Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 02:16, реферат
Государственный налоговый контроль занимает особое место в государственном финансовом контроле и является обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы страны. Он представляет собой систему мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления. В статье 82 НК РФ указано, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Государственный налоговый
контроль занимает особое место в
государственном финансовом контроле
и является обязательным условием эффективного
функционирования финансовой системы
страны. Он представляет собой систему
мер по проверке законности, целесообразности
и эффективности действий по формированию
денежных фондов на всех уровнях государственного
управления.
В статье 82 НК РФ указано, что налоговый
контроль проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах их компетенции
посредством налоговых проверок, получения
объяснений налогоплательщиков, налоговых
агентов и плательщиков сбора, проверки
данных учета и отчетности, осмотра помещений
и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли), а также в других формах,
предусмотренных НК РФ.
Налоговые и таможенные органы, органы
государственных внебюджетных фондов
и внутренних дел в порядке, определяемом
по соглашению между ними, информируют
друг друга об имеющихся у них материалах
о нарушениях законодательства о налогах
и сборах и налоговых преступлениях, о
принятых мерах по их пресечению, о проводимых
ими налоговых проверках, а также осуществляют
обмен другой необходимой информацией
в целях исполнения возложенных на них
задач.
При осуществлении налогового контроля
не допускаются сбор, хранение, использование
и распространение информации о налогоплательщике
или налоговом агенте, полученной в нарушение
положений Конституции Российской Федерации,
действующего законодательства и принципа
сохранности информации, составляющей
профессиональную тайну иных лиц, в частности
адвокатскую и аудиторскую тайну.
Одним из наиболее эффективных методов
контроля со стороны налоговых органов
является налоговая проверка.
Необходимость проведения проверок обусловлена
рядом причин:
■ несогласованностью
в ряде случаев нормативных актов по на
логовому учету и правил бухгалтерского
учета;
■ развитием частного
бизнеса без образования юридического
лица, представители которого в силу своей
мобильности, непостоянства местонахождения
и сложности контроля за их деятельностью
уходят от налогообложения или указывают
заниженный доход и, соответственно, платят
меньше налогов;
■ нестабильностью и
несовершенством налогового законодательства,
сложностью в понимании законодательных
актов руководителями и главными бухгалтерами
организаций;
■ преднамеренным уходом
от уплаты налогов или занижением налоговой
базы, в первую очередь по налогу на прибыль,
налогу на добавленную стоимость, имуществу
организаций.
Согласно действующему законодательству,
налоговые органы имеют право проводить
камеральные и выездные налоговые проверки.
Налоговой проверкой могут быть охвачены
только три календарных года деятельности
налогоплательщика, непосредственно предшествующих
году проведения контрольного мероприятия.
Запрещается проведение повторных выездных
проверок по одним и тем же налогам за
уже проверенный налоговый период, за
исключением случаев, когда такая проверка
проводится в связи с реорганизацией или
ликвидацией организации, или вышестоящие
налоговые органы осуществляют проверку
в порядке контроля за деятельностью налогового
органа, проводившего проверку.
Согласно ст. 88 камеральная проверка проводится
по месту нахождения налогового органа
на основании представленных налогоплательщиками
деклараций и документов, которые служат
основанием для исчисления и уплаты налога,
а также других документов о деятельности
плательщика, имеющихся у налогового органа.
Такая проверка проводится уполномоченными
должностными лицами налогового органа
в соответствии с их служебными обязанностями
без какого-либо специального решения
руководителя налогового органа в течение
трех месяцев со дня представления налогоплательщиком
налоговой декларации и документов, служащих
основанием для исчисления и уплаты налога,
если законодательством о налогах и сборах
не предусмотрены иные сроки.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении
документов или противоречия между сведениями,
содержащимися в представленных документах,
то об этом сообщается налогоплательщику
с требованием внести соответствующие
исправления в установленный срок. При
осуществлении камеральной проверки налоговый
орган вправе истребовать у налогоплательщика
дополнительные сведения, получить объяснения
и документы, подтверждающие правильность
исчисления и своевременность уплаты
налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные
по результатам камеральной проверки,
налоговый орган направляет требование
об уплате соответствующей суммы налога
и пени.
Следует отметить, что в настоящее время
этому виду проверки придается особое
значение, так как она проводится практически
в отношении всех налогоплательщиков.
По результатам проверки на основе анализа
показателей деятельности организации
делаются рекомендации о включении той
или иной организации в график проведения
выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка проводится
на основании решения руководителя (его
заместителя) налогового органа и может
иметь объектом рассмотрения один или
нескольким налогов.
Налоговый орган не вправе проводить в
течение одного календарного года две
и более выездные проверки по одним и тем
же налогам за один и тот же период. Продолжительность
проверки не может превышать более двух
месяцев. В исключительных случаях вышестоящий
налоговый орган может увеличить этот
срок до трех месяцев, например, при наличии
у организаций филиалов или представительства
(ст. 89 НК РФ).
Срок проведения проверки включает в себя
время фактического нахождения проверяющих
на территории налогоплательщика или
налогового агента без учета периодов
между вручением проверяемому лицу требования
о представлении документов и их передачей
(ст. 93 НК РФ).
По окончании выездной налоговой проверки
проверяющий составляет справку о проведенной
проверке, в которой фиксируются предмет
проверки и сроки ее проведения. После
подписания этой справки налогоплательщиком
данный представитель налогового органа
не имеет права находиться на его территории,
а также требовать документы.
При необходимости, уполномоченные должностные
лица налоговых органов, осуществляющие
выездную налоговую проверку, могут проводить
инвентаризацию имущества налогоплательщика,
а также производить осмотр (обследование)
производственных, складских, торговых
и иных помещений и территорий, используемых
налогоплательщиком для извлечения дохода
либо связанных с содержанием объектов
налогообложения (ст. 92 НК РФ).
При наличии у проверяющих достаточных
оснований полагать, что документы, свидетельствующие
о совершении правонарушений, могут быть
уничтожены, скрыты, изменены или заменены,
производится выемка этих документов
по акту, составленному этими должностными
лицами. В акте о выемке документов должна
быть обоснована необходимость выемки
и приведен перечень изымаемых документов.
Налогоплательщик имеет право при выемке
документов делать замечания, которые
должны быть по его требованию внесены
в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы,
прошнурованы и скреплены печатью или
подписью налогоплательщика (налогового
агента, плательщика сбора). В случае отказа
проверяемого лица скрепить печатью или
подписью изымаемые документы делается
специальная отметка. Копия акта о выемке
документов передается налогоплательщику.
По результатам выездной налоговой проверки
не позднее двух месяцев после составления
справки о проведенной проверке проверяющими
должен быть составлен акт, который подписывается
ими и руководителем проверяемой организации.
Об отказе представителей организации
подписать акт делается соответствующая
запись. В акте налоговой проверки должны
быть указаны документально подтвержденные
факты налоговых правонарушений или отсутствие
таковых, а также выводы и предложения
проверяющих по их устранению и ссылки
на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность
за допущенные нарушения (ст. 100 НК РФ).
Акт налоговой проверки вручается руководителю
организации под расписку или передается
иным способом, свидетельствующим о дате
его получения налогоплательщиком или
его представителями. В случае направления
акта по почте заказным письмом датой
его вручения считается шестой день, начиная
со дня отправки.
Налогоплательщик вправе в случае несогласия
с фактами, изложенными в акте проверки,
а также с выводами и предложениями проверяющих
в двухнедельный срок со дня получения
акта проверки представить в соответствующий
налоговый орган письменное объяснение
мотивов отказа подписать акт и возражения
по акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом налогоплательщик вправе приложить
к письменному объяснению (возражению)
или в согласованный срок передать налоговому
органу документы (их заверенные копии),
подтверждающие обоснованность возражений
или мотивы не подписания акта проверки.
По истечении указанного двухнедельного
срока руководитель налогового органа
или его заместитель в течение не более
14 дней рассматривает акт налоговой проверки
и представленные налогоплательщиком
документы и материалы и выносит решение,
на основании которого выписывается требование
об уплате налогов и пени (при наличии
налоговых нарушений). Копия решения и
требование вручается налогоплательщику.
Выездные налоговые проверки делятся
на следующие виды:
■ комплексная проверка,
в ходе которой охватываются все сферы
финансово-хозяйственной деятельности
организации (как правило, по всем видам
налогов), ревизуются все счета организации,
играющие роль в формировании налоговых
обязательств, за различные отчетные периоды;
■ тематическая проверка
охватывает отдельные сферы финансово-хозяйственной
деятельности организации, вопросы правильности
исчисления отдельных видов налогов и
других обязательных платежей;
■ экспресс-проверка
проводится по одному или по нескольким
аспектам деятельности организации. В
ходе ее налоговый работник может ограничиться
проведением лишь «теста на достоверность»
системы бухгалтерского учета налогоплательщика.
При получении положительного результата
тестирования дальнейшая проверка налогоплательщика
может не проводиться.