Налоговые органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским государством и прежде всего перед исполнительной властью, является обеспечение правопорядка в сфере налоговых отношений, основанных на нормах налогового законодательства РФ. Они возникают между налогоплательщиками и действующими от имени государства налоговыми органами.

Файлы: 1 файл

Налоговые органы РФ.docx

— 106.71 Кб (Скачать файл)

Налоговые органы РФ

Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским государством и прежде всего перед исполнительной властью, является обеспечение правопорядка в сфере налоговых отношений, основанных на нормах налогового законодательства РФ. Они возникают между налогоплательщиками  и действующими от имени государства  налоговыми органами.

Налоговые органы Российской Федерации — единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Налоговыми органами в  Российской Федерации являются Федеральная  налоговая служба и ее подразделения.

Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.

Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления  Правительства Российской Федерации  от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении  Положения о Федеральной налоговой  службе» и является правопреемницей  Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве  и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная  налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными  объединениями и иными организациями.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых  органов. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач.

Руководитель Федеральной  налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых  от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Основные задачи Федеральной налоговой службы:

*Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

*Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

*Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;

Федеральная налоговая  служба осуществляет следующие полномочия:

*контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;

*государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

*учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;

*бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

*возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

*принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

*устанавливает (утверждает) форму налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

*разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;

*проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

Налоговые органы вправе:

*Требовать от налогоплательщика документы, являющиеся основанием и подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

*Проводить налоговые проверки;

*При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены, заменены;

*Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;

*Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;

*Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;

*Определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основе имеющейся информации;

*Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;

*Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;

*Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пени;

*Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, переводчиков, экспертов;

*Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

*Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;

*Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

 

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство  о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль  за соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном  порядке учет организаций и  физических лиц;

4) бесплатно информировать  (в том числе в письменной  форме) налогоплательщиков, плательщиков  сборов и налоговых агентов  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и о принятых в соответствии  с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и  уплаты налогов и сборов, правах  и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов, полномочиях налоговых  органов и их должностных лиц,  а также представлять формы  налоговых деклараций (расчетов) и  разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными  разъяснениями Министерства финансов  Российской Федерации по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым  агентам при их постановке  на учет в налоговых органах  сведения о реквизитах соответствующих  счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом  федеральным органом исполнительной  власти, уполномоченным по контролю  и надзору в области налогов  и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов сведения об изменении  реквизитов этих счетов и иные  сведения, необходимые для заполнения  поручений на перечисление налогов,  сборов, пеней и штрафов в бюджетную  систему Российской Федерации;

7) принимать решения о  возврате налогоплательщику, плательщику  сбора или налоговому агенту  сумм излишне уплаченных или  излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять  оформленные на основании этих  решений поручения соответствующим  территориальным органам Федерального  казначейства для исполнения  и осуществлять зачет сумм  излишне уплаченных или излишне  взысканных налогов, сборов, пеней  и штрафов в порядке, предусмотренном  настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую  тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту копии акта налоговой  проверки и решения налогового  органа, а также в случаях, предусмотренных  настоящим Кодексом, налоговое уведомление  и (или) требование об уплате  налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту по его запросу справки  о состоянии расчетов указанного  лица по налогам, сборам, пеням  и штрафам на основании данных  налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления  в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

10.1) представлять ответственному  участнику консолидированной группы  налогоплательщиков по его запросу,  направленному в пределах предоставленных  ему полномочий, справки о состоянии  расчетов консолидированной группы  налогоплательщиков и участников  этой группы по налогу на  прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению  налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  совместную сверку расчетов по  налогам, сборам, пеням и штрафам.  Результаты совместной сверки  расчетов по налогам, сборам, пеням  и штрафам оформляются актом.  Акт совместной сверки расчетов  по налогам, сборам, пеням и  штрафам вручается (направляется  по почте заказным письмом)  или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням  и штрафам, а также порядок  его передачи в электронной форме  по телекоммуникационным каналам связи  утверждаются федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента выдавать копии решений,  принятых налоговым органом в  отношении этого налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента;

13) по заявлению ответственного  участника консолидированной группы  налогоплательщиков выдавать копии  решений, принятых налоговым органом  в отношении консолидированной  группы налогоплательщиков.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом  соответствии с настоящим Кодексом  и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах  своей компетенции права и  обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно  относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, не унижать  их честь и достоинство.

Межрегиональные инспекции ФНС России

На федеральном уровне осуществляют свою деятельность 9 межрегиональных  инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в следующих  отраслях экономики:

 

*разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация нефти и нефтепродуктов;

*разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация газа;

*основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности;

*производства и реализации электрической энергии;

*производства и реализации продукции металлургической промышленности;

*оказания транспортных услуг;

*реализации и (или) предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи;

*машиностроения;

*финансово-кредитной сферы.

Структура ФНС:

*Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам (Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный и Уральский);

Межрегиональная инспекция  ФНС России по централизованной обработке  данных (МИ ФНС России по ЦОД));

Межрегиональные инспекции  по крупнейшим налогоплательщикам (МИ ФНС России по КН):

МИ ФНС России по КН № 1 (администрирует нефтедобывающие  предприятия)

МИ ФНС России по КН № 2 (администрирует газодобывающие предприятия)

МИ ФНС России по КН № 3 (администрирует плательщиков акцизов)

МИ ФНС России по КН № 4 (администрирует энергетические предприятия)

МИ ФНС России по КН № 5 (администрирует металлургические предприятия)

МИ ФНС России по КН № 6 (администрирует транспортные предприятия)

МИ ФНС России по КН № 7 (администрирует телекоммуникационные предприятия)

МИ ФНС России по КН № 8 (администрирует машиностроительные предприятия)

Информация о работе Налоговые органы РФ