Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. Но, к сожалению, в практике работы юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин.
Введение 3
Основная часть
I. Организация налогового контроля 5
1.Правовая база 5
2.Формы и методы налогового контроля 7
II. Пути совершенствования налогового контроля 12
Заключение 15
Список использованной литературы 17
зависимости от места проведения проверки на проверки с выходом в
организации и проверки без выхода в организацию.
Проверки без выхода в организацию могут быть целесообразными в следующих
случаях:
4 если организация, сообщившая
в установленном
своей ликвидации, не имеет уже фактического адреса местонахождения, а
необходимые для проверки документы находятся у кого-либо из ответственных
руководителей по домашнему или другому адресу;
4 при отсутствии возможности
организовать проверку на
- отсутствие административных помещений, помещение опечатано
правоохранительными органами, наличии опасности для жизни и здоровья
проверяющего и т.п.;
4 если налогоплательщик
документов незначителен.
Такие проверки затягиваются по времени, поэтому необходимо стараться, чтобы
проверка проводилась все-таки с выходом в организацию.
В ходе документальных проверок сотрудники налоговой инспекции для
осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства используют
в работе определенные приемы. Анализ нарушений налогового законодательства
показывает, что они в большей части связаны с подлогами в первичных и иных
бухгалтерских документах. Выявить их можно путем специального исследования
данных учета. Подлоги в документах внешне обнаруживаются в таких формах, как
противоречия в содержании отдельного документа, нескольких взаимосвязанных
документов, а также отклонения от обычного порядка движения ценностей.
Для установления каждой из указанных форм противоречий применяются свои приемы
исследования. Так могут применяться формальн
нормативная проверка.
Формальная проверка - проводится внешний осмотр документа, проверяется
наличие в нем всех необходимых реквизитов, каких либо посторонних записей,
пометок.
При арифметической проверке контролируется правильность подсчета
итоговых сумм в документе как по горизонтали, так и по вертикали. При проверке
расчетов по налогам арифметическая проверка дает возможность проверить
правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например,
налогооблагаемой прибыли, суммы налога и т. п. В формах расчетов обычно
указывается порядок расчета показателей.
Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения
соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод
позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты
необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных
норм, неправильного применения ставки налога и т. п.
Именно с помощью данных приемов исследования отдельного документа при
выявлении нарушения налогового законодательства можно выявить ошибки при
определении объекта налогообложения и расчете сумм налога.
К приемам исследования нескольких документов, отражающих одну и ту же или
взаимоувязанные операции, относятся встречная проверка и метод взаимного
контроля.
Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того
же документа. Он применяется для документов, оформленных в нескольких
экземплярах - накладные, счета-фактуры и т. п. Экземпляры документа находится
либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В
условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют
одно и тоже содержание. Не совпадение каких-либо показателей или отсутствие
одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии доходов от
налогообложения.
Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование
различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные
операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, информация об одних
и тех же операциях отражается в различных документах.
В результате таких исследований выявляются не подтвержденные документами
операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции.
На предприятиях, ведущих лишь суммовой учет реализации товаров, одним из
эффективных приемов выявления признаков укрытия доходов от налогообложения
является контрольное сличение остатков. С помощью этого приема в ряде
случаев можно документально выявить поступление неучтенных товаров. Для его
применения сотруднику налоговой инспекции необходимо иметь по проверяемому
объекту инвентаризационные описи на начало и конец периода и документы на
оприходование и отпуск товаров. При изучении этих документов составляется
таблица, в которой отражаются: остатки товаров на начало и конец периода,
приход и расход товаров. Сущность приема контрольного сличения остатков
заключается в сравнении максимально возможного остатка, который исчисляется
путем сложения остатка товара на начало периода и прихода и вычитания
документированного расхода, с остатком по описи на конец изучаемого периода.
Негативным признаком является превышение фактического остатка над максимально
возможным. Следует иметь в виду, что выявленные изменения могут быть вызваны и
случайными ошибками в документах.
Таким образом, существует множество
разнообразных методов
налогового контроля, но все-таки необходимо продолжать совершенствовать формы
и методы налогового контроля, учитывая при этом зарубежный опыт,
адаптированный к нашим российским условиям.
II. Пути
совершенствования налогового
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой
инспекции является совершенствование действующих процедур контрольных
проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового
контроля являются:
ý наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения
документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное
направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов
налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок
при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких
налогоплательщиков, вероятность
обнаружения налоговых
представляется наибольшей;
ý применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок,
основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной
стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной
законодательной базе, предоставляющей
налоговым органам широкие
сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных
налогоплательщиков;
ý использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей
объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно
распределить нагрузку при планировании контрольной работы.
Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных
проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений
налогового законодательства, характерных для современной России. Система
отбора, о которой говорили выше наиболее эффективна, так как использует два
способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок:
случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить
документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику
налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных
проверок, а также проведение целенаправленной выборке налогоплательщиков, у
которых вероятность обнаружения
налоговых нарушений
высокой.
Первоочередной задачей
совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным
выглядит продолжение
законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Как я
указывал выше, результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее
продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений
от таких проверок.
Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки
предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с
момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют
проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также
достоверность текущего учета.
Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является
проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается
результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность
которых состоит в выезде сотрудников
отделов одной налоговой
территорию другой инспекции.
Особенно актуальным представляется применение косвенных методов исчисления
налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в
условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения применяемых
российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как
показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в
настоящее время получили мировое
распространение факты
налогоплательщиков от уплаты налогов
посредством неведения
учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают
невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность
работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных
механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и
кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского
учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для
исчисления налоговых
налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех
случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод,
что указанные документы
не представляет налоговым органам права производить исчисления
налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о
налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности
и в налоговых декларациях. Налоговый кодекс РФ представляет налоговым органам
право в случаях учета определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет,
расчетным путем на основании данных его аналогичным плательщиком. Но право
использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не
применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и
сведения заведомо искаженные.
Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов
является общепринятой в мировой практике. Например, в Германии
законодательство прямо
существующая в этой стране судебная
практика свидетельствует о
признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на
применении косвенных методов исчисления.
Наиболее распространенными из них являются следующие:
Метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления
налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:
1) учет изменения имущественного положения за отчетный период;
2) учет произведенного и личного
потребления за отчетный
Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного
потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный
период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается
вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный
период.
Метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный
метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж
с затратами на производство.
Основной задачей
является повышение его
улучшения работы с кадрами.
Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых
инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность такой оценки,
состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного
предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а
также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору защитывается
определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый
инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов.
Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его