Налоговый контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются одним из древнейших изобретений человечества. Прообразы принудительных платежей существовали еще в доклассовом обществе, а по мере оформления общества в государство стали использоваться в качестве основного средства для содержания органов государства и обеспечения его функций. Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении налоговых отношений, обеспечивающих его имущественные интересы.

Содержание работы

Введение………………………………….
1. Организация налогового контроля.
1.1. Понятие и виды налогового контроля.
1.2. Формы и методы налогового контроля.
1.3. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля.
2. Исследование методик оценки эффективности контрольной
работы налоговых органов.
3. Повышение качества и эффективности налогового
администрирования.
Заключение.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.docx

— 123.91 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Направление ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ И ФИНАНСОВОГО  

МОНИТОРИНГА.

 

 

                                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                                                                 Заведующий кафедрой

                                                                                            Дуванова Юлия Николаевна

                                                                                                                                                      (Подпись,  Фамилия, инициалы)

                                                                                                 «20»ноябрь 2014г.

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:  Налоги и налогообложения

(наименование  учебной дисциплины)

 

на тему: Налоговый контроль в РФ

 

 

 

                 Обозначение работы КР – 02068108

 

 

Студент                      20.10.14         Ржанова М.В.           380301с          76

                                                    (Подпись, дата)            (Фамилия, инициалы)                       (Группа)    (Шифр зачетной книжки)

 

Руководитель           Дуванова Юлия Николаевна     20.10.14           Ржанова М.В.

                                                                           (Подпись)                             (Дата)                                      (Фамилия, инициалы)

 

Работа защищена     20.10.2014г.                            

                                                                               (Дата)                                                      (Оценка)

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ – 2014   г.

 

          Тема 23. Налоговый контроль в РФ

 

Содержание

 

 

 

Введение………………………………….

1. Организация  налогового контроля.

1.1. Понятие  и виды налогового контроля.

1.2. Формы и  методы налогового контроля.

1.3. Налоговая  проверка как основная форма  налогового контроля.

2. Исследование  методик оценки эффективности  контрольной     

работы налоговых органов.

3. Повышение  качества и эффективности налогового 

администрирования.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги являются одним из древнейших изобретений человечества. Прообразы принудительных платежей существовали еще в доклассовом обществе, а по мере оформления общества в государство стали использоваться в качестве основного средства для содержания органов государства и обеспечения его функций. Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении налоговых отношений, обеспечивающих его имущественные интересы.

Налоговые отношения исключительно важны для функционирования государства и обеспечения его суверенитета, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. №1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Налоговый контроль  необходимо рассматривать с двух  основных аспектов:

организация налоговых проверок;

порядок защиты прав налогоплательщиков.

Налоговый контроль осуществляется:

государственными органами;

независимыми аудиторскими фирмами;

внутренними службами предприятий.

При этом цели и задачи государственного и негосударственного контроля различны.

Одной из основных форм проведения государственного налогового контроля является налоговая проверка. Согласно законодательству установлены налоговые проверки:

камеральные;

выездные.

Проведение налоговой проверки предусматривает определение:

субъекта;

объекта;

методики;

срока;

продолжительности;

порядка оформления ее результатов.

Камеральная налоговая проверка осуществляется в налоговом органе после поступления деклараций и бухгалтерских отчетов налогоплательщика, ее назначение — оценка достоверности налоговых расчетов. По результатам проверки возможно доначисление налогового платежа, а также выявление необходимости проведения последующей выездной налоговой проверки.

Основанием для выезда уполномоченных лиц непосредственно на места является решение руководителя налогового органа. Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки строго регламентированы. В ходе проверки налогоплательщика у него может проводиться:

инвентаризация имущества;

осмотр (обследование) помещений и территорий;

изъятие документов;

При этом возможно привлечение экспертов, переводчиков, понятых для совершения ими процессуальных действий.

Достоверность фактов устанавливается двояко:

за счет формальных и арифметических проверок;

путем встречных документальных проверок контрагентов налогоплательщика.

Если у налоговых органов при проверках возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, они могут провести встречную проверку.

При проведении налогового контроля составляются протоколы; результаты выездной проверки оформляются актом. Форма и требования к составлению акта устанавливаются налоговыми органами. Налогоплательщик может не согласиться с положениями акта налоговой проверки, и в этом случае предусмотрены определенные процедуры налогового производства.

Право налогоплательщиков на защиту своих прав закреплено в Налоговом кодексе. Допустимые способы оспаривания неправомерных действий и решений налоговых органов по поводу проверок и взимания налогов предусматривают два способа защиты:

административный - это подача жалобы в вышестоящий налоговый орган;

судебный - подача искового заявления и судебное разрешение разногласий.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Каждый из указанных способов имеет свои недостатки и преимущества.

Достоинством административного способа является возможность уяснить точку зрения налогового органа по существу дела, а его недостатком — ведомственные интересы вышестоящего налогового органа.

Преимущество судебного разрешения конфликтов проявляется в четкости судебных процедур, относительной объективности рассмотрения спора. К одному из недостатков судебной защиты можно отнести достаточно высокие судебные издержки.

 

 

 

 

1.1 Понятие и виды налогового  контроля.

В самом общем смысле контроль является специальным способом обеспечения законности. Говоря о контроле, необходимо прежде всего отграничить его от надзора. И надзор, и контроль толкуются как «проверка», «наблюдение с целью проверки»'. Однако понятие контроля шире понятия надзора.

Во-первых, если надзор касается только соблюдения законности, то для контроля соблюдение законности — лишь один из его аспектов. Не менее важным направлением контроля является целесообразность проверяемой деятельности.

Во-вторых, контроль построен на линейной (административной) или функциональной (в рамках определенной функции) власти. В отличие от контроля надзор не основан на отношениях власти и подчинения. В этом отношении весьма типичным является прокурорский надзор, предназначенный только для борьбы с нарушениями законности в целях обеспечения строгого и единообразного исполнения законов. При его осу-

ществлении проверяется не работа учреждений, предприятий, организаций, а исполнение ими правовых предписаний2. Контролю присуща также активная форма власти, которая позволяет не только выявлять нарушения законности, но и непосредственно устранять их.

Необходимо также отметить, что контроль является одним из элементов государственного управления.

Выделяют три вида контроля: общий, ведомственный (в рамках ведомства) и специализированный, касающийся определенной сферы деятельности.

Поскольку в ст. 1 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О государственной налоговой службе РСФСР»3 Государственная налоговая служба РСФСР определяется как единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, а также за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, то о налоговом контроле следует говорить именно как о специализированном надведомственном контроле, а не о надзоре4.

Учитывая вышеизложенное, налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд.

Главной задачей налогового контроля является обеспечение экономической безопасности государства, поэтому основными методами налогового контроля должны быть прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, а уже затем — применение карательных санкций для общей и частной превенции возможных в будущем правонарушений.

 

Содержание государственного контроля состоит в следующем5:

а) наблюдение за функционированием подконтрольных объектов;

б) анализ собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка прогнозов;

в) принятие мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, нецелесообразных действий;

г) учет конкретных нарушений, выявление их причин и условий;

д) пресечение противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий и новых правонарушений;

е) выявление виновных и привлечение их к ответственности.

В полной мере данное положение относится и к налоговому контролю.

Виды налогового контроля определяют в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников (документальный и фактический)6.

Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется в пределах отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристиками. Источниками данных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.

Периодический контроль — это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам. Задача такой проверки — установить, соблюдаются ли требования налогового законодательства, уплачиваются ли своевременно и в полной мере налоги, а также вскрыть нарушения и принять меры к их устранению.

Документальный контроль — это проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).

Фактический контроль — это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, контрольной закупки, контрольной поставки и т. д.

Основной, наиболее эффективной формой налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков. Однако наряду с данной формой используются и другие — ведение налоговыми инспекциями оперативно-бухгалтерского учета, встречные проверки, получение информации от других лиц.

Говоря о налоговом контроле, можно отметить, что негосударственный налоговый контроль может осуществляться на уровне работников бухгалтерских служб предприятий (первичный контроль). Он сводится к обеспечению достоверности учета объемов произведенной и реализованной продукции, себестоимости, прибыли, стоимости имущества и других налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также к качественному составлению бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов. Осуществление такого контроля обусловлено как требованием законопослушности предприятий, так и мерами ответственности, предусмотренными за нарушения налогового законодательства. В мировой практике широкое распространение получил последующий аудиторский контроль. В нашей стране финансовая отчетность ряда предприятий также в обязательном порядке должна подвергаться аудиторской проверке. К ним относятся банки и иные кредитные организации, страховые компании, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, открытые акционерные общества и некоторые другие предприятия. Аудиторские фирмы в случаях, установленных законодательством, несут ответственность перед предприятиями, если последующие проверки налоговых инспекций установят нарушения законодательства и неправильное исчисление налогов.

Информация о работе Налоговый контроль в РФ