Налоговый контроль: формы и методы проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.
Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль.docx

— 27.91 Кб (Скачать файл)

Налоговый контроль: формы и методы проведения

 

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной  власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и  направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками  обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что  налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый  контроль позволяет пополнять государственный  бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем  стоят следующие задачи:

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;
  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

На основании вышеуказанных  определений и определений других ученых, выведем следующие методы налогового контроля, которые различаются  в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим.

Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы:

·   формальная, логическая и арифметическая проверка документов;

·   сплошное и выборочное наблюдение;

·   истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте или  информации о конкретных сделках;

·   анализ документов».

Применительно к документальному  налоговому контролю выделяются следующие  приемы:

·   допрос свидетелей,

·   исследование документов,

·   получение объяснений (допрос свидетелей),

·   осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация,

· вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

·   сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах,

·   экспертиза и экстраполяция.

Формальная, логическая и  арифметическая проверка документов:

·   Формальная проверка документов подразумевает выявление  дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия неоговоренных  исправлений, дописок текста и цифр, уточнения подлинности подписей должностных лиц и т.д. Так определяется наличие доброкачественных и  недоброкачественных документов;

·   Логическая проверка документов позволяет определить объективную  возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств  и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Таким образом возможно выявить сокрытия хищений, приписок выполненного объема работ и другие злоупотребления.

·   Арифметическая проверка документов предусматривает проверку правильности выполнения налогоплательщиком отдельных действий и подведение итогов по отдельным документам, при  этом происходит повторении тех же арифметических действий, которые были применены при исчислении цифровых данных лицами, составившими тот или  иной документ.

Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике  сборов и налоговом агенте или  информации о конкретных сделках. «Данный  метод был введен в Налоговый  Кодекс Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ, заменив понятия встречная проверка, однако «это вовсе не избавило налогоплательщиков от обязанности предоставлять инспекторам информацию о своих контрагентах».

1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике,  плательщике сборов и налоговом  агенте или информации о конкретных  сделках может осуществляться только во время проведения либо выездной, либо камеральной налоговой проверки.

2. «Требовать документы  инспектор может только в письменной  форме. Направлять налогоплательщику  запрос вправе только «своя» налоговая, если такой документ пришел напрямую из налоговой контрагента, то его тоже можно не исполнять».

3. Запрос инспектора должен  быть обязательно мотивирован.  Закон разрешает налоговикам  требовать документы и вне  рамок проверки, если имеется  «обоснованная необходимость в  получении информации». В таком  случае в требовании должны  быть приведены конкретные обстоятельства, послужившие основанием для направления  требования.

4. При запросе должны  четко указываться документы  (информацию), которые хочет получить  инспекция: наименование или реквизиты  требуемых документов, либо данные, позволяющие определить сделку, по которой необходимы документы.

Допрос свидетеля осуществляет сотрудник налогового органа по месту  его пребывания с обязательным занесением в протокол. Свидетелем может считаться любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, однако, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ: гражданин право не давать свидетельских показаний в отношении себя, своего супруга и близких родственников. Не подлежат опросу лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, лица, обладающие информацией, полученной в ходе исполнения ими своих профессиональных обязанностей, если подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц и др.

Свидетельские показания  можно использовать в качестве доказательства, но их нужно оценивать наряду с другими доказательствами.

Допрос также может  осуществляться с вызовом в налоговые  органы:

·   если требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении  в ходе проведения камеральной налоговой  проверки (КНП) ошибок в налоговой  декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися  в представленных документах, либо несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (п. 3 ст. 88 НК РФ);

·   в случае необходимости  вручения либо ознакомления руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица или их представителя  с документами, составляемыми при  проведении выездной налоговой проверки (решения о проведении, о продлении  срока проведения, о приостановлении  проведения, о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление  о производстве выемки документов и  предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении  документов (информации), справка о  проведенной выездной налоговой проверке, иные документы);

·   при официальном  извещении руководителем (заместителем руководителя) налогового органа налогоплательщика  о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Осмотр помещений и  территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) возможен только в  рамках выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ) или, если документы  и предметы были получены должностным  лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено, что осмотр производится в присутствии  понятых и при проведении осмотра  вправе участвовать лицо, в отношении  которого осуществляется налоговая  проверка, или его представитель, а также специалисты.

«Помимо осмотра территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения  для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом, налоговые органы могут проводить осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра».

При этом обязательным является составление протокола, присутствие  лица, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель и понятые.

Назначение экспертизы регламентируется ст. 95 НК РФ. Экспертиза назначается  в случае, если для разъяснения  возникающих вопросов требуются  специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

При назначении экспертизы выносится постановление, при этом проверяемое лицо имеет право: заявить  отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, представить дополнительные вопросы  для получения по ним заключения эксперта, присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту, знакомиться с  заключением эксперта.

Помимо эксперта к проведению экспертизы может привлекаться и  специалист, «лицо, обладающее специальными познаниями и навыками и не заинтересованное в исходе дела. Специалист, в отличие  от эксперта, не составляет письменного  заключения, но мнение специалиста  может быть основанием для назначения экспертизы».

При обращении к специалисту  налоговые органы должны установить соответствие компетенции привлекаемого  лица задачам, выполнение которых требует специальных познаний.

Таким образом, мы рассмотрели, что понимается под формой и методом  налогового контроля.

Под формой налогового контроля понимается совершение конкретных действий, мероприятий за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов посредством проведения контрольных процедур – проведение налоговых проверок – выездных и  камеральных.

Однако «реализация контрольной  деятельности происходит лишь путем  применения уполномоченными органами соответствующих методов контроля».

Метод налогового контроля – это способы осуществления  конкретных действий, мероприятий за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, от правильного выбора и применения которых зависит эффективность  проведения того или иного контрольного мероприятия.

Из вышесказанного следует  вывод, что форм и методов налогового контроля – это постоянно взаимодействующие  и дополняющие друг друга наиглавнейшие  элементы налогового контроля, от которых, на практике зависит эффективность  функционирования и решения задач  налогового контроля.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ардашев В. Л. Разумность как критерий добросовестности налогоплательщика // Налоговые споры: теория и практика. 2008.
  2. С. В. Барулин Теория и история налогообложения: Учебное пособие. Москва, 2009.
  3. А.В.  Брызгалин «О функциях налогообложения и регулятивном значении налогов в экономике». // Налоги, 2009
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями), май 2013 год.
  5. Налоговое администрирование: учебное пособие / Под. ред. Л.И. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2009. - 448 с.
  6. Интернет – ресурс «Консультант плюс» 2013г. http://www.consultant.ru/

Информация о работе Налоговый контроль: формы и методы проведения