Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:35, курс лекций

Описание работы

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч.1 ст. 8 НК РФ).

Файлы: 1 файл

Лекции налоги.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Сущность налогового контроля раскрывается в абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом“.

Налоговый контроль может  быть предварительным, текущим (оперативным) и последующим.

Налоговые проверки (выездные и камеральные) могут выступать только в качестве основных контрольных мероприятий. Иные мероприятия налогового контроля могут быть как  вспомогательными, так и дополнительными мероприятиями.

Согласно абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ в роли дополнительных мероприятий налогового контроля могут выступать некоторые мероприятия налогового контроля:

истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

В гл. 14 НК РФ перечислены виды контрольных мероприятий:

получение объяснений, проверка данных учета и отчетности — п. 1 ст. 82 НК РФ;

налоговые проверки — ст. 87 НК РФ;

осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) — ст. 92 НК РФ;

участие свидетеля — ст. 90 НК РФ;

доступ должностных  лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки — ст. 91 НК РФ;

истребование документов при проведении налоговой проверки — ст. 93 НК РФ;

истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках — ст. 93.1 НК РФ;

выемка документов и предметов — ст. 94 НК РФ;

экспертиза — ст. 95 НК РФ;

привлечение специалиста — ст. 96 НК РФ;

участие переводчика — ст. 97 НК РФ.

Постановка на налоговый учет не является мероприятием налогового контроля. Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах необходима в целях проведения налогового контроля организаций и физических лиц.

Глава 14 НК РФ содержит неполный перечень мероприятий налогового контроля. Налоговые органы вправе проводить и иные мероприятия налогового контроля. Дополнительно можно выделить, в частности, следующие виды контрольных мероприятий:

проверка постановки на налоговый учет;

проверка получения уведомлений об открытии (закрытии) расчетного счета в банке;

проверка своевременности  представления налоговой декларации;

проверка порядка регистрации  в налоговых органах объектов игорного бизнеса;

проверка обоснованности применения специального налогового режима.

Налоговые проверки

Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Процедура проведения указанных контрольных мероприятий урегулирована в гл. 14 части первой НК РФ.

В настоящее время  камеральная проверка — это наиболее часто используемое контрольное мероприятие, так как камеральные проверки проводятся налоговым органом при каждой подаче налоговой декларации без какого-либо специального решения руководителя налоговой инспекции (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Налоговая служба вправе истребовать от проверяемого лица необходимые документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Так как истребование документов обусловлено проведением дополнительных мероприятий налогового контроля, то запрошены могут быть только те документы, которые необходимы в связи с проводимыми мероприятиями.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Кроме того, налоговый  орган в этом случае приобретает право произвести выемку необходимых документов в порядке, установленном ст. 94 НК РФ. Выемка проходит в расположении проверяемого лица и в присутствии понятых.

О производстве выемки, изъятия  документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. ст. 99 и 94 НК РФ. При производстве выемки изымаются копии документов.

Выездная налоговая проверка проводится только в отношении юридических лиц и ИП на территории налогоплательщика, а не налогового органа, что создает дополнительные возможности для проверки налоговыми органами самых разных аспектов деятельности налогоплательщика, влияющих на правильность исчисления и уплаты налогов и сборов.

Выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки. При этом должностные лица налогового органа вправе убедиться в отсутствии помещений для проведения проверки путем осмотра помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ). Налогоплательщик же не имеет права препятствовать работе сотрудников налоговых органов, предъявивших ему служебные удостоверения и решение о проведении проверки.

Предметом выездной налоговой  проверки являются первичные документы, которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим. Необходимо помнить, что налоговые службы могут проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Если же они потребуют документы, не относящиеся к проверке, то налогоплательщик вправе им отказать.

Проверка может проводиться  по одному или нескольким налогам.

Выездной налоговой  проверкой может быть охвачен  период, не превышающий трех календарных  лет, предшествующих году, в котором  вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Выездная налоговая  проверка обычно не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), но она может быть продлена до четырех  месяцев, а в исключительных случаях  — до шести месяцев (ст. 89 НК РФ).

С 1 января 2007 г. введено ограничение на количество проводимых проверок. В отношении одного налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) налоговые органы не вправе проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года.

 

 

 

 

 

 

НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Глава 15. Общие  положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений

Статья 106. Понятие  налогового правонарушения

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений

1. Ответственность за  совершение налоговых правонарушений  несут организации и физические  лица в случаях, предусмотренных  главой 16 настоящего Кодекса. 

2. Физическое лицо  может быть привлечено к налоговой  ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Статья 108. Общие  условия привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения

1. Никто не может быть привлечен  к ответственности за совершение  налогового правонарушения иначе,  как по основаниям и в порядке,  которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен  повторно к ответственности за  совершение одного и того же  налогового правонарушения.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к  ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к  ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового  правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3)совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом , не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.

4) истечение сроков давности  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Статья 110. Формы вины при  совершении налогового правонарушения

1. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

2. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

3. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

4. Вина организации в совершении  налогового правонарушения определяется  в зависимости от вины ее  должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили  совершение данного налогового  правонарушения.

Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность  за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие  стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под  влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости; 

3) иные обстоятельства, которые  судом или налоговым органом,  рассматривающим дело, могут быть  признаны смягчающими ответственность.

2. Обстоятельством, отягчающим  ответственность, признается совершение  налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

3. Лицо, с которого взыскана налоговая  санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

4. Обстоятельства, смягчающие или  отягчающие ответственность за  совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 настоящего Кодекса.

Статья 113. Давность привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Лицо не может  быть привлечено к ответственности  за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения  либо со следующего дня после  окончания налогового периода,  в течение которого было совершено  это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме  предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Статья 114. Налоговые  санкции 

1. Налоговая санкция  является мерой ответственности  за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных  взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы  16 настоящего Кодекса. 

3. При наличии хотя бы одного  смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Информация о работе Налоговый контроль