Налоговые реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 04:21, реферат

Описание работы

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.

Содержание работы

Введение ..................................................................................................................................... 3
1 Предпосылки возникновения реформ Петра I ........................................................................ 4
2 Налоговая реформа Петра I ...................................................................................................... 7
3 Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России ............................................ 14
Заключение ………..................................................................................................................... 18
Список использованных источников ....................................................................................... 19

Файлы: 1 файл

Налоговые реформы Петра I.docx

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Петр I хорошо понимал, что  налоги основной источник богатства  государства, поэтому одним из правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Именно поэтому во времена Петра было введено огромное количество экзотических налогов, такие как налог на бороды, налоги с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов и многие другие. Однако лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти налоги донимали не столько своей тяжестью, сколько своим количеством (их было больше 30).

Именно тогда царь предпринял рискованное решение и задумал  введение нового налога – подушной подати.

Податная реформа стала важным событием в истории России XVIII в., оказавшая значительное влияние на развитие страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть, что она явилась естественным продолжением фискальной политики самодержавия предшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингента налогоплательщиков. Следствием преемственности фискальной политики при осуществлении реформы и было увеличение тяжести обложения и вовлечения в тягло новых групп населения.

С другой стороны, податная реформа стала новым этапом финансовой истории страны. В результате ее осуществления произошло существенное изменение всей системы прямых налогов страны. Важнейшей чертой нового обложения явилось то, что был введен единый денежный налог — подушная подать, который заменил десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 копеек взималась на протяжении нескольких десятилетий.

Появление постоянного, прямого  налога позволило стабилизировать  и унифицировать финансы в  целом, потому что теперь правительство  в своих расчетах могло опираться  на более реальные, нежели прежде, бюджетные данные. Это в свою очередь позволило обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть которых в годы Северной воины удовлетворялась путем взимания экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, единицы обложения, но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских комиссаров — выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, а также полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании с размещением полков в уездах (откуда они получали средства на свое содержание) делало налоговую систему более гибкой и оперативной, что сокращало путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы.

Податная реформа позволила  расширить сферу действия налогообложения  путем привлечения к несению  налогов значительно большего, чем  прежде, числа потенциальных плательщиков. Это было достигнуто не только за счет включения в тягло новых групп  населения, но и за счет изменения единицы обложения. Двор как единица подворного обложения теперь не играл никакой роли в системе налогообложения. Плательщики, практиковавшие на протяжении ряда лет различные способы утайки дворов, подверглись в ходе реформы своеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок проведения податной реформы был направлен на максимальный охват тяглом населения. Особенно это относилось к организации свидетельства душ, осуществленного военными ревизорами, главнейшей целью которых было выявление утайки душ. В целом податная реформа стала невиданной по масштабам и строгости проверкой всего наличного населения страны. Именно здесь финансовый и социальный аспекты реформы соприкоснулись. Реализация принципов налогообложения являлась во многом реализацией принципов социальной политики. Социально-классовый аспект податной реформы отчетливо проявился в деятельности ревизоров по свидетельству населения и в законодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Жестокое преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почта всех категорий населения в плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра — все это ярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса.

Уточнение податного статуса  каждой категории населения, которое  было осуществлено в ходе реформы, стало решающим фактором в определении их места в сословной структуре тогдашнего общества. Это вело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглу и контроль за отправлением плательщиками повинностей стали основой для введения в стране жесткого полицейского режима. Этот режим характеризуется установлением системы паспортов и созданием разветвленной сети контроля за передвижением населения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходе податной реформы, были направлены на укрепление господствующего строя, консервацию тех отношений, которые обеспечивали незыблемость власти абсолютистской монархии и дворянства на протяжении длительного периода. Все это и обусловило сохранение подушной системы Петра в течение полутора веков после смерти ее создателя.

Переход к подушной подати принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. Но на практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями «ревизских душ».

Кроме того большим недостатком  петровской налоговой реформы был  нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Дворяне пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения их участи, а для увеличения толщины собственного кошелька. Чиновники же были виртуозами по части казнокрадства. Подсчитано, что из 100 податных рублей, только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удавалось.

Подводя итог можно сказать, что реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, привели  к тому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 год возросла с 494 тыс. руб. до 4731 тыс. рублей. К тому же основное правило финансовой политики Петра I для современных чиновников переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть как-то заполнить бюджет. Видимо петровские правила стали традицией.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

          В эпоху правления Петра I в сфере налогообложения произошли следующие изменения:

1. Подворное налогообложение  было заменено подушной податью;

2. Введены новые виды  налогообложения, такие как горная  подать, гербовые сборы, пробирная  пошлина;

3. Существенному реформированию  была подвергнута организационная  система сбора налогов, были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов;

4. Широкое распространение  получает система взимания налогов  через откупщиков. 
В петровские времена появились довольно странные налоги, которые до сих пор не имеют аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования. Облагалась даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек связывал представление об образе и подобии Божьем.

Пополнился и список старинных  русских казенных монополий. Так  к прежним сборам на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир  и дубовые гробы.

За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного  падения покупательной способности  рубля увеличился в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678 года по 1701 год, который позволил увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введением подушной подати финансы России получили прочное основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, «сохе» или «двору», была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким образом, хозяйственный рост главная цель финансовой реформы, был достигнут.

 

Список использованных источников

           1. Аронов А. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Кашин В. А. - М.: Магистр, 2007. - 576 с.

2. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.: Просвещение, 1993.

3. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. - М.: Юристъ, 1999.

4. Ключевский В. О. Сочинения в 9 томах; т.4. ч.4. - М.: Мысль. 1989.

5. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. - М.: Культура, 1990. - 658с.

6. Павленко Н.И. Петр Великий. - М.: Мысль 1994.

7. Толкушкин А. В. История налогов в России. - М.: Юристь, 2001. – 432 с.

8. Чистяков А.С. История Петра Великого. - М.: Буклет, 1992.

9. Энциклопедический словарь.  Репринтное воспроизведение издания  Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон 1890-1907. Полутом 15, c. 457-459.

10. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра І. – Л.: 1982.

11. Белоусов Р.А. Становление государственных финансов в России [XVII-XIX вв] // Финансы 1998 - №2. 604 с.

12. Брегель Э. Налоги, займы  и инфляция на службе имперализма.  - М.: Госфиниздат, 1953. – 32 с.

13. Буланже М. Развитие  налоговой системы в России  в цифрах и фактах // Налоговый  вестник. 1999 № 5.

14. Буланже М. Податная  политика Петра Великого // Налоговый вестник. 1997. №11. с.63.

15. Коломиец А.Г. Финансовая политика правительства Петра Великого //Финансы. 1996 №5 с.54-607

16. Лукин П, статья «Петровские  реформы». Энциклопедия для детей  «Аванта +. История России и её ближайших соседей. От древних славян до Петра Великого». - М.: Аванта +, 2001 г.

17. Нечай Н. Финансовая  реформа Петра I // Вестник налоговой службы Украины. 1999 - №47/48 с. 93-968.

18. Пушкарева В.М. Генезис категории «налог» в истории финансовой науки //Финансы 1999 - № 6 с.33-369

19. Хан Баггер. Реформы  Петра Великого: Обзор исследований. – М.: Прогресс, 1985.

20. Петров М.А. Налоговая  система и налогообложение в  России: учебное пособие. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008. – 356 с.

21. Александров И.М. Налоги  и налогообложение: учебник. –  М.: 2007. – 261 с.

 


Информация о работе Налоговые реформы Петра I