Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 12:11, курсовая работа
Налоги являются одним из древнейших изобретений человечества. Прообразы принудительных платежей существовали еще в доклассовом обществе, а по мере оформления общества в государство стали использоваться в качестве основного средства для содержания органов государства и обеспечения его функций. Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении налоговых отношений, обеспечивающих его имущественные интересы.
Введение………………………………….
1. Организация налогового контроля.
1.1. Понятие и виды налогового контроля.
1.2. Формы и методы налогового контроля.
1.3. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля.
2. Исследование методик оценки эффективности контрольной
работы налоговых органов.
3. Повышение качества и эффективности налогового
администрирования.
Заключение.
Список использованных источников.
Направление ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ФИНАНСОВОГО
МОНИТОРИНГА.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Налоги и налогообложения
(наименование учебной дисциплины)
на тему: Налоговый контроль в РФ
Обозначение работы КР – 02068108
Студент 20.10.14 Ржанова М.В. 380301с 76
Руководитель Дуванова Юлия Николаевна 20.10.14 Ржанова М.В.
Работа защищена 20.10.2014г.
ВОРОНЕЖ – 2014 г.
Тема 23. Налоговый контроль в РФ
Содержание
Введение………………………………….
1. Организация налогового контроля.
1.1. Понятие и виды налогового контроля.
1.2. Формы и методы налогового контроля.
1.3. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля.
2. Исследование методик оценки эффективности контрольной
работы налоговых органов.
3. Повышение
качества и эффективности
администрирования.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Введение
Налоги являются одним из древнейших изобретений человечества. Прообразы принудительных платежей существовали еще в доклассовом обществе, а по мере оформления общества в государство стали использоваться в качестве основного средства для содержания органов государства и обеспечения его функций. Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении налоговых отношений, обеспечивающих его имущественные интересы.
Налоговые отношения исключительно важны для функционирования государства и обеспечения его суверенитета, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами.
Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
1.Налоговый контроль
необходимо рассматривать с
организация налоговых проверок;
порядок защиты прав налогоплательщиков.
Налоговый контроль осуществляется:
государственными органами;
независимыми аудиторскими фирмами;
внутренними службами предприятий.
При этом цели и задачи государственного и негосударственного контроля различны.
Одной из основных форм проведения государственного налогового контроля является налоговая проверка. Согласно законодательству установлены налоговые проверки:
камеральные;
выездные.
Проведение налоговой проверки предусматривает определение:
субъекта;
объекта;
методики;
срока;
продолжительности;
порядка оформления ее результатов.
Камеральная налоговая проверка осуществляется в налоговом органе после поступления деклараций и бухгалтерских отчетов налогоплательщика, ее назначение — оценка достоверности налоговых расчетов. По результатам проверки возможно доначисление налогового платежа, а также выявление необходимости проведения последующей выездной налоговой проверки.
Основанием для выезда уполномоченных лиц непосредственно на места является решение руководителя налогового органа. Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки строго регламентированы. В ходе проверки налогоплательщика у него может проводиться:
инвентаризация имущества;
осмотр (обследование) помещений и территорий;
изъятие документов;
При этом возможно привлечение экспертов, переводчиков, понятых для совершения ими процессуальных действий.
Достоверность фактов устанавливается двояко:
за счет формальных и арифметических проверок;
путем встречных документальных проверок контрагентов налогоплательщика.
Если у налоговых органов при проверках возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, они могут провести встречную проверку.
При проведении налогового контроля составляются протоколы; результаты выездной проверки оформляются актом. Форма и требования к составлению акта устанавливаются налоговыми органами. Налогоплательщик может не согласиться с положениями акта налоговой проверки, и в этом случае предусмотрены определенные процедуры налогового производства.
Право налогоплательщиков на защиту своих прав закреплено в Налоговом кодексе. Допустимые способы оспаривания неправомерных действий и решений налоговых органов по поводу проверок и взимания налогов предусматривают два способа защиты:
административный - это подача жалобы в вышестоящий налоговый орган;
судебный - подача искового заявления и судебное разрешение разногласий.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Каждый из указанных способов имеет свои недостатки и преимущества.
Достоинством административного способа является возможность уяснить точку зрения налогового органа по существу дела, а его недостатком — ведомственные интересы вышестоящего налогового органа.
Преимущество судебного разрешения конфликтов проявляется в четкости судебных процедур, относительной объективности рассмотрения спора. К одному из недостатков судебной защиты можно отнести достаточно высокие судебные издержки.
1.1 Понятие и виды налогового контроля.
В самом общем смысле контроль является специальным способом обеспечения законности. Говоря о контроле, необходимо прежде всего отграничить его от надзора. И надзор, и контроль толкуются как «проверка», «наблюдение с целью проверки»'. Однако понятие контроля шире понятия надзора.
Во-первых, если надзор касается только соблюдения законности, то для контроля соблюдение законности — лишь один из его аспектов. Не менее важным направлением контроля является целесообразность проверяемой деятельности.
Во-вторых, контроль построен на линейной (административной) или функциональной (в рамках определенной функции) власти. В отличие от контроля надзор не основан на отношениях власти и подчинения. В этом отношении весьма типичным является прокурорский надзор, предназначенный только для борьбы с нарушениями законности в целях обеспечения строгого и единообразного исполнения законов. При его осу-
ществлении проверяется не работа учреждений, предприятий, организаций, а исполнение ими правовых предписаний2. Контролю присуща также активная форма власти, которая позволяет не только выявлять нарушения законности, но и непосредственно устранять их.
Необходимо также отметить, что контроль является одним из элементов государственного управления.
Выделяют три вида контроля: общий, ведомственный (в рамках ведомства) и специализированный, касающийся определенной сферы деятельности.
Поскольку в ст. 1 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О государственной налоговой службе РСФСР»3 Государственная налоговая служба РСФСР определяется как единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, то о налоговом контроле следует говорить именно как о специализированном надведомственном контроле, а не о надзоре4.
Учитывая вышеизложенное, налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд.
Главной задачей налогового контроля является обеспечение экономической безопасности государства, поэтому основными методами налогового контроля должны быть прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, а уже затем — применение карательных санкций для общей и частной превенции возможных в будущем правонарушений.
Содержание государственного контроля состоит в следующем5:
а) наблюдение за функционированием подконтрольных объектов;
б) анализ собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка прогнозов;
в) принятие мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, нецелесообразных действий;
г) учет конкретных нарушений, выявление их причин и условий;
д) пресечение противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий и новых правонарушений;
е) выявление виновных и привлечение их к ответственности.
В полной мере данное положение относится и к налоговому контролю.
Виды налогового контроля определяют в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников (документальный и фактический)6.
Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками. Источниками данных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.
Периодический контроль — это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам. Задача такой проверки — установить, соблюдаются ли требования налогового законодательства, уплачиваются ли своевременно и в полной мере налоги, а также вскрыть нарушения и принять меры к их устранению.
Документальный контроль — это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).
Фактический контроль — это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, контрольной закупки, контрольной поставки и т. д.
Основной, наиболее эффективной формой налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков. Однако наряду с данной формой используются и другие — ведение налоговыми инспекциями оперативно-бухгалтерского учета, встречные проверки, получение информации от других лиц.
Говоря о налоговом контроле, можно отметить, что негосударственный налоговый контроль может осуществляться на уровне работников бухгалтерских служб предприятий (первичный контроль). Он сводится к обеспечению достоверности учета объемов произведенной и реализованной продукции, себестоимости, прибыли, стоимости имущества и других налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также к качественному составлению бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов. Осуществление такого контроля обусловлено как требованием законопослушности предприятий, так и мерами ответственности, предусмотренными за нарушения налогового законодательства. В мировой практике широкое распространение получил последующий аудиторский контроль. В нашей стране финансовая отчетность ряда предприятий также в обязательном порядке должна подвергаться аудиторской проверке. К ним относятся банки и иные кредитные организации, страховые компании, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, открытые акционерные общества и некоторые другие предприятия. Аудиторские фирмы в случаях, установленных законодательством, несут ответственность перед предприятиями, если последующие проверки налоговых инспекций установят нарушения законодательства и неправильное исчисление налогов.