Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Налоговый контроль как основной способ управления налогообложением
1.1. Правовое регулирование налоговых проверок
1.2. Организация проведения налоговых проверок
Глава 2. Формы налогового контроля
2.1. Учет налогоплательщиков (регистрация предприятий)
2.2. Выездные налоговые проверки
2.3. Камеральные налоговые проверки
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Cодержание

 

Введение

Глава 1. Налоговый контроль как основной способ управления налогообложением

  1.1.  Правовое регулирование  налоговых проверок

  1.2. Организация проведения  налоговых проверок 

Глава 2. Формы налогового контроля

  2.1. Учет налогоплательщиков (регистрация предприятий)

  2.2. Выездные налоговые  проверки

  2.3. Камеральные налоговые проверки

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление  налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Налоговый контроль является составной частью финансового и  одним из видов государственного контроля. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (в ред. от 18 июля 2001 г.) установлено, что государственный финансовый контроль включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.

В целях объективной  оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует  рассматривать в двух аспектах: узком и широком.

В широком смысле налоговый  контроль - это совокупность мер  государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной  государственной финансовой политики экологическую безопасность России и соблюдение государственных и  муниципальных фискальных интересов.

В узком смысле налоговый  контроль - это контроль государства  в лице компетентных органов за законностью  и целесообразностью действий в  процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Налоговый контроль представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально-обязанных лиц. Поскольку налоговый контроль является разновидностью государственного, он имеет все сущностные черты последнего. В то же время ему присущи некоторые специфические черты, заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля и подконтрольных лиц, целей и задач, а также форм и методов. Специфика налогового контроля зависит от сфер финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, видов налогов, правового статуса налогоплательщика и т.д.

Актуальность работы заключается  в том, что с помощью налогов  государство достигает относительного равновесия между общественными  потребностями и ресурсами для их удовлетворения. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития и вытекает из функций и задач государства, выполнение которых требует средств. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и других функций.

Налоги позволяют государству  решать различные социальные и другие общественные задачи, в том числе  и задачу выравнивания уровня доходов своих граждан. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями государства, хозяйствующих субъектов и граждан по поводу формирования государственных финансов.

Цель данной работы - проанализировать систему, формы налогового контроля.

      Для  достижения поставленной цели  решаются следующие задачи:

1. Изучить правовые  основы налогового контроля;

2. Рассмотреть особенности  учета налогоплательщиков;

3. Проанализировать формы  налогового контроля;

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении раскрывается актуальность данной работы, цель и поставленные задачи. Первая глава «Налоговый контроль как основной способ управления налогообложением» раскрывает перечень основных нормативно-правовых актов регулирующих порядок проведения налоговых проверок, основные виды проверок и др. а также понятие налогового контроля, его формы, сферы, правовые положения. Вторая глава «Формы налогового контроля» раскрывает сущность учета налогоплательщиков (регистрация предприятий), камеральных и выездных проверок. В заключении подводится итог по данной работе и делается  вывод о налоговом контроле в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Налоговый контроль как основной способ управления налогообложением

1.1.  Правовое регулирование налоговых проверок

 

Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ.

Налоговый контроль является одним из элементов государственного налогового администрирования. Его  цели и основные задачи имеют четко  выраженный налоговый характер, а  их непосредственное достижение и руководство  самим процессом налогового контроля становятся возможным посредством реализации взаимосвязанной системы мероприятий и процедур, действий и операций, приемов, способов и методик контрольного, проверочного, аналитического и процессуального характера.1

Одной из форм указанного контроля является проведение налоговыми инспекциями проверок соблюдения юридическими и физическими лицами налогового законодательства.

Нормы налогового законодательства, регулирующие порядок проведения налоговых  проверок содержатся в различных  нормативно - правовых актах.  Нормы законодательства, регламентирующие процедуру проведения налоговых проверок, будучи разбросанными по различным правовым актам, и принимавшиеся в различные периоды становления и развития налоговой системы и законодательства РФ в целом, не представляют собой единого целого. Указанное обстоятельство приводит к противоречиям между отдельными нормами этой части налогового законодательства, что отрицательно сказывается на соблюдении законности при проведении налоговых проверок и значительно снижает качество и эффективность работы налоговых органов.

В нормативно - правовых актах налогового законодательства указываются различные виды налоговых  проверок, однако не всегда за указанием  на тот или иной вид проверки следует  его определение или ссылка на такое определение. У налогоплательщика, который не слишком глубоко изучил налоговое законодательство, естественно, возникает потребность определить для себя, в чем состоит разница между отдельными видами налоговых проверок.

Налоговые проверки подразделяются на камеральные и документальные, сплошные (комплексные) и выборочные (тематические).

Документальная проверка проводится в месте нахождения проверяемой  организации.

Камеральная проверка проводится на стадии подготовки к документальной на основании отчетности, предоставляемой проверяемыми организациями в налоговые органы, и информации о фактически внесенных налогоплательщиками налоговых и других обязательных платежах.

При сплошном способе  проверяются все документы и  записи в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются в основном кассовые и банковские операции, расчеты с поставщиками, покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторам, а также и другие участки деятельности организации, проверяются этим способом в случаях, указанных в программе проверки.

При выборочном способе  проверяется часть первичных  документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой устанавливаются  серьезные нарушения налогового законодательства, то проверка на данном участке деятельности организации проводится сплошным способом.

Субъектами налоговых  проверок являются министерства и ведомства, юридические лица, граждане РФ, иностранные  граждане, лица без гражданства.

Должностные лица налоговых  органов осуществляют проверки на основании письменного поручения руководителя государственной налоговой инспекции на право проведения проверки конкретного налогоплательщика при предъявлении служебного удостоверения, а при необходимости - соответствующей формы допуска. Перепроверка предприятий работниками вышестоящего налогового органа производится при предъявлении служебного удостоверения.

Следует отметить, что  минимальный срок между проведением  проверок законодательством не установлен, что позволяет различным контрольным  органам, в том числе, и налоговым, проводить проверки с такой частотой, которая нарушает нормальную работу проверяемой организации. Необходимо признать наличие таких пробелов в налоговом законодательстве недопустимым.

Предельный срок документальной проверки - 30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешения руководителя государственной налоговой инспекции или его заместителя.

 

1.2. Организация проведения налоговых проверок 

 

Налоговый контроль как  вид деятельности уполномоченных государственных органов можно структурировать, выделив следующие основные его элементы: субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган); объект контроля; формы и методы (методики) контроля; документы налогового контроля, мероприятия налогового контроля и порядок их осуществления. Ввиду того, что система элементов налогового контроля постоянно совершенствуется, усложняется и наполняется новыми свойствами, с течением времени в качестве самостоятельных могут выделиться и иные элементы налогового контроля. Весь перечисленный комплекс элементов налогового контроля является предметом налогового правового регулирования.2

Взаимодействие государства  в лице своих уполномоченных органов  с налогоплательщиками, плательщиками  сборов или налоговыми агентами при  осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений – контрольных налоговых правоотношений. При этом для контрольных налоговых правоотношений характерно то, что они являются по существу управленческими правоотношениями, которые в конечном итоге призваны обеспечить надлежащую реализацию других общественных отношений – налоговых правоотношений имущественного характера, связанных с осуществлением налоговых изъятий. Контрольные налоговые правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и т.д.

В процессе осуществления  налогового контроля государственные  налоговые инспекции руководствуются  определенным перечнем нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере налогообложения. Данный перечень содержит сотни наименований, они изменяются и дополняются в связи с переменами в экономической и политической ситуации в стране.

Несомненно, на первом месте стоит  Конституция РФ. Содержащие в основном законе стране нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. В частности, определяются субъекты налогообложения и их гарантии, компетенция органов власти РФ в сфере налогового регулирования и законотворчества.

Как показывают наши исследования, нормы, закрепленные в Конституции РФ, детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

В условиях России, где налоговые  законы, зачастую, не прямого действия и допускается их толкование исполнительными  органами власти и от лица Министерства финансов России и Федеральной налоговой  службы, в отношениях с налогоплательщиками  возникают отдельные проблемы. В связи с этим, важное значение приобретает работа по глубокому изучению нормативных актов субъектами налогового контроля, разъяснению их среди налогоплательщиков.3

Федеральные законы о налогах были приняты одновременно с принятием  Закона «Об основах налоговой системы». В частности, к таким законам относятся Закон «О налоге на налоге на прибыль с предприятий», «Об акцизах», и т. д. Таким образом, к каждому налогу принят соответствующий закон. Данная категория нормативных актов постоянно меняется в зависимости от изменения налоговой политики государства.

Законы о федеральных и других налогах не исчерпывают правовую основу осуществления налогового контроля. В иерархии нормативно-правовых источников после законов следуют подзаконные  акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции.

Учитывая вышесказанное, можно  сказать, что базовыми документами, регулирующими работу налоговых  инспекций по контролю за соблюдением  налогового законодательства является  Указ Президента РФ «О государственной налоговой службе РФ», Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ», Указ Президента «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы налогового контроля

Информация о работе Налоговый контроль