Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:16, реферат
Налоговый аудит представляет собой отдельное направление в системе отечественного аудита. В статье рассматриваются основные задачи и сферы применения этого аудита, а также показываются отличия его от сопутствующих аудиту услуг по вопросам налогообложения.
Термин "налоговый аудит" появился сравнительно недавно, и до сих пор ведутся споры относительно как права на существование такого термина, так и содержания данного термина.
РЕФЕРАТ
На тему:«Налоговый аудит: объект, цели, задачи»
Выполнил: Анисимов Алексей
Эф-430
Налоговый аудит: объект, цели, задачи
Налоговый аудит представляет собой отдельное направление в системе отечественного аудита. В статье рассматриваются основные задачи и сферы применения этого аудита, а также показываются отличия его от сопутствующих аудиту услуг по вопросам налогообложения.
Термин "налоговый аудит"
появился сравнительно недавно, и до
сих пор ведутся споры
В настоящее время действует
Методика аудиторской деятельности
"Налоговый аудит и другие сопутствующие
услуги по налоговым вопросам. Общение
с налоговыми органами", одобренная
Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации
11 июля 2000 г., протокол N 1 (далее - Методика).
В соответствии с Методикой под
налоговым аудитом понимается выполнение
аудиторской организацией специального
аудиторского задания по рассмотрению
бухгалтерских и налоговых
Объектом налогового аудита
являются бухгалтерская и налоговая
отчетность экономического субъекта,
а также его первичные
Налоговый аудит преследует три основные цели:
определение правильности исчисления суммы налогов, подлежащих уплате;
предупреждение возможных претензий и штрафных санкций, связанных с нарушением законодательства по налогам и сборам (превентивная защита клиента-налогоплательщика);
предоставление руководству клиента необходимой информации для последующей оптимизации налогообложения организации-клиента.
При проведении налогового аудита решаются следующие задачи:
аудит налоговых обязательств на предмет соответствия исчисляемых и уплачиваемых налогов нормам налогового законодательства;
оптимизация и планирование налогообложения;
диагностика проблем налогообложения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
анализ методики исчисления налоговых платежей и использования налоговых льгот с учетом корпоративной структуры и правовых отношений с контрагентами;
проверка правильности составления деклараций и расчетов клиента по всем или отдельным видам уплачиваемых им налогов.
При этом в ходе налогового аудита оцениваются:
соответствие налогового учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в Российской Федерации;
соответствие налоговой отчетности экономического субъекта данным первичного учета и тем сведениям о деятельности субъекта, которыми располагает аудиторская организация в ходе проверки;
финансовые последствия искажений, найденных в налоговом учете, и пути их устранения;
необходимость внесения изменений в методику налогового учета, применяемую субъектом.
Согласно п. 2.9.3 Методики этап проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Таким образом, налоговый аудит можно классифицировать как комплексный налоговый аудит и тематический налоговый аудит.
Комплексный налоговый аудит
- это проверка правильности
составления деклараций и
Тематический налоговый аудит
- это проверка правильности
составления деклараций и
Помимо указанных двух видов налогового аудита на практике выделяется также так называемый структурный налоговый аудит, под которым понимается проверка правильности составления деклараций и расчетов по отдельным налогам, уплачиваемым юридическим лицом по месту нахождения его обособленных подразделений. Последний вид аудита является особо актуальным для крупных предприятий или финансово-промышленных групп, имеющих разветвленную сеть обособленных подразделений.
Учитывая изложенное, на
наш взгляд, можно говорить о существовании
и дальнейшем развитии в Российской
Федерации обособленного
В настоящее время проводятся исследования относительно соотношения общего и налогового аудита. В частности, по мнению ряда авторов, два указанных направления аудита взаимно пересекаются и в процессе общего аудита осуществляется и налоговый аудит.
В то же время, как нам
представляется, такая постановка вопроса
не совсем корректна. Ну не нам, а автору
статьи, кстати – читай внимательно,
тут много чего такого есть. Безусловно,
в процессе аудита бухгалтерской (финансовой)
отчетности аудитором проверяются
вопросы правильности исчисления и
уплаты налогов, однако в отличие
от налогового аудита данные вопросы
проверяются выборочным способом, и
подчас объем выборки, приемлемый для
выражения мнения о достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности,
является не презентабельным для
выражения мнения о достоверности
налоговой отчетности. Именно по этой
причине многие организации, для
которых общий аудит является
обязательным, отдельно указывают в
договорах с аудиторскими фирмами
объем работ по налоговому аудиту.
Такой подход, возможно, оправдан для
относительно небольших организаций,
для которых характерны незначительные
налоговые риски. Для экономических
субъектов с большими оборотами
и разветвленной сетью
Помимо отличий от аудита финансовой отчетности следует четко разделять налоговый аудит и сопутствующие налоговому аудиту услуги в области налогового консультирования.
К сопутствующим услугам в области налогового консультирования относятся (примерный перечень сопутствующих услуг приведен в Методике):
разработка предложений и рекомендаций по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
разработка оптимальных механизмов начисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
выработка рекомендаций по полному и правильному использованию экономическим субъектом налоговых льгот;
разработка комплекса мер, направленного на оптимизацию налогов и снижение налоговых рисков в рамках действующего законодательства;
предварительный расчет налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;
разработка рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;
разработка предложений по созданию у экономического субъекта системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов и сборов;
разработка предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства;
постановка налогового учета;
налоговое планирование и оптимизация налогообложения;
налоговое сопровождение в виде текущего консультирования по вопросам применения норм налогового законодательства и др.
Приведенные сопутствующие
услуги отличаются по своей сути от
непосредственно налогового аудита
тем, что налоговый аудит
Помимо этого различаются и результаты, а также порядок оформления налогового аудита и сопутствующих услуг по вопросам налогообложения.
Результатом оказания сопутствующих услуг по налоговым вопросам могут быть:
указания на наличие налоговых правонарушений и налоговых последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм налогового законодательства;
практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями налогового законодательства;
разработка новых проектов построения как общей системы налогообложения экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;
внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета (в том числе и при использовании компьютерной обработки данных) к выбранной концепции управления налогами, разработанному комплексу налоговых проектов, изменениям в налоговом законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования;
расчеты, подтверждающие эффективность налогового планирования, той или иной оптимизационной модели.
Результатом же проведенного
налогового аудита будут являться заключение
аудитора и отчет. Несмотря на то, что
два указанных документа не регламентированы
на законодательном уровне, именно
они, как правило, составляются аудиторскими
фирмами для оформления результатов
выполненного налогового аудита. В
заключении о результатах проведения
налогового аудита аудиторы выражают
мнение о степени полноты и
правильности исчисления (в том числе
правильности применения налоговых
льгот и преференций), отражения
и своевременности перечисления
экономическим субъектом
Отчет же по результатам
проведения налогового аудита содержит
рекомендации по исправлению выявленных
существенных нарушений и дальнейшему
их недопущению, рекомендации в отношении
порядка исчисления налогов, включая
правильность применения льгот, перечень
вопросов, требующих особого внимания
со стороны руководства
Таким образом, отличия налогового
аудита и сопутствующих услуг
в области налогообложения, безусловно,
имеют место, несмотря на то что два
данных направления достаточно близки.
В то же время следует иметь
в виду, что положительный результат
от оказания сопутствующих услуг
в сфере налогового консультирования
может быть достигнут, только если этим
услугам предшествовал
Место налогового аудита в
современной системе