Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:59, доклад
Стремление к уничтожению налогов приняло в 30-е годы характер закономерности. Об этом свидетельствует принятие Закон СССР "Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих" от 7 мая 1960 г. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. сроки освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы были перенесены, а затем эта идея была вовсе забыта. Другие кардинальные преобразования в системе производственных отношений продолжались.
Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония.
Советские
ученые доказывали имманентность налогов
капитализму, а не социализму. Экономическая
мысль о налогах советского периода
сводилась к констатации
Советские
ученые утверждали, что социалистическая
система хозяйствования обеспечивала
государственному бюджету принципиально
иные источники доходов, чем система капитализма.
Налоги перестают здесь быть экономическим
воплощением существования государства.
Государство в условиях социализма опирается
на всю постоянно растущую в своем объеме
социалистическую собственность и социалистическое
производство, поэтому оно получает основную
часть доходов от социалистического хозяйства.
Большинство ученых советского периода
призывали вести "марксистский анализ
налогов". Стремление к уничтожению
налогов приняло в 30-е годы характер закономерности.
Об этом свидетельствует принятие Закон
СССР "Об отмене налогов с заработной
платы рабочих и служащих" от 7 мая 1960
г. Согласно Указу Президиума Верховного
Совета СССР от 22 сентября 1962 г. сроки освобождения
рабочих и служащих от налогов с заработной
платы были перенесены, а затем эта идея
была вовсе забыта. Другие кардинальные
преобразования в системе производственных
отношений продолжались.
В 1917 году
учреждается Народный комиссариат
финансов (Наркомфин). Начало жесточайшей
централизации финансовых ресурсов, подчинившей
впоследствии региональные экономические
интересы целям и задачам центрального
аппарата власти, было положено принятием
постановления ЦИК и СНК СССР от 21 декабря
1931 г. "О республиканских и местных бюджетах".
Региональные бюджеты были переведены
с собственной доходной базы на формирование
подавляющей части доходов за счет ежегодно
устанавливаемых отчислений от общесоюзных
государственных налогов и доходов. Эта
система оказалась чрезвычайно живучей.
В 1917 году
закончилась эпоха естественных
качественных преобразований налогов.
Революция 1917 г. породила революционный
налог на буржуазию и кулачество.
В октябре 1918 г. введен чрезвычайный
10-миллиардный налог. Вместе с тем налоги
как правовая система перестали играть
главную роль в финансировании государственных
потребностей. Эту роль выполняли контрибуции,
эмиссия денег и продразверстка.
Налоги некоторым образом начали возрождаться
при НЭПе. Однако их возрождение происходило
в специфических условиях. Экономическая
политика без денежных налогов - парадокс.
Идею натурализации налога развили в работе
"О продовольственном налоге". Целью
перехода от продразверстки к продналогу
было создание у крестьян стимулов к восстановлению
и расширению хозяйства, увеличению производства
и реализации сельскохозяйственной продукции.
Продналог был значительно меньше продразверстки.
В этот период
были заложены основы советской финансовой
системы. В 1922 г. был осуществлен переход
к единому натуральному налогу на продукты
сельского хозяйства, который исчислялся
в единой весовой мере (пуде). С 1923 г. к уплате
сельскохозяйственного налога были привлечены
колхозы. На жителей деревень был распространен
"трудгужналог", заменивший трудовую
и гужевую повинность 1919 г., денежный подворный
налог и еще два гражданских целевых налога
для борьбы с эпидемиями.
Кроме того, взимались дополнительные
налоги: квартирный, военный и др. В целом
налоговая политика, в то время представлявшая
собой политику борьбы за построение нового
общества, была сведена к чрезвычайным
мерам по наведению порядка.
Но из-за
просчетов в экономической и
финансовой политике, прямого административного
диктата к концу 20-х годов сформировалась
громоздкая бюджетная система, в
казну поступало 86 видов платежей.
В период НЭПа основным источником
доходов государства являлись прямые
налоги. В 1921 г. были введены промысловый
налог, которым облагались обороты
частных промышленных и торговых
предприятий, а также акцизы на спирт,
вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы
и другие товары.
В 1922 г. для регулирования размеров накоплений
частнокапиталистических элементов был
введен подоходно - поимущественный налог.
Наряду с ним взималось несколько налогов:
с грузов, перевозимых железнодорожным
и водным путем, со строений, рента с городских
земель, гербовый сбор со сделок, документов,
счетов, векселей и других государственных
бумаг, плата за пользование государственными
угодьями и др. В 1923 г. был введен подоходный
налог с первоначальной ставкой 10 %, затем
- 20 % прибыли предприятий. Кроме этого
налога предприятия после утверждения
годового отчета перечисляли в бюджет
дифференцированную процентную долю отчислений
от прибыли.
С 30-х
годов налоги превращаются в орудие
политической борьбы. Налоговая система
была заменена административными методами
изъятия прибыли, амортизационных
отчислений, имущества в государственное
пользование, дополняемыми административно-командным
распределением финансовых ресурсов по
отраслям и территориям.
В 1930 году основным законодательным актом-постановлением
ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 года "О налоговой
реформе" были проведены кардинальные
преобразования состава и структуры платежей,
поступающих в государственное пользование.
В 1931 году принимается еще несколько постановлений,
корректирующих ход налоговой реформы.
Два обязательных платежа государственных
предприятий и организаций - налог с оборота
и отчисления от прибыли- стали основными
платежами в бюджет. Налог с оборота вобрал
в себя: акцизы, промысловый налог, лесной
доход, страховой и другие платежи, ранее
уплачиваемые предприятиями. Отчисления
от прибыли предприятий также стали включать
подоходный налог, платежи с векселей
и некоторые другие.
Налоговая
реформа не затронула колхозов, продолжавших
после 1930 г. платить сельскохозяйственный
налог. Вместе с тем с этого
года к ним стал применяться пропорциональный
метод обложения, который действовал
при взимании налогов с кооперации.
Постепенно колхозы стали переводиться
на обложение по доходам, исчисленным
не по нормам доходности, а на основе
данных отчетности соответствующих хозяйств.
После преобразования системы платежей
государственных предприятий и колхозно-кооперативного
сектора были начаты изменения налогов
с населения.
Подоходный налог с граждан вобрал в себя
некоторые другие налоги с населения,
а часть таких налогов была отменена. Потерявший
свое назначение как средство борьбы с
частным сектором промысловый налог постепенно
трансформировался в налог с кустарей
и ремесленников, сборы на колхозных рынках,
разовые казначейские сборы. С 1931 года
стали вводиться повсеместные сборы на
культурно - хозяйственное и жилищное
строительство, преобразованное в 1933 году
в "культжилсбор".
Доход государства формировался не за счёт налогов, а за счёт прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.
Введённые в последующие годы платежи представляли собой формы, не предопределяемые величиной стоимостных пропорций основных факторов производства, а потому и вредные для экономики. Подавляющая часть бюджетного финансирования была обусловлена дотациями военным отраслям промышленности, тяжёлому машиностроению, сельскому хозяйству, в среднем до 24% общего объёма бюджетных расходов составляли статьи расходования средств на управление и оборону.
Дальнейшая
трансформация налогов была связана
с Великой Отечественной
Провозглашались
тезисы об отмене подоходного налога
с населения и введения системы
платежей из прибыли, платы на фонды
и нормируемые оборотные
Система нормативных платежей предприятий
и отчасти граждан в бюджет, сформированная
к началу 1970-х годов, явилась прототипом
налоговой системы образца 1991 года. Ориентируясь
на западные налоговые системы и объем
государственных расходов в 1990 году, правительство
М.С. Горбачева приступило к созданию концепции
налоговой системы РСФСР. Эта концепция
была модифицирована в 1991 году в налоговую
систему РФ. Общий состав платежей в бюджет
государства, взятый как прототип при
формировании структуры налоговой системы
на начало 90-х годов.
Конец 1980-х годов можно назвать периодом
возрождения налоговой системы в России.
Налоговая политика вновь становится
орудием политической борьбы: в России
Борис Ельцин вводит особый суверенный
режим налогообложения.