В настоящее время в
условиях развивающегося гражданского
оборота и полной экономической
самостоятельности хозяйствующих
субъектов методы и формы осуществления
контрольной деятельности в сфере
налогообложения значительно трансформировались,
приобрели юридическую значимость
и нашли закрепление в налоговом законодательстве.
Сегодня неправильный выбор тех или иных
форм, приемов и способов осуществления
налогового контроля, а также несоблюдение
регламентированного законодательными
актами порядка осуществления контрольной
деятельности может привести к значительным
правовым последствиям, например к отмене
решений, принятых на основании неправомерно
полученных результатов налогового контроля,
к признанию недействительными ненормативных
актов контролирующих органов, к взысканию
ущерба, причиненного в результате неправомерных
действий уполномоченных лиц, и т.д. Деятельность
налоговых и других уполномоченных органов
вводится в соответствии с Налоговым кодексом
в рамках правовой процессуальной формы.
Впервые в законодательной практике регламентируются
инструментарий и формы налогового контроля,
определены понятие и содержание налоговых
проверок, их специфические особенности
применительно к различным задачам и объектам
налогового контроля, при этом все действия
налоговых органов имеют правовое основание.
Осуществление налогового контроля
на практике происходит в рамках контрольно-процессуальной
деятельности соответствующих органов,
которые используют конкретные правовые
формы и методы налогового контроля.
Закрепление форм и методов осуществления
контрольной деятельности на должном
законодательном уровне имеет важное
значение для регулирования отношений
между органами и налогоплательщиками.
Необходимо отметить, что
вопрос об определении методов и
форм налогового контроля и их соотношении
продолжает оставаться дискуссионным.
Так, Налоговый кодекс определил
формы проведения налогового контроля,
причем некоторые из них ранее обычно
относили к методам осуществления налогового
контроля (например, осмотр помещений
и территорий)2.
Форма проведения налогового
контроля представляет собой внешнее
выражение практической реализации
контрольной деятельности налоговых
органов.
Налоговый кодекс устанавливает
следующие формы проведения налогового
контроля (ст. 82 НК РФ):
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы.
Специально-правовые методы
налогового контроля представляют собой
совокупность способов изучения объекта
и предмета налогового контроля. К
специально-правовым методам налогового
контроля можно, в частности, отнести
визуальный осмотр, арифметическую и
формальную проверку документов, сопоставление
данных, выборочный и сквозной методы
проверки документов и т.д.
В последнее время в
области правового регулирования
методов и форм контрольной деятельности
появилась новая правовая форма
регламентации контроля – стандарты
контрольной деятельности. Стандарты
контрольной деятельности устанавливают
основные единые принципы проведения
контроля и требования к проведению
контроля соответствующими органами.
Очень часто стандарты определяют
требования к профессиональной квалификации
инспекторов, правовому и документальному
обеспечению проверок, оформлению результатов
(доказательств), действиям контролирующих
органов3. Такие стандарты разрабатываются
и применяются контрольными органами
во многих странах мира. В России в настоящее
время наиболее динамично развивается
«стандартизация» аудиторской деятельности4.
На наш взгляд, стандартизация деятельности
органов, осуществляющих налоговый контроль,
также была бы очень эффективной для обеспечения
единообразного применения норм налогового
законодательства.
III. Понятие, основные
элементы и виды налогового
учета
В Налоговом кодексе РФ
впервые урегулированы в систематизированном
виде общие положения налогового
учета. Налоговый учет является тем базисом,
на котором начинают выстраиваться отношения
между налогоплательщиками и налоговыми
органами, поскольку без постановки на
налоговый учет, т.е. без предоставления
в налоговые органы соответствующей информации,
налоговые органы не имеют реальной возможности
осуществить в отношении такого налогоплательщика
мероприятия налогового контроля и, как
следствие, привлечь такого налогоплательщика
к ответственности. Таким образом, осуществление
налогового учета является важнейшим
видом деятельности налоговых органов.
В результате его осуществления налоговые
органы получают информацию, необходимую
для проведения налоговых проверок: юридический
адрес, адрес фактического места жительства
налогоплательщика, сведения о руководителях
и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика
и другое.
Налоговый учет – это комплекс установленных
налоговым законодательством мероприятий,
осуществляемых налоговыми органами с
целью регистрации всех налогоплательщиков
(или налоговых агентов) в налоговых органах
и аккумулирования сведений о налогоплательщиках
в едином государственном реестре налогоплательщиком.
Налоговый учет проводится
только в отношении налогоплательщиков
(организаций и физических лиц) или
налоговых агентов. Плательщики
сборов не подлежат постановке на налоговый
учет, поскольку Налоговый кодекс
не содержит норм по учету плательщиков
сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие
Налогового кодекса в части осуществления
налогового учета на плательщиков сборов
не распространяется.
Филиалы и обособленные подразделения
организаций не являются самостоятельными
налогоплательщиками или налоговыми
агентами, в связи с чем они также не
подлежат постановке на налоговый учет.
По месту нахождения филиалов и обособленных
подразделений в качестве налогоплательщиков
обязаны встать на налоговый учет организации,
в состав которых входят данные филиала
и обособленные подразделения.
Общими характеристиками
осуществления налогового учета
являются:
- налоговый учет осуществляется в целях проведения налогового контроля (ст. 83 НК РФ);
- налоговый учет осуществляется налоговыми органами;
- налоговый учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога, т.е. налоговый учет носит общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;
- налоговый учет одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;
- НК РФ установлены основные элементы налогового учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет и др.);
- Налоговый учет является основой для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика – ИНН);
- За нарушение порядка налогового учета установлена ответственность по налоговому законодательству.
При проведении налогового
учета налоговые органы руководствуются
следующими принципами:
- Принцип единства налогового учета на всей территории Российской Федерации предполагает единообразное осуществление налогового учета на всей территории РФ, существование единого реестра налогоплательщиков на территории РФ и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории РФ идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
- Принцип множественности налогового учета, т.е. постановка на налоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по разным основаниям.
- Принцип «территориальности» налогового учета предполагает, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налогом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.).
- Заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц.
- Принцип соблюдения налоговой тайны в отношении сведений, получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за исключением сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов.
- Принцип всеобщности налогового учета предполагает обязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет применение мер ответственности.
Налоговый учет можно разделить
на виды в зависимости от объектов
налогового учета:
- Налоговый учет организаций;
- Налоговый учет физических лиц.
Налоговый учет имеет несколько
основных составляющих элементов:
- Субъекты налогового учета;
- Объекты налогового учета;
- Основания налогового учета;
- Место постановки на налоговый учет;
- Порядок и сроки постановки на учет, переучет и снятие с учета;
- Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.
3.1. Субъекты и
объекты налогового учета
Субъектами налогового учета
являются органы, наделенные властными
полномочиями по осуществлению в
отношении налогоплательщиков налогового
учета и ведению соответствующего
реестра, т.е. налоговые органы (ст. 83,
84 НК РФ).
Таможенные органы в пределах
своей компетенции также, как
и налоговые органы, осуществляют
налоговый контроль за соблюдением
налогового законодательства в порядке,
установленном главой 14 НК РФ, которая
предусматривает осуществление налогового
учета (ст. 83, 84 НК РФ). Однако таможенные
органы не наделены законодателем полномочиями
по проведению налогового учета. Осуществление
организациями и физическими лицами внешнеэкономической
деятельности не является законодательно
установленным основанием налогового
учета. Учет участников внешнеэкономической
деятельности, осуществляемый таможенными
органами, не будет являться налоговым
учетом, и налоговые санкции за нарушение
порядка такого учета применяться не должны.
Объектом налогового учета
являются действия (бездействие) организаций
и физических лиц по предоставлению
информации, необходимой для постановки
на налоговый учет, переучета или
снятия с налогового учета, а также
для формирования Единого государственного
реестра налогоплательщиков5.
3.2. Основания налогового
учета
Основания налогового учета
– это юридические факты, с
которыми Налоговый кодекс связывает
обязанность лица осуществить действия
по постановке на налоговый учет, переучету
или снятию с налогового учета.
Основаниями постановки на
налоговый учет являются:
- государственная регистрация юридического лица;
- государственная регистрация физического лица в качестве предпринимателя без образования юридического лица;
- выдача физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой;
- государственная регистрация физического лица по месту жительства;
- рождение физического лица;
- создание филиалов, представительств и обособленных подразделений организаций;
- обладание недвижимым имуществом и транспортными средствами, подлежащими налогообложению.
Основаниями для переучета
и снятия с налогового учета являются:
- Изменением юридического адреса и государственная перерегистрация организации;
- Изменение места жительства физического лица;
- Ликвидация (банкротство) организаций;
- Ликвидация филиала и обособленных подразделений организации;
- Ликвидация статуса (банкротство) предпринимателя без образования юридического лица;
- Отзыв лицензии на занятие частной практикой у физического лица;
- Прекращение или утрата права собственности на недвижимое имущество или транспортные средства, подлежащие налогообложению (отчуждение имущества, уничтожение или потеря имущества и т.д.).
VI. Налоговые проверки:
понятие, виды и общие правила проведения
налоговых проверок
Налоговые проверки являются
главной и наиболее эффективной
формой осуществления налогового контроля.
Налоговая проверка представляет
собой совокупность специальных
приемов налогового контроля, применяемых
уполномоченными органами с целью
установления достоверности и законности
отражения объектов налогообложения
и порядка уплаты налогов и
сборов в документах, отчетах, бухгалтерских
балансах и других носителях информации.
В ходе налоговых проверок осуществляется
всестороннее изучение финансово-хозяйственных
операций организаций или физических
лиц с объектами налогообложения.
Поведение налоговых проверок
всегда в определенной степени является
«вторжением» в хозяйственную деятельность
проверяемых организаций. В ходе
реализации налоговыми органами своих
контрольных полномочий возникает
непосредственное взаимодействие или
столкновение интересов представителя
государства, которым является должностное
лицо налогового органа, проводящее проверку,
- с одной стороны, и должностных
лиц организции-налогоплательщика
(или индивидуального предпринимателя)
– с другой стороны. Поэтому для установления
сбалансированности интересов обеих сторон
в налоговом контрольном правоотношении
необходимо было определить правовой
статус сторон при проведении налоговых
проверок, а также последовательность
их действий, что и было установлено в
Налоговом кодексе РФ. С правовой точки
зрения установление в кодифицированном
акте последовательности действий сторон
с одновременным определением правового
статуса участников этих действий может
рассматриваться как придание процессуальной
формы действиям сторон соответствующих
контрольных правоотношений.