Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 04:21, реферат
Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.
Введение ..................................................................................................................................... 3
1 Предпосылки возникновения реформ Петра I ........................................................................ 4
2 Налоговая реформа Петра I ...................................................................................................... 7
3 Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России ............................................ 14
Заключение ………..................................................................................................................... 18
Список использованных источников ....................................................................................... 19
Петр I хорошо понимал, что налоги основной источник богатства государства, поэтому одним из правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Именно поэтому во времена Петра было введено огромное количество экзотических налогов, такие как налог на бороды, налоги с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов и многие другие. Однако лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти налоги донимали не столько своей тяжестью, сколько своим количеством (их было больше 30).
Именно тогда царь предпринял рискованное решение и задумал введение нового налога – подушной подати.
Податная реформа стала важным событием в истории России XVIII в., оказавшая значительное влияние на развитие страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть, что она явилась естественным продолжением фискальной политики самодержавия предшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингента налогоплательщиков. Следствием преемственности фискальной политики при осуществлении реформы и было увеличение тяжести обложения и вовлечения в тягло новых групп населения.
С другой стороны, податная реформа стала новым этапом финансовой истории страны. В результате ее осуществления произошло существенное изменение всей системы прямых налогов страны. Важнейшей чертой нового обложения явилось то, что был введен единый денежный налог — подушная подать, который заменил десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 копеек взималась на протяжении нескольких десятилетий.
Появление постоянного, прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом, потому что теперь правительство в своих расчетах могло опираться на более реальные, нежели прежде, бюджетные данные. Это в свою очередь позволило обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть которых в годы Северной воины удовлетворялась путем взимания экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, единицы обложения, но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских комиссаров — выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, а также полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании с размещением полков в уездах (откуда они получали средства на свое содержание) делало налоговую систему более гибкой и оперативной, что сокращало путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы.
Податная реформа позволила
расширить сферу действия налогообложения
путем привлечения к несению
налогов значительно большего, чем
прежде, числа потенциальных
Уточнение податного статуса каждой категории населения, которое было осуществлено в ходе реформы, стало решающим фактором в определении их места в сословной структуре тогдашнего общества. Это вело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглу и контроль за отправлением плательщиками повинностей стали основой для введения в стране жесткого полицейского режима. Этот режим характеризуется установлением системы паспортов и созданием разветвленной сети контроля за передвижением населения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходе податной реформы, были направлены на укрепление господствующего строя, консервацию тех отношений, которые обеспечивали незыблемость власти абсолютистской монархии и дворянства на протяжении длительного периода. Все это и обусловило сохранение подушной системы Петра в течение полутора веков после смерти ее создателя.
Переход к подушной подати принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. Но на практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями «ревизских душ».
Кроме того большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.
Дворяне пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения их участи, а для увеличения толщины собственного кошелька. Чиновники же были виртуозами по части казнокрадства. Подсчитано, что из 100 податных рублей, только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удавалось.
Подводя итог можно сказать, что реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, привели к тому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 год возросла с 494 тыс. руб. до 4731 тыс. рублей. К тому же основное правило финансовой политики Петра I для современных чиновников переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть как-то заполнить бюджет. Видимо петровские правила стали традицией.
Заключение
В эпоху правления Петра I в сфере налогообложения произошли следующие изменения:
1. Подворное налогообложение было заменено подушной податью;
2. Введены новые виды
налогообложения, такие как
3. Существенному реформированию
была подвергнута
4. Широкое распространение
получает система взимания
В петровские времена появились довольно
странные налоги, которые до сих пор не
имеют аналогов в мире. Облагались не только
угодья и промыслы, но и религиозные верования.
Облагалась даже совесть. Так, например,
раскол терпелся, но оплачивался двойным
окладом подати, как своего рода роскошь.
Так же оплачивались борода и усы, с которыми
древнерусский человек связывал представление
об образе и подобии Божьем.
Пополнился и список старинных русских казенных монополий. Так к прежним сборам на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и дубовые гробы.
За сорок лет царствования
Петра объем средств в
Список использованных источников
1. Аронов А. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Кашин В. А. - М.: Магистр, 2007. - 576 с.
2. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.: Просвещение, 1993.
3. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. - М.: Юристъ, 1999.
4. Ключевский В. О. Сочинения в 9 томах; т.4. ч.4. - М.: Мысль. 1989.
5. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М.: Культура, 1990. - 658с.
6. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль 1994.
7. Толкушкин А. В. История налогов в России. - М.: Юристь, 2001. – 432 с.
8. Чистяков А.С. История Петра Великого. - М.: Буклет, 1992.
9. Энциклопедический словарь.
Репринтное воспроизведение
10. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра І. – Л.: 1982.
11. Белоусов Р.А. Становление государственных финансов в России [XVII-XIX вв] // Финансы 1998 - №2. 604 с.
12. Брегель Э. Налоги, займы
и инфляция на службе
13. Буланже М. Развитие налоговой системы в России в цифрах и фактах // Налоговый вестник. 1999 № 5.
14. Буланже М. Податная политика Петра Великого // Налоговый вестник. 1997. №11. с.63.
15. Коломиец А.Г. Финансовая политика правительства Петра Великого //Финансы. 1996 №5 с.54-607
16. Лукин П, статья «Петровские реформы». Энциклопедия для детей «Аванта +. История России и её ближайших соседей. От древних славян до Петра Великого». - М.: Аванта +, 2001 г.
17. Нечай Н. Финансовая реформа Петра I // Вестник налоговой службы Украины. 1999 - №47/48 с. 93-968.
18. Пушкарева В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки //Финансы 1999 - № 6 с.33-369
19. Хан Баггер. Реформы Петра Великого: Обзор исследований. – М.: Прогресс, 1985.
20. Петров М.А. Налоговая
система и налогообложение в
России: учебное пособие. – Ростов-на-
21. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник. – М.: 2007. – 261 с.