Налоговые агенты, их права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Налоговый агент налогоплательщиком не является (ст.24). Вначале надо развести понятие налогового агента и налогоплательщика. Налоговый агент - это лицо, принудительно вовлеченное государством в процесс уплаты налогов, то есть НК на это лицо возложены дополнительные обязанности, и эти обязанности его личными по уплате налогов не являются.

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 34.38 Кб (Скачать файл)

11.Налоговые агенты, их права  и обязанности.

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

Налоговый агент налогоплательщиком не является (ст.24). Вначале надо развести понятие налогового агента и налогоплательщика. Налоговый агент - это лицо, принудительно вовлеченное государством в процесс уплаты налогов, то есть НК на это лицо возложены дополнительные обязанности, и эти обязанности его личными по уплате налогов не являются.

Налоговыми агентами могут выступать как организации, так и физические лица. Физ. лица налоговыми агентами будут тогда, когда они сами являются индивидуальными предпринимателями и у них имеются наемные работники. Уплата подоходного налога за наемных работников и создает налогового агента - физического лица. Это единственный случай. В остальных случаях налоговыми агентами являются организации.

Права налоговых агентов и налогоплательщиков совпадают практически полностью. Разница есть в налоговых обязанностях. Но для того, чтобы понять разницу, надо сначала обрисовать те ситуации, когда возникает налоговый агент.

Первая наиболее распространенная ситуация налогового агента - это уплата подоходного налога юридическим или физическим лицом за своих работников. В этой ситуации государство, чтобы не взваливать на себя обязанности по индивидуальной работе с каждым физическим лицом, эту свою обязанность по сбору налога возлагает на налоговых агентов, и налоговые агенты обязаны от имени налогоплательщика без всякого на то его поручения, а по поручению государства уплатить за счет налогоплательщика и от имени налогоплательщика его подоходный налог. Понятно, что это удобнее. Иначе, какой надо иметь штат налоговых инспекций для того, чтобы работать с каждым физическим лицом по уплате подоходного налога, и технологически это очень дорого.

Уплата через налоговых агентов бесплатная и позволяет контролировать налоговых агентов, так как контроль самих физических лиц будет в этой ситуации затруднен. То есть здесь важно, что налоговый агент уплачивает не свой налог, а налог физического лица за счет его средств и от его имени. Кроме того, он должен вести учет всех уплаченных от его имени налогов да еще справочку ему дать о том, какие налоги у него удерживаются.

Вторая ситуация, когда возникает налоговый агент, это выплата дивидендов или процентов обществами или товариществами в пользу юридических или физических лиц, выплата дивидендов или процентов, причитающихся владельцам долей или акций в уставных складочных капиталах. При такой выплате процентов с капитала происходит налогообложение, и налог удерживают и уплачивают в бюджет налоговые агенты. Здесь та же самая ситуация, когда налог уплачивается за счет средств получателей дивидендов или процентов, но в данном случае он уплачивается от имени самого налогового агента.

Хотя сейчас в ч.2 НК ситуация тоже немножко меняется. Здесь типичная ситуация - когда гражданин в коммерческом банке имеет вклад, который облагается налогом. Уплачивая проценты по этому вкладу, банк должен удержать этот налог на доходы физического или юридического лица за счет этих средств. Но в чем меняется ситуация? Если до ч. 2 НК не требовалось ведение учета от банков каждому физическому лицу, то теперь в ч.2 НК это требование совершенно очевидно прописано.

Если гражданин участвует в игре на бирже, то есть покупает и продает ценные бумаги тех же самых банков или других эмитентов, то здесь возникает ситуация, когда выплата дохода в пользу физического или юридического лица налоговым агентом сразу осуществляется за вычетом налога. Разница между первым и вторым случаем в происхождении дохода. Если в первом случае это трудовой доход, то во втором случае это предпринимательский доход, возникающий либо от участия в складочном капитале, либо от участия в рынке ценных бумаг.

Третий случай, когда возникает налоговый агент, это уплата НДС за иностранную организацию, которая не стоит на налоговом учете. Если иностранная организация стоит на налоговом учете, она сама уплачивает НДС в бюджет. Если она не стоит, то это означает, что ее не найти и налог не изъять. Поэтому законодатель не нашел ничего лучшего, как возложить эту обязанность на российского контрагента этой иностранной организации. При этом напрочь отвергается косвенный характер НДС, то есть НДС уплачивает тот, кто получает деньги.

А в ситуации, когда получателем денег является иностранная организация, не стоящая на учете, то обязанность по уплате НДС возлагается на российское предприятие, которое оплачивает сделанную, например, работу по договору за минусом НДС, и тем самым косвенный налог превращается в прямой налог. Так написано в законе.

С этим можно спорить, но налоговый агент при этом возникает и это специальный случай: налоговый агент - российское лицо по уплате НДС за иностранную организацию, которая находится на территории Российской Федерации, но не стоит на налоговом учете. То есть опять же обязанность государства по тому, чтобы заставить их встать на учет, государство перекладывает на российские организации, не заботясь о том, что их (иностранные организации) надо изловить, поставить на учет и т.д.

Итак, вот три случая, когда возникает налоговый агент. К обязанностям таких налоговых агентов относятся:

1. Правильно и своевременно исчислять  налог, удерживать его из средств  самого налогоплательщика и перечислять  в бюджет. За нарушение этой  обязанности предусмотрен специальный  состав налогового правонарушения (ст.123 НК). Но ответственность по  этой статье предусмотрена только  за неправомерное или неправильное  перечисление. То есть, если обязанность  заключается в том, чтобы исчислить, удержать и перечислить в бюджет, то ответственность возникает  только за перечисление. Это для  ответственности имеет существенное  значение.

2. В течение одного месяца  письменно сообщить в налоговый  орган о невозможности удержания  налога у налогоплательщика и  о сумме задолженности. В этой  ситуации налоговый агент обязан  не требовать от налогоплательщика  внесения ему в кассу денег, а обязан сообщить в налоговый  орган о невозможности удержания  налога и о сумме этой задолженности.

3. Обязанность вести учет по  всем налогоплательщикам выплаченных  доходов, удержанных и перечисленных  налогов и предоставлять в  налоговые органы информацию, необходимую  для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ

Вы имеете право(статья 21, статья 24 Налогового Кодекса РФ):

1). Получать по месту своего  учета от налоговых органов  бесплатную информацию (в том  числе в письменной форме) о  действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии  с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и уплаты  налогов и сборов. Срок ответа 30 календарных дней с даты поступления запроса. Получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

2). Получать от Министерства  финансов Российской Федерации  письменные разъяснения по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов и муниципальных  образований Свердловской области - по вопросам применения нормативно-правовых  актов муниципальных образований  о местных налогах и сборах. Срок ответа 2 месяца с даты поступления запроса (ст. 34. 2 НК РФ).

3). Использовать налоговые льготы  при наличии оснований и в  порядке, установленном законодательством  о налогах и сборах (ст. 56 НК  РФ);

4). Получать отсрочку, рассрочку  или инвестиционный налоговый  кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ (ст. 64, ст. 65 НК  РФ).

5). На своевременный зачет или  возврат сумм излишне уплаченных  или излишне взысканных платежей (налогов, пени, штрафов) (ст. 78, ст. 79 НК  РФ);

6). Представлять свои интересы  в отношениях, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, лично либо  через своего представителя (ст. 27, ст. 29 НК РФ).

7). Представлять налоговым органам  и их должностным лицам пояснения  по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных  налоговых проверок (ст. 87 НК РФ).

8). Присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ).

9). Получать копии акта налоговой  проверки и решений налоговых  органов, а также налоговые уведомления  и требования об уплате налогов (ст. 58, ст. 69, ст. 100 НК РФ).

10). Требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщика; (ст. 33 НК РФ).

11). Не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов и их должностных лиц  не соответствующие НК РФ или  иным федеральным законам.

12). Обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов  и действия (бездействие) должностных  лиц (ст. 137 -139 НК РФ).

13). На соблюдение и сохранение  налоговой тайны (ст. 102 НК РФ);

14). На возмещение в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  актами налоговых органов или  незаконными действиями (бездействием) должностных лиц.

15). На участие в процессе рассмотрения  материалов налоговой проверки  или иных актов налоговых органов  в случаях, предусмотренных НК  РФ (ст. 100 НК РФ).

Налогоплательщики и налоговые агенты имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

правовой налоговый агент правосубъектность

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ АГЕНТОВ

Налоговые агенты входят в круг лиц, в отношении которых могут проводиться налоговые проверки. Если налог в установленный срок не перечислен, на денежные средства налогового агента на счетах в банках обращается взыскание (статья 46 НК РФ). В последующем налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогового агента (организации) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, а также с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ. Кроме того, в качестве способов обеспечения взыскания налога могут быть применены такие меры, как приостановление операций по счетам налогового агента или арест его имущества. Это значит, что организация, допустившая, например, неправильное исчисление НДФЛ, на основании требования, полученного от налогового органа, должна уплатить сумму недоплаты в той части, в которой у организации имеется возможность удержать с физического лица выявленные суммы. Наконец, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки налоговый агент должен уплатить пени (статья 75 НК РФ). Еще раз обратим внимание, что в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность по уплате налога считается неисполненной налогоплательщиком, то есть именно он является должником перед бюджетом. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. Иными словами, нормы НК РФ, регулирующие порядок взыскания налогов, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных ими с налогоплательщиков сумм налогов. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить удержанные суммы налога (ст. 108 НК РФ). Помимо уплаты недоимки и пени с налогового агента, в соответствии со статьей 123 НК РФ взыскивается штраф за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога. Размер штрафа -- 20% от суммы, подлежащей перечислению. Штраф взыскивается независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана у налогоплательщика. Но правонарушение имеет место только в том случае, когда налоговый агент мог удержать соответствующую сумму у налогоплательщика из выплачиваемых ему денежных средств. Ответственность к налоговому агенту может применяться и на основании некоторых других статей НК РФ, в которых этот участник налоговых отношений прямо предусмотрен. В частности, ответственность за непредставление налоговым агентом сведений в налоговые органы установлена статьей 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе2. Взыскание же налоговых санкций производится в судебном порядке.

24.Социально-экономическое  значение  акцизов.  Налогоплательщики, объекты налогообложения, перечень  подакцизных товаров.

.1 Социально-экономическая  сущность акцизов

акциз налогообложение консолидированный бюджет

Налогообложение подакцизных товаров, производимых и реализуемых в РФ, регламентируется главой 22 Налогового Кодекса РФ. В соответствии с этим документом акцизами облагаются: товары, произведенные на территории РФ: все виды спирта, спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы мощностью двигателя свыше 112,5 кВт, дизельное топливо, автомобильный бензин, моторные масла, прямогонный бензин (то есть бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, угля и другого сырья).

Согласно статье 179 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, которые провозят товары через таможенную границу РФ.

Согласно статье 182 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

) реализация на территории Российской  Федерации лицами произведенных  ими подакцизных товаров

) передача прав собственности  на подакцизные товары одним  лицом другому на возмездной  или безвозмездной основе, а также  использование их при натуральной  оплате;

) продажа лицами переданных  им на основании приговоров  или решений судов конфискованных  или бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров от которых  произошел отказ в пользу государства  и которые подлежат обращению  в государственную или муниципальную  собственность;

) передача на территории РФ  лицами произведенных ими из  давальческого сырья подакцизных  товаров собственнику этого сырья;

) передача в структуре организации  произведенных подакцизных товаров  для дальнейшего производства  не подакцизных товаров за  исключением прямогонного бензина  для дальнейшего производства  продукции нефтехимии в структуре организации имеющей свидетельство о регистрации лица совершающего операции с прямогонным бензином, передача денатурированного этилового спирта;

) передача на территории РФ  лицами произведенных ими подакцизных  товаров для собственных нужд;

) ввоз товаров на таможенную  территорию РФ;

Информация о работе Налоговые агенты, их права и обязанности