты труда.

Поэтому планирование налогов можно разделить на два этапа:

планирование фонда оплаты труда;

планирование налогов из фонда оплаты труда.

Говоря о налогах, связанных с фондом оплаты труда, мы подразумеваем два вида налогообложения:

удержание с доходов налогоплательщика;

начисление на выплаты налогоплательщику.

Типичным налогом первого вида является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), механизм исчисления которого приведен в гл. 23 НК РФ. Согласно действующему законодательству стандартная налоговая ставка, применяемая к физическим лицам - резидентам, составляет 13%. Другие ставки, предусмотренные ст. 224 НК РФ, практически не применяются или носят разовый характер.

Начисления на выплаченное вознаграждение (оклад, премии и т.д.) физического лица - это страховые взносы (ранее ЕСН до 2009 г.), взносы от несчастных случаев.

При этом не нужно забывать, что НДФЛ выплачивается из оклада. Работодатель выступает исключительно в качестве налогового агента и производит начисление налога вместо самого работника.

Пенсионные же взносы (ОПС, ранее ЕСН) начисляются сверх оклада.

С учетом изменений законодательства - ставки взносов также изменяются, что необходимо учитывать при проведении расчетов.

 

 


Глава 3.  Обзор актуальной арбитражной практики по вопросу исчисления НДС

Основным документом, подтверждающим право налогоплательщика на применение вычета "входного" налога, является счет-фактура (ст. 169 НК РФ). От его правильного оформления зависит сама возможность применить вычет. При этом законодательством не запрещается исправлять неправильно оформленные счета-фактуры.

Один из аспектов внесения таких исправлений прокомментировал ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 07.04.2010 по делу № А15-1680/2009. Суд указал, что отсутствие даты внесения исправлений на счетах-фактурах само по себе не может служить основанием для отказа в вычете НДС.

В рассмотренной судом ситуации представленные в качестве доказательства применения вычета НДС исправленные счета-фактуры соответствовали требованиям статьи 169 НК РФ. Это обстоятельство судом было признано достаточным для того, чтобы принять сторону налогоплательщика.

При применении данного документа стоит иметь в виду, что такой подход неминуемо вызовет возражения проверяющих. Порядок внесения изменений в счета-фактуры установлен пунктом 29 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, и согласно данной норме исправления в счете-фактуре должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Другой интересный вывод по вопросу применения вычета содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2010 по делу № А45-9630/2009. Как подчеркивается в данном решении, частичное и (или) произвольное предъявление вычетов по НДС в разных налоговых периодах по выбору налогоплательщика не допускается, поскольку может привести к неоднократному возмещению налога. Налогоплательщик пытался доказать, что НК РФ не содержит ограничений на применение вычета в более поздний период, чем период оприходования товара и получения счета-фактуры (выполнения условий для вычета НДС). Однако суд принял сторону налогового органа.

Обращаем ваше внимание на то, что имеется обширная арбитражная практика, подтверждающая правомерность перенесения вычета на более поздние налоговые периоды.

НК РФ не содержит ограничений в отношении такого порядка (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 № 10807/05, ФАС Уральского округа от 06.04.2009 № Ф09-1892/09-С2, Московского округа от 08.07.2009 № КА-А41/5327-09, Центрального округа от 05.03.2009 № А54-2168/2008-С2, Поволжского округа от 24.07.2008 № А55-16022/07, Дальневосточного округа от 26.09.2008 № Ф03-А73/08-2/3576).

Передача арендодателю результатов выполненных работ (услуг) при реконструкции арендованного имущества - проведении неотделимых улучшений здания - является объектом обложения по НДС. Такой вывод изложен в постановлении ФАС МО от 19.04.2010 № КА-А40/3558-10.

Это судебное решение не является единственным, содержащим вывод о необходимости начислить налог. Аналогичный подход прослеживается в постановлениях ФАС Уральского округа от 02.08.2005 № Ф09-2444/05-С7, Московского округа от 19.02.2007 № КА-А40/450-07.

Тот же вывод высказывается в письмах Минфина России. При этом обязанность по начислению НДС финансовым ведомством не ставится в зависимость от того, возмещает ли арендодатель арендатору стоимость неотделимых улучшений или нет (письмо от 06.04.2009 № 03-07-09/19).

В заключение рассмотрим постановление ФАС Московского округа от 12.04.2010 № КА-А40/2975-10. Если налоговая инспекция нарушит сроки возврата НДС, то за каждый день просрочки она обязана начислить налогоплательщику проценты (п. 10 ст. 176 НК РФ). Проценты рассчитываются исходя из количества дней просрочки (начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки).

Согласно пункту 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определяемый днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Однако, как указал суд, в случае начисления процентов за несвоевременный возврат НДС данное положение не применяется. Пункт 10 статьи 176 НК РФ является специальной нормой по отношению к пункту 6 статьи 6.1 НК РФ. В нем прямо указан день, с которого начинает течь срок - это 12 день после завершения камеральной проверки, по результатам которой вынесено решение. При определении данного срока учитываются все дни, в том числе праздничные и выходные.

Отметим, что не все суды согласны с таким подходом.

Так, например, из постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2008 № А19-3620/08-43-Ф02-3298/08 следует вывод: поскольку пункт 10 статьи 176 НК РФ не содержит специального указания на определение срока начала начисления процентов в календарных днях, то данный срок необходимо исчислять в рабочих днях.


Заключение .

В данной курсовой работе мы ознакомились с теоретическими основами налогового планирования в РФ такими как: правовое регулирование налоговой системы, изучили основные понятия налогового планирования.

Также изучили планирование отдельных налогов, а именно: налога на прибыль, зарплатные и прочие налоги.

Третья глава является практической, в ней мы ознакомились с обзором актуальной арбитражной практики по вопросу исчисления НДС.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимым законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Право субъектов налогообложения на защиту своих прав, в том числе права собственности, оправдано главе ной целью рыночной экономики и ее основными принципами.

Налоговое планирование представляет собой составную части управленческой деятельности. Налоговые платежи — одна из самых больших статей расходов физических и юридических лиц; налоговое планирование способствует сокращению издержек и повышению рентабельности предпринимательства.

К основным видам деятельности по налоговому планированию относятся:

       сбор и систематизация информации по налогообложению;

       текущий контроль за выполнением налоговых обязательств;

       экспертиза экономических проектов, планов и управленческих  решений с точки зрения налогового законодательства в интересах повышения чистой прибыли;

       разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налоговых обязательств в соответствии с изменениями национального и зарубежного налогового права, затрагивающих хозяйственную деятельность.

При уклонении от уплаты налогов налогоплательщик уменьшает свои налоговые обязательства запрещенными законом способами. Понятие «обход налогов» применяется в ситуациях, когда предпри­ятие не является налогоплательщиком, но занимается деятельно­стью, по закону подлежащей налогообложению, либо оно не зареги­стрировано, либо имеет место сокрытие дохода.

Крайними формами нарушения налогового законодательства яв­ляются бегство от налогов — перевод налогооблагаемых доходов или собственности за рубеж без уплаты отечественных налогов, злостная неуплата налогов, деятельность в теневой экономике.

Минимизация налоговых выплат - один из главных инструмен­тов государственной налоговой политики, позволяющих мотивиро­вать хозяйственное поведение собственников производственных ре­сурсов в желательном для государства направлении.

Информация о работе Налоговое планирование отдельных налогов