Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2015 в 13:24, реферат
Цель работы: обобщение опубликованных материалов по теме исследования и изучении теоретических основ налогового планировании, обоснование особой значимости налогового планирования на предприятиях и в организациях и выявлении путей законного обхода налогов.
Пятый этап - разработка(с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.
Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.
Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления иуплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может бытьиспользование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. [1, c. 106]
1.4 Пределы налогового планирования
В рядестран сложились специальные
методы для предотвращения уклонения
от уплатыналогов, позволяющие также ограничить
сферу применения налогового планирования.В
США, Великобритании, странах ЕС существует
весьма жесткое «антитрансфертное»,«
Кпределам налогового планирования принято относить следующие:
Законодательныеограничения — это обязанностьэкономического субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлятьдокументы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можноотнести установленные меры ответственности за нарушения налоговогозаконодательства.
Мерыадминистративного воздействия выражаются в том, что налоговые органы вправе требоватьсвоевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимыхдокументов и объяснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки ипринимать решения о применении соответствующих санкций, в частностиприостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание по недоимкена имущество налогоплательщика.
Специальныесудебные доктриныприменяются судами для признания сделок не соответствующими требованиямзаконодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты илинезаконного обхода налогов. К ним относятся доктрина «существо над формой» идоктрина «деловая цель».
Можновыделить другие способы, при помощи которых государственные органы ограничиваютсферу применения налогового планирования. В частности, это заполнениепробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право наобжалование сделок налоговыми и иными органами.
Основноеже ограничение налогового планирования заключается в том, что налогоплательщикимеет право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. Впротивном случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери,банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткогогосударственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнитьвысказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не меньшелюдей, чем от диктаторов».[2, c.84]
2. Основы управления налогами
на предприятиях и
Хозяйствующиесубъекты обладают правом защищать свои имущественные права любыми, незапрещенными законом способами. Налоговые платежи составляют значительную долюв финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Зачастую от профессиональногорешения, связанного с учетом налоговых рисков, зависят возможности роста иразвития бизнеса, а иногда и его судьба. Поэтому управление налогообложением(налоговый менеджмент) как вид деятельности все чаще входит в практикухозяйственной жизни.
Корпоративныйналоговый менеджмент— составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка иоценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учетавеличины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей — оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налоговогозаконодательства. В процессе управления налогами регулирующие воздействия состороны менеджеров следует рассматривать в общем контексте финансовогоменеджмента. Поэтому налоговый менеджмент на уровне предприятий и организаций впоследующем изложении представлен налоговым планированием и налоговым контролем(внутренним контролем).
Корпоративноеналоговое планирование — необходимая составляющая финансово-экономической деятельностихозяйствующего субъекта; это законный способ обхода налогов с использованиемпредоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
Другимисловами, это законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика.Налоговое планирование на предприятии является составной частью единой триады:1) стратегического финансового планирования (более широкое понятие, чемналоговое планирование) предпринимательской деятельности, 2)бизнес-плана и 3)бюджета организации.
Всвоей деятельности хозяйствующие субъекты всегда стремятся максимизировать свойдоход и прибыль, а это может совпасть с минимизацией налоговых отчислений. Но вцелом субъектов интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, аконечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей корпоративногоналогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющийоптимизировать систему налогов.
Основныепринципы корпоративного налогового планирования раскрываются следующимиположениями:
•уменьшение налоговых платежей — способ улучшения финансового состоянияпредприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налогицелесообразно до тех пор, пока расчеты показывают, что это дает приростсвободной прибыли;
•снижение налогов в ряде случаев достигается за счет ухудшения финансовыхпоказателей. Поэтому любой способ минимизации, прежде чем его применять,следует оценить с точки зрения общих финансовых последствий для хозяйствующегосубъекта;
•последствия применения одних и тех же способов минимизации неодинаковы дляразных объектов и даже для условий, работы предприятия в разные периоды.Поэтому применению конкретной рекомендации должны обязательно предшествоватьрасчеты прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли;
•уменьшение налога на прибыль (путем использования чистой прибыли нальготируемые цели) экономически обосновано лишь в случае роста общей прибыли впоследующие периоды.
Внутреннийналоговый контроль —это первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских ифинансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечениедостоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составлениеналоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты вбюджет налогов и сборов. (Основные способы и особенности внутреннего налоговогоконтроля будут рассмотрены ниже.)
Длясоздания и успешного функционирования системы управления налогами напредприятиях и в организациях должны быть созданы определенные условия, а именно:
• наличие взаимосвязанных стратегии развития, бизнес – планов и бюджетов;
• готовность администрации осуществлять налоговое планирование на основестратегических и тактических планов, а также четко сформулированных принциповуправления;
• организация системы сбора и обработки информации, ориентированной наиспользование сетевых технологий и ресурсов Интернета;
• выделение структурного подразделения (лица), ответственного за организациюналогового планирования как целостно ориентированной системы;
• разработка схемы налогового планирования (налоговое поле, договорное поле,технология внутреннего контроля налоговых расчетов);
• мониторинг системы факторов, влияющих на условия реализации налоговых планов иналоговое поле предприятия.
3. Общая схема налогового планирования
Важныйэлемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, —это организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма,методология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общаясхема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях, где С —различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок,выполненных специалистами предприятия.
О/>бщая схема налогового планирования на предприятиях и ворганизациях
Нижепоказана последовательность налогового планирования, состоящего условно извосьми укрупненных процедур.
1. Какуже отмечалось, текущее планирование в первую очередь предусматриваетформирование налогового поля. В соответствии со статусом предприятия, наосновании его устава и законодательных актов в области налогообложенияопределяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет ивнебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговоеполе хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощьюследующих основных показателей (параметров):
• источник платежа (статья расходов);
• бухгалтерская проводка;
• налогооблагаемая база;
• ставка налога;
• сроки уплаты;
• пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;
• реквизиты организации, в адрес которых делаются перечисления,
• льготы или особые условия исчисления налога.
Послеэтого специалистами предприятия
анализируются все предоставленныезаконодательств
2.Согласно уставу предприятия
и на основе гражданского
Далеевыполняются действия в следующей последовательности:
3.Подбираются типичные
хозяйственные операции, которые
предстоит
4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных ихозяйственных наработок;
5. Выбираютсянаилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/илиналоговых проводок;
6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций,который служит основой ведения финансового и налогового учета;
7.Оценивается получение
максимального финансового
8. Определяются альтернативные способы учетной политики организации.
Учетная политика — это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.
Приразработке учетной политики предстоит, решить следующие задачи:
• сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным для понимания;
• создать систему налогового учета;
• предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;
• построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.
Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание проблем необходимо предоставить в налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.
Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования.