Налоговые стимулы инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Правительство России должно приложить максимум усилий по стимулированию развития данной сферы НИОКР. Наряду с ростом бюджетных расходов на НИОКР доля которых остаются очень низкой, государство должно развивать систему косвенного финансирования предпринимательского сектора, через систему налоговых и амортизационных льгот, повышая заинтересованность предприятий в увеличении расходов на НИОКР и инновационной составляющей в общем объеме производимой продукции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2
1.Относительные размеры инвестиций в НИОКР……………………….3
2.Организация и проблемы финансирования НИОКР в России на современном этапе………………………………………………..4
3.Участие правительства в развитии национальной инновационной системы…..............................................................................6
4.Налоговые стимулы инновационной деятельности…………………..7
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемой литературы…………………………………………12

Файлы: 1 файл

инновационныенеджментй.docx

— 33.73 Кб (Скачать файл)

 
СОДЕРЖАНИЕ  
  
 
Введение………………………………………………………………………2 
   1.Относительные размеры инвестиций в НИОКР……………………….3 
   2.Организация  и проблемы финансирования НИОКР  в России на современном этапе………………………………………………..4 
   3.Участие  правительства в развитии национальной  инновационной системы…..............................................................................6 
   4.Налоговые  стимулы инновационной деятельности…………………..7 
Заключение…………………………………………………………………..11 
Список используемой литературы…………………………………………12 
  
 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  
 
    Сфера НИОКР является основой возможного качественного роста экономики как нашей страны, так и всего мира.  
    Правительство России должно приложить максимум усилий по стимулированию развития данной сферы НИОКР. Наряду с ростом бюджетных расходов на НИОКР доля которых остаются очень низкой, государство должно развивать систему косвенного финансирования предпринимательского сектора, через систему налоговых и амортизационных льгот, повышая заинтересованность предприятий в увеличении расходов на НИОКР и инновационной составляющей в общем объеме производимой продукции. В условиях, когда большинство предприятий не может себе позволить покупать услуги науки, государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ. 
    Несмотря на все трудности, Россия и в 21 веке останется в ряду высокотехнологичных держав, так как существующий человеческий потенциал научной сферы огромен. К некоторым предпринимателям уже приходит понимание того, что сфера вложения средств в высокотехнологические проекты, при всей ее рискованности, осталась, чуть ли не единственной, где можно заработать высокие дивиденды, государству остается только подтолкнуть инвесторов, обеспечив соответствующую инфраструктуру, законодательную основу, необходимые льготы и гарантии. 
    Целью данной работы выступает изучение проблемы стимулирования частных инвестиций в сферу НИОКР.  
 
  
 
     

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ  РАЗМЕРЫ ИНВЕСТИЦИЙ В НИОКР

 

  
     Относительные размеры инвестиций в исследования и разработки имеют важные организационные  последствия. Высокая доля расходов на НИОКР характерна для технологически интенсивных отраслей и производств, таких, как фармацевтика, химия и электроника; низкая для технологически неинтенсивных отраслей: пищевой, деревообрабатывающей, цементной промышленности. Очевидно, что большинство отраслей находятся между этими крайними позициями. Например, сельскохозяйственное машиностроение и нефтепереработка находятся близко к середине диапазона.  
 
    В случае высоких относительных  размеров инвестиций в НИОКР выдвигаются важные требования к их управлению:  
 
    1. Непрерывная оценка и уточнение  решений о приобретении или разработке технологии за счет: 

приобретения лицензий или использования консультантов;  
покупки компании, с тем чтобы получить доступ к передовой технологии в нетрадиционной области;  
найма высококомпетентных в соответствующей области специалистов;  
повышения квалификации персонала в ходе внутрифирменного обучения.

 

    В тех компаниях, где затраты на НИОКР относительно низки, имеется  возможность развития технологии внутри фирмы с относительно меньшим  риском отстать в конкуренции. Высокий  уровень затрат накладывает жесткие  временные рамки и часто делает приобретение технологии наиболее привлекательной альтернативой.  
    2. Организация, обладающая высокой  способностью перестраиваться, может  быстро перейти на новую продукцию  и технологию производства, опираясь  на внутренние или внешние источники. Главным критерием, определяющим успех организации с высоким относительным уровнем затрат на НИОКР, является ее способность адаптироваться к новой технологии без серьезного урона или перерыва в ее прибыльной деятельности. 
    3. Эффективное и гибкое управление обновлением и совершенствованием продукции, которое заключается в следующем: 
стратегический контроль развития ситуации в системе «продукция рынок», который позволяет руководству фирмы быстро прекратить разработки, не дающие первоначально ожидавшегося эффекта;  
четкая стратегия НИОКР. При большом числе различных проектов и крупном бюджете НИОКР возникает опасность потерь, противоречий и выбора неправильных направлений разработок;  
хорошо развитая система управления проектами, которая координирует и контролирует портфель проектов в соответствии со стратегией и годовым корпоративным планированием.

 

    4. Тщательный и непосредственный  контроль общего руководства  за работами в области техники.  В связи с тем что выживание  компании в условиях конкуренции зависит от технологии и она затрачивает на нее значительные ресурсы, необходимо, чтобы высшие руководители фирмы имели понятие о влиянии развития технологии на затраты и прибыль. 
    Ресурсы, предназначенные для затрат на технологию, могут не выделяться из общих затрат и инвестиций, которые в достаточной степени отражают влияние изменений продукции или процессов производства. Наконец, можно не рассматривать вопросы маркетинга в непосредственной связи с технологией.  
   Выбор относительного уровня инвестиций в НИОКР частично определяется изменчивостью технологической области, в которой действует фирма, а также масштабом задач, которые она ставит перед собой в определенной стратегической зоне хозяйствования.  
  
 

 

     2.ОРГАНИЗАЦИЯ  И ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

    НИОКР РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

  
    Проведение  оценки современного состояния и  структурных  изменений инновационного потенциала России позволяют констатировать ошибочность ряда основополагающих реформаторских установок, сущность которых  проявилась в обвальном снижении инновационно-инвестиционной активности, что во многом обусловило усугубление кризиса российской экономики.  
    Для российской науки сегодня главной угрозой является отсутствие «платежеспособного спроса» на передовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем рынке.  
         К сожалению, наш отечественный рынок  научных услуг и наукоемкой продукции  в настоящее время очень мал. Большинство предприятий не может  себе позволить «покупать» услуги науки. В этих условиях государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ.  
    Механизм  прямого финансирования является наиболее перспективным именно на направлениях решения  общегосударственных  задач: финансирование науки, фундаментальных  исследований, приоритетных прикладных исследований и т.п.,- для стимулирования увеличения доли затрат на НИОКР внутри хозяйствующих субъектов необходимо использования механизма косвенного государственного финансирования. 
    Ключевым  звеном в финансировании НИОКР являются внебюджетные фонды, которые по сути являются связующим звеном между предпринимательским сектором и организациями, занимающимися научно-исследовательской работой в качестве основной деятельности.  
    Коммерческие  банки могут кредитовать НИОКР, выполняемые научными организациями по договорам с заинтересованными заказчиками, оплачивающими работы после их полного завершения и приемки.   
 
    На  сегодняшней день государству следует  принять более  радикальные меры, направленные на повышение  заинтересованности кредитных учреждении в обслуживании сферы НИОКР. К таким мерам могут быть отнесены следующие: 

исключить или существенно сократить суммы срочной задолженности предприятий, реализующих инновационные проекты из облагаемой налогом прибыли банка; 
уменьшить размер обязательных резервов в ЦБР на 50 % для коммерческих банков, кредитующих инновационные проекты отечественных предприятии; 
гарантировать своевременный возврат полученных кредитов от коммерческих банков путем беспроцентного кредитования со стороны ЦБР на определенные сроки пролонгации просроченных кредитов; 
предоставлять для целей кредитования инновационных процессов коммерческими банками целевые ресурсы ЦБР по более низким ставкам.

 

  
    Кроме средств российских банков представляется  целесообразными действия государства  и субъектов хозяйствования по привлечению иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции во многом способствовали бы росту инновационной активности российских предприятий, поскольку прямые вложения иностранного капитала предпочтительнее кредитов, увеличивающих внешний долг страны. Реализация государственной стратегии по привлечению зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики предполагает создание благоприятного инвестиционного климата и эффективного механизма их мобилизации. С этой целью государственные органы управления должны сформулировать систему льгот и преференции для иностранных инвесторов, закрепив их в налоговом и таможенном кодексах и в других законодательных актах, а также создания совместных предприятий. 

 

    

 

  
 

 

 

 

     3.УЧАСТИЕ  ПРАВИТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ  ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

  
    Влияние на инвестирование в НИОКР должно быть прямым, как в распоряжениях, запрещающих некоторые рекомбинационные технологии.  
    По  мере возрастания интернационализации  инвестиций в НИОКР правительства  отдельных стран более активно  преобразовывают рамочные условия. В настоящее время специалисты считают, что для привлечения инвестиций важны не наличие рабочей силы и капитала, а квалификация кадров и гибкая научная база. Именно эти факторы отличают страны, получающие инвестиции непосредственно в НИОКР.  
    В России существуют разные типы научных  организаций и для них должны быть разработаны свои схемы налогообложения. В то же время просматриваются  и общие принципы совершенствования  налогообложения в российской науке. 
    На  наш взгляд, научные организации с чисто бюджетным финансированием должны быть полностью освобождены от налогов. НИИ и КБ прикладной науки, которые научились зарабатывать прибыль, должны облагаться налогами таким образом, чтобы возможно было регулировать требуемое соотношение фундаментальных и прикладных работ. 
     Учитывая российскую специфику, можно говорить о формировании как общих льгот, так и льгот  специальных, ориентированных на НИОКР  в приоритетных научно-технических  направлениях.  
   На  западе применяются специальные  льготы для стимулирования кооперации фирм в сфере НИОКР.  
    В России важную роль в продвижении  по пути реформирования науки может  сыграть интеграция научных учреждений с банками. Первый этап интеграции может  представлять собой кооперацию на договорных началах. На втором этапе представляется рациональным создание научно-финансовых групп (НФГ), включающих научные, проектно-конструкторские организации, банки и другие финансовые структуры. НФГ должны иметь возможность использовать все преимущества, предусмотренные законом «О финансово-промышленных группах», а также льготы, предлагаемые выше и связанные с инновационной деятельностью. Создание НФГ позволит осуществлять реальную координацию и интеграцию научных организаций НФГ с промышленными предприятиями, являющимися клиентами банков группы, обеспечивая НИИ заказами от промышленности, и сбыт научно-технической продукции институтов в производственном секторе.  
    На  третьем этапе отдельные научно-финансовые группы и их отраслевые объединения  вступают во взаимодействие с крупным  инновационным банком, который становится ассоциированным членом ряда НФГ. Подобная модель позволит привлечь в науку негосударственные отечественные и зарубежные инвестиции и явится новым эффективным инструментом проведения государственной научной политики.  
 
    Помимо  прочего государство в рыночной экономике ответственно за создание рыночной инфраструктуры и информационного обеспечения рынка научно-технической продукции, финансовое обеспечение системы патентной и иной защиты интеллектуальной собственности за счет бюджетных средств. Создание благоприятной экономико-правовой среды для привлечения иностранных инвестиций, которые крайне необходимы в силу резкой ограниченности внутренних финансовых ресурсов в России. 
  
 

 

     4.НАЛОГОВЫЕ  СТИМУЛЫ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    Наряду  с прямым финансированием важным инструментом государственной поддержки является стимулирование инновационной деятельности через налоговую систему. В обобщенном виде можно выделить три группы налоговых инструментов, стимулирующих инновации: 

освобождение от налогов государственных  и частных некоммерческих организаций (налоги на добавленную стоимость, на имущество, на землю, а также  отмена таможенных пошлин при импорте научного оборудования и т.п.); налоговые льготы, стимулирующие компании к увеличению расходов на исследования и разработки; 
налоговые льготы для начинающих компаний на ранних этапах их деятельности.

 

    Как показывает опыт, налоговые льготы, включенные в первую группу, не дают каких-либо серьезных стимулов к  дополнительному инвестированию в  сферу НИОКР. Если государственные  и частные некоммерческие организации вынуждены будут платить все предусмотренные законодательством налоги, то государство должно компенсировать эти затраты путем увеличения объемов финансирования. Единственное преимущество этой группы налоговых льгот состоит в том, что общая структура затрат государственных организаций будет относительно ниже, чем у других организаций, что будет способствовать повышению их конкурентоспособности. Как и во многих других странах, российские государственные научно-исследовательские институты и университеты освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Это распространяется на исследования, финансируемые государством, а также исследования, выполняемые по контрактам с бизнесом. Налоговые льготы на прибыль не распространяются на государственные научные учреждения и университеты, поскольку целью их деятельности получение не является получение прибыли. До 2000-2002 гг. государственные научные организации пользовались льготами по земельному налогу и налогу на имущество, которые впоследствии были отменены, что негативно сказалось на их финансово-экономическом положении. 
    Значительно больший интерес представляют две  другие группы налоговых льгот, так  как они способны реально стимулировать  инновационный процесс. Перспективы  их использования широко обсуждаются в странах ОЭСР. 
      
    Налоговые инструменты, стимулирующие  инвестиции в сферу  НИОКР со стороны  частного бизнеса, непосредственно  связаны с налогом  на прибыль и делятся  на две категории:  

Налоговые льготы. В этом случае фирмам, инвестирующим средства на проведение научных исследований и разработок, разрешается вычесть эти расходы из налогооблагаемого дохода или прибыли, затрачиваемой на НИОКР 
Налоговый кредит. В этом случае фирмам, инвестирующим средства в проведение исследований и разработок, разрешается вычесть указанный процент затрат на НИОКР из налогооблагаемого дохода или налога на прибыль.

Информация о работе Налоговые стимулы инновационной деятельности