Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), за соблюдением законодательства о налогах и сборах:
- налогоплательщиками;
- налоговыми агентами;
- плательщиками сборов.

Файлы: 1 файл

Налоговый контроль.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

    Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных органов по контролю,     установленному Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), за соблюдением законодательства о налогах и сборах:

- налогоплательщиками;

- налоговыми агентами;

- плательщиками сборов.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов  посредством:

- налоговых проверок;

- получения объяснений  налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сбора;

- проверки данных учета  и отчетности;

- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

 

Налоговый контроль – это  установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Содержание налогового контроля включает:

-         наблюдение за подконтрольными объектами;

-         прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

-         принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

-         выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Виды налоговых проверок по различным основаниям:

I.                   По форме проведения:

-  камеральные

-  выездные

II.                По срочности:

-  плановые

-  внеплановые

III.             По способу контроля:

-  сплошные

-  выборочные

IV.            По методу установления достоверности:

-  формальные и арифметические

-  встречные

Процессуальные правила  и условия проведения налоговых  проверок закреплены в статьях 87-89 Налогового кодекса РФ.

Для налоговой проверки установлено ограничение в виде трехгодичного периода деятельности налогоплательщика, предшествовавшего году проведения проверки. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки регулируются статьей 88 Налогового кодекса  РФ. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и необходимых документов.

Основными задачами камеральной проверки являются:

-         визуальная проверка правильности оформления бухгалтерских отчетов;

-         проверка правильности составления расчетов по налогам;

-         логический контроль и взаимная увязка показателей, содержащихся в отчетности и налоговых расчетах;

-         предварительная оценка достоверности бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов.

Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или  противоречия между сведениями, содержащимися  в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения  руководителя налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одними тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При про ведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.

 

Налоговый контроль состоит  из следующих элементов:

  1.  
    что проверяют, обозначает субъект контроля;
  2.  
    кого проверяют – объект контроля;
  3.  
    что проверяется – предмет контроля;
  4.  
    для чего проверяется – цель контроля;
  5.  
    как проверяется – методы контроля

Субъектами налогового контроля выступают органы налоговой службы государства, которые пользуются исключительным правом на проведение налоговых проверок. 
 
Объектами налогового контроля являются лица, на которые налоговым законодательством возложены юридические обязанности. 
 
Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемым лицом обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством. 
 

Целью налогового контроля является :

  1.  
    выявление фактов нарушения налогового законодательства или некачественного исполнения участником налогового правоотношения своих обязанностей;
  2.  
    выявление виновных и привлечение их к установленной юридической ответственности;
  3.  
    устранение нарушений налогового законодательства;
  4.  
    защита материальных интересов государства в виде принятия мер по взысканию недоимки;
  5.  
    предупреждение нарушений налогового законодательства.

 
Под методами налогового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления . 
 
Налоговый контроль можно классифицировать по различным основаниям:

  •  
    По форме своего осуществления налоговый контроль подразделяется на :
  1.  
    непосредственный контроль;
  1.  
    опосредованный контроль .

Непосредственный  налоговый контроль характеризуется тем, что проверка ведется на самом объекте контроля и проверяющие изучают и анализируют первичную документацию, относящуюся к налоговому учету. 
Опосредованный налоговый контроль характеризуется тем, что субъект контроля и объект контроля не вступают в непосредственный контакт, т.е. проверка носит заочный характер и проверяющие лица имеют дело с отчетной документацией. 
По времени своего осуществления налоговый контроль подразделяется на :

  1.  
    предварительный;
  2.  
    текущий;
  3.  
    последующий.

Предварительный налоговый контроль осуществляется до совершения какого-либо финансового мероприятия. В ходе этого контроля выясняется вопрос, будет ли предполагаемое действие законным. Задача предварительного налогового контроля состоит в том, чтобы не допустить нарушений налоговой дисциплины. 
 
Текущий налоговый контроль осуществляется в процессе производства какого-либо финансового мероприятия. В ходе его выясняется вопрос, является ли производимая операция законной. Задача текущего контроля состоит в том, чтобы пресечь нарушение налоговой дисциплины. 
 
Последующий налоговый контроль осуществляется после истечения срока, предоставленного для исполнения той или иной налоговой обязанности. В ходе его выясняется вопрос, была ли эта обязанность выполнена. 


Информация о работе Налоговый контроль