Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:55, реферат
На Национальное налоговое управление, входящее в Министерство финансов, возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых и косвенных налогов и сборов. Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов.
Рассмотрим налоговый контроль в Японии.
Анализ налоговой системы Японии имеет особое значение, поскольку
ее налоговая система, как и экономика в целом, обладает исключительной
гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные
изменения как в экономической, так и в социальной сферах.
Налоговая система Японии сложилась еще в XIX веке. В современном
виде она функционирует, начиная с послевоенного времени, когда была
проведена налоговая реформа, названная по имени профессора Шоупа.
Основу налоговой системы Японии в настоящее время составляют госу-
дарственные и местные налоги. При этом 62% налоговых поступлений
дают государственные налоги, а остальные 38% - местные налоги. Зна-
чительная часть налоговых средств перераспределяется через государс-
твенный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов
в местные бюджеты.
Особенность зарубежного налогового законодательства состоит в том,
что в ряде стран уголовная ответственность за налоговые правонарушения установлена не нормами уголовных законов, а нормативными правовыми актами, входящими в систему налогового законодательства.
В Японии ответственность за налоговые преступления предусмотрена
в многочисленных актах так называемого уголовно-административного
законодательства - Законе о взимании государственных налогов 1959 года,
Законе о подоходном налоге 1947 года, Законе о налоге с юридических
лиц 1947 год
Особенностями налоговой системы Японии являются:
1) умеренный уровень налогового бремени (самый низкий уровень сре
ди развитых стран): доля налогов в национальном доходе Японии - 26%,
тогда как, например, в Великобритании - 40%, Франции - 34%;
2) высокий уровень местных налогов;
3) тенденция к увеличению доли косвенных налогов;
4) самая высокая среди
развитых стран доля
ло 50%);
5) заметная роль налоговых
льгот в повышении
мики и достижения целей экономической политики;
6) централизованный сбор налогов (в отличие, например, от США и
Канады).
Япония занимает среди развитых стан первое место по уровню нало-
гообложения доходов и последнее - по уровню налогообложения потреб-
ления.
На Национальное налоговое управление, входящее в Министерство финансов, возложены все функции по начислению, сбору и пресечению случаев уклонения от уплаты всех общегосударственных прямых и косвенных налогов и сборов. Исключение составляют лишь таможенные пошлины и корабельные сборы, относящиеся к компетенции Министерства финансов.
Помимо обще государственных взимаются также и местные налоги: префектуральные и муниципальные. В организационном плане ННУ состоит из центрального аппарата, одиннадцати региональных налоговых бюро, региональной налоговой инспекции о. Окинава и 524 налоговых инспекций, Налогового колледжа и Национального налогового трибунала, где происходит обжалование правильности начисления налогов. Структурно как центральный аппарат, так и региональные налоговые бюро и инспекции на местах имеют идентичное функциональное построение и представлены тремя основными департаментами: по налогообложению, сбору, проведению проверок и криминальному расследованию случаев уклонения от их уплаты. По целевому назначению 68% сотрудников занимаются вопросами начисления налогов, 15% - сбором налогов и 17% - управлением и координацией.
Важно отметить, что в помощь налогоплательщику Японии помимо государственных программ по информированию о требованиях налогового законодательства с 1951 года действует институт уполномоченных налоговых консультантов. Организационно они объединены в профессиональные ассоциации, тесно сотрудничающие с Национальным налоговым управлением, и на коммерческой основе выполняют всю практическую работу по начислению налогов и подаче документов как юридических, так и физических лиц.
Налоговая система Японии, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном установление ведется местным парламентом. Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам.
Первая — это прямые подоходные налоги как с юридических, так и физических лиц. Вторая — прямые налоги на имущество. Третья — прямые и косвенные потребительские налоги. Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.
Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридических и физических лиц. Он равен 56,4% всех налоговых поступлений. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48%, подоходный налог префектуры в размере 5% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли, и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4,12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектуры. Его ставка — 10,71%.
В суммарном итоге в доход
бюджета изымается почти
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10%, 20, 30, 40 и 50%. Кроме того, подоходный налог префектуры по трем ставкам: 5, 10 и 15%. Помимо этого существуют местные подоходные налоги.
Ко второй группе налогов относятся налоги на имущество, которые юридические и физические лица вносят в отличие от России по одинаковой ставке. Обычно это 1,4% от стоимости имущества. Переоценка его производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. Налоги уплачиваются также в момент перехода собственности от одного владельца к другому, т. е. при приобретении или продаже имущества.
Третья группа- потребительский налог взимается в размере 3% цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем.
Налоговой контроль. В Японии сложилась система "синих" деклараций, которые, как лакмусовая бумажка, отражают степень доверия налоговых властей к исправным плательщикам взносов в бюджет. Обладание правом заполнять синие бланки налагает на них особую ответственность, но, с другой стороны, дает определенные льготы по сравнению с другими декларантами. Ответственность заключается в ведении бухгалтерских книг и постоянных бухгалтерских счетов, соответствующих определенным стандартам. Таким видом доверия у налоговых органов пользуются в настоящее время 50% налогоплательщиков - физических и юридических лиц.
Методы проверки, имеющиеся в арсенале налоговых органов Японии, различны в зависимости от типа и масштаба контролируемого бизнеса. Они могут проводиться как по месту нахождения налогоплательщика, так и на территории налогового органа. Проверкам подвергаются, как правило, крупные корпорации или лица, ведущие роскошный образ жизни, не соответствующий их официальным доходам.
В случае возникновения обоснованных
подозрений в уклонении от уплаты
налога или сокрытии части дохода
проводится проверочное расследование
обстоятельств нарушения
Наряду с довольно жесткой системой
налогового контроля, законодательством
Японии созданы эффективные механизмы
защиты законных интересов налогоплательщиков.
Первичное обращение
Начисление и виды налогов
Действующая в настоящее время
налоговая система Японии сформировалась
в 1950-е годы, претерпев в последующий
период незначительные организационные
и законодательные изменения.
В настоящее время в Японии действует около 50 разных налогов. Как и в других странах, они подразделяются на центральные и местные, прямые и косвенные, обычные и целевые.
Основу всех налоговых поступлений в госбюджет — около 70% — составляют подоходный налог и налог с юридических лиц. Подоходный налог взимается со всех видов доходов, которые получают частные лица.
Налог с юридических лиц взимается с доходов от предпринимательской деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, пенсионных фондов и т.д.
Налог на наследство взимается при получении наследства от умершего человека.
Налог на дарение взимается при получении подарка от частного лица, этот налог дополняет налог на наследство.
Потребительский налог взимается в размере 3% цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем. Потребительским налогом не облагаются операции по купле-продаже земли, услуги коммунальных служб, плата за поступление в школу и обучение, плата за профилактический осмотр у врача, плата за погребение и некоторые другие.
Есть также несколько особых видов косвенных налогов, например цена алкогольных напитков включает в себя 44% налог.
Существует местный
За один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.
Владелец автомобиля вынужден платить целую уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес.
Из местных налогов
наиболее важным является так называемый
налог на право проживания. Им облагается
доход как физических, так и
юридических лиц за предыдущий год.
Причем его должны платить даже те,
кто не имеет ни работы, ни дохода
в текущем году, но имел доход
в прошедшем. Человек, обязанный
уплатить подоходный налог, должен сам
подсчитать свой доход за период с 1
января по 31 декабря и соответствующую
сумму налога и сообщить эти сведения
в местное налоговое
Затраты по каждому из этих
видов доходов учитываются по-
По сравнению с другими странами, в Японии ставки налогов выше. Так, даже после налоговой реформы 1988 г., упростившей шкалу налогов и снизившей процент, максимальная ставка центрального подоходного налога составляет 50% (при доходе свыше 30 млн. иен). Если к нему еще прибавить 15% налог на проживание, то в сумме получается 65%, в то время как в США максимальная ставка составляет всего 28%.
Сведения о доходах
юридических лиц заносятся в
установленную форму и
Налог с юридических лиц составляет 37,5% для обычных компаний и 28% для малого бизнеса (компании с капиталом менее 100 млн. иен и годовым доходом менее 8 млн. иен).
У обычных служащих налоги
вычитаются при расчете зарплаты.
Если других доходов нет, то декларацию
можно не подавать. Ежегодный доход,
однако, при этом не должен превышать
15 млн. иен. Если размер налогов, взятых
при расчете зарплаты, и реальная
сумма налогов, которая должна быть
уплачена, не совпадают, в конце года
проводится корректировка в