Налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 02:16, реферат

Описание работы

Государственный налоговый контроль занимает особое место в государственном финансовом контроле и является обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы страны. Он представляет собой систему мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления. В статье 82 НК РФ указано, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 19.67 Кб (Скачать файл)

Государственный налоговый  контроль занимает особое место в  государственном финансовом контроле и является обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы  страны. Он представляет собой систему  мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления. 
 
В статье 82 НК РФ указано, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. 
 
Налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. 
 
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике или налоговом агенте, полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, действующего законодательства и принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую и аудиторскую тайну. 
 
Одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых органов является налоговая проверка.  
 
Необходимость проведения проверок обусловлена рядом причин: 
 
■ несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по на логовому учету и правил бухгалтерского учета; 
■ развитием частного бизнеса без образования юридического лица, представители которого в силу своей мобильности, непостоянства местонахождения и сложности контроля за их деятельностью уходят от налогообложения или указывают заниженный доход и, соответственно, платят меньше налогов; 
■ нестабильностью и несовершенством налогового законодательства, сложностью в понимании законодательных актов руководителями и главными бухгалтерами организаций; 
■ преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением налоговой базы, в первую очередь по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, имуществу организаций. 
Согласно действующему законодательству, налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения контрольного мероприятия. 
 
Запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, или вышестоящие налоговые органы осуществляют проверку в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. 
 
Согласно ст. 88 камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании представленных налогоплательщиками деклараций и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. 
 
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При осуществлении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. 
 
Следует отметить, что в настоящее время этому виду проверки придается особое значение, так как она проводится практически в отношении всех налогоплательщиков. По результатам проверки на основе анализа показателей деятельности организации делаются рекомендации о включении той или иной организации в график проведения выездной налоговой проверки. 
 
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа и может иметь объектом рассмотрения один или нескольким налогов. 
 
Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Продолжительность проверки не может превышать более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить этот срок до трех месяцев, например, при наличии у организаций филиалов или представительства (ст. 89 НК РФ). 
Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика или налогового агента без учета периодов между вручением проверяемому лицу требования о представлении документов и их передачей (ст. 93 НК РФ). 
 
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. После подписания этой справки налогоплательщиком данный представитель налогового органа не имеет права находиться на его территории, а также требовать документы. 
 
При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 НК РФ). 
 
При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа проверяемого лица скрепить печатью или подписью изымаемые документы делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику. 
 
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке проверяющими должен быть составлен акт, который подписывается ими и руководителем проверяемой организации. 
 
Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по их устранению и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за допущенные нарушения (ст. 100 НК РФ). 
 
Акт налоговой проверки вручается руководителю организации под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день, начиная со дня отправки. 
 
Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт и возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки. 
 
По истечении указанного двухнедельного срока руководитель налогового органа или его заместитель в течение не более 14 дней рассматривает акт налоговой проверки и представленные налогоплательщиком документы и материалы и выносит решение, на основании которого выписывается требование об уплате налогов и пени (при наличии налоговых нарушений). Копия решения и требование вручается налогоплательщику. 
 
Выездные налоговые проверки делятся на следующие виды:

 
■ комплексная проверка, в ходе которой охватываются все сферы финансово-хозяйственной деятельности организации (как правило, по всем видам налогов), ревизуются все счета организации, играющие роль в формировании налоговых обязательств, за различные отчетные периоды; 
■ тематическая проверка охватывает отдельные сферы финансово-хозяйственной деятельности организации, вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей; 
■ экспресс-проверка проводится по одному или по нескольким аспектам деятельности организации. В ходе ее налоговый работник может ограничиться проведением лишь «теста на достоверность» системы бухгалтерского учета налогоплательщика. При получении положительного результата тестирования дальнейшая проверка налогоплательщика может не проводиться.


Информация о работе Налоговые проверки