Налоговый механизм и его элементы. Налоговое бремя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:36, лекция

Описание работы

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм. Налоговый механизм – это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация налоговой политики.
Налоговый механизм включает виды, формы, методы организации налоговых отношений, способы их количественного и качественного определения.
К компонентам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, скорость мобилизации налогов в бюджет, предоставляемые налогоплательщикам льготы, уровень налогообложения и собираемости налогов.

Содержание работы

1. Налоговый механизм и его элементы.
1.1 Понятие налогового механизма.
1.2 Элементы налогового механизма.

2. Налоговое бремя.
2.1 Понятие налогового бремени.
2.2 Определение величина налогового бремени.
2.3 Перспективы снижения налогового бремени.

Файлы: 1 файл

Слайд-лекция «Налоговый механизм и его элементы.pptx

— 408.86 Кб (Скачать файл)

Слайд-лекция «Налоговый механизм и его элементы. Налоговое бремя»

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      План лекции:  
 
1. Налоговый механизм и его элементы. 
     1.1 Понятие налогового механизма.  
     1.2 Элементы налогового механизма. 
 
2. Налоговое бремя. 
     2.1 Понятие налогового бремени. 
     2.2 Определение величина налогового бремени. 
     2.3 Перспективы снижения налогового бремени.  

1. Налоговый  механизм и его элементы.

 

Налоговая политика реализуется через налоговый  механизм. Налоговый механизм –  это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью  которых обеспечивается реализация налоговой политики.

Налоговый механизм включает виды, формы, методы организации  налоговых отношений, способы их количественного и качественного  определения.

К компонентам  налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, скорость мобилизации налогов в бюджет, предоставляемые налогоплательщикам льготы, уровень налогообложения и собираемости налогов.

К качественным параметрам относят степень влияния налогов на социально-экономическое развитие общества, эффективность налогового регулирования экономики, спрос и предложение, а также выполнение плановых показателей налоговых поступлений по всем их видам.

 

  
 
 
 
Элементы налогового механизма

 

Планирование

 

Регулирование

 

Контроль

Налоговое Планирование

 

 Налоговое планирование – это экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий.

 

 В зависимости от периода различают: 

    • оперативное планирование;
    • текущее планирование;
    • долгосрочное планирование;
    • стратегическое планирование.

Основная задача планирования – обеспечение качественных и  количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяют анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе определение объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование

 

 Налоговое регулирование – это система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственного процесса.

 

ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

Экономическая обоснованность

 

Финансовая  целесообразность

 

Сбалансированность  интересов

Основная задача налогового регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется различными способами и методами:  
1. способы — льготы и санкции; 
2. методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

 

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих  субъектов и граждан.

 

 

Налоговый контроль

 

Налоговый контроль — это комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной  величины налоговых поступлений  с целью принятия решений о  проведении корректирующих мероприятий  в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, - это необходимое условие для эффективного налогообложения.

  

2. Налоговое  бремя

 

 В современной экономической литературе существует множество определений налогового бремени. Достаточно часто применяются такие понятия, как «налоговое давление», «налоговый пресс», «тяжесть налогообложения», «налоговая нагрузка» и т.п.

 Однако еще со времен А. Смита под налоговым бременем понималась доля дохода, который уплачивался плательщиком государству в форме налога. А. Смит отмечал, что «при снижении налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей…».

В современном  экономическом словаре налоговое  бремя трактуется как «мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств  на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования.

 По мнению А. В. Брызгалина, налоговый гнет представляет собой «обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налогов и сборов к совокупному национальному продукту».

 В. Г. Пансков определяет налоговое бремя как комплекс показателей, характеризующих долю налоговых групп в величине базы обложения по каждой из них.

 Н. В. Миляков под налоговым бременем на макроуровне понимает отношение суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а на микроуровне – отношение суммы всех налоговых платежей к объему реализации.

 Таким образом, можно констатировать, что общепринятого определения понятия налогового бремени в экономической литературе нет, а внимание акцентируется на необходимости количественного расчета налоговой нагрузки.

 Различие представленных в научной литературе методик расчета налогового бремени на уровне хозяйствующих субъектов обусловлено включением в расчеты разных групп налогов и источников их уплаты.

 

 

 

Оценка налогового бремени хозяйствующего субъекта

 

Отношение налогов  к выручке от реализации

 

Отношение налогов  к добавленной стоимости

 

Отношение налогов  к показателям прибыли

 

Отношение налогов  к рыночной стоимости бизнеса

В связи с этим представляется целесообразным использование нескольких методик, отобранных применительно  к каждому конкретному субъекту, что позволит более точно оценить  налоговые обязательства и определить «узкие места» в хозяйственной деятельности в части исполнения налоговых  обязательств.

 Общий же подход к определению величины налогового бремени состоит в соотнесении величины начисленных (либо уплаченных) налогов к сумме доходов хозяйствующего субъекта за период.

 Однако можно согласиться с предложением Е. А. Кировой рассчитывать относительную налоговую нагрузку отношением абсолютной величины налоговых обязательств к вновь созданной стоимости, исключая амортизацию как составную часть ВВП. Естественно, что при таком определении налоговая нагрузка будет значительно выше, но более объективна.

Используя такие понятия, как спрос и предложение, современные  зарубежные исследователи выявили  зависимость между эластичностью  спроса и предложения и распределением налогового бремени.

 Налоги, являясь фактором замещения выпуска и потребления одних товаров другими, оказывают искажающее воздействие на структуру производства и потребления. С этих позиций введение налога или установление повышенных ставок вызывает избыточное налоговое бремя. С точки зрения потребителя избыточное налоговое бремя характеризуется потерей части дохода и влияет на количество приобретаемого товара. В итоге избыточное налоговое бремя представляет потери для всех субъектов налоговых отношений: производителя, потребителя, государства. Поэтому при прогнозировании налоговой системы необходимо учитывать эффект дохода и эффект замещения и связывать избыточное налоговое бремя с этими процессами.

  Общепризнанным показателем налогового бремени по странам считается доля налогов в ВВП.

Удельный вес налогов  в ВВП

 

 

Страны

Доля налогов  в ВВП, %

Великобритания

35,9

Германия

36,2

Италия

41,1

Франция

44,2

Швеция

50,6

Япония

28,6

Россия (2006 г.)

21,5


Все это свидетельствует  о значительной доле налогов и  соответственно о большой их роли в перераспределении доходов. Сравнение  величины налогового бремени с аналогичными показателями зарубежных стран показывает, что налоговое бремя в России значительно ниже большинства из них. Как справедливо подчеркивает В. Г. Пансков, те положения, которые абсолютно транспорентны для других стран, для российской же налоговой системы и налоговой нагрузки должны рассматриваться с учетом совокупности особенностей развития российской экономики.

В последнее время Правительство  РФ проводит мероприятия, направленные на снижение налоговой нагрузки хозяйствующих  субъектов. Учитывая огромное разнообразие теоретических и практических разработок по определению налогового оптимума, можно сделать вывод о необходимости  определения границ верхних и  нижних пределов налоговых изъятий, способных обеспечить реализацию принципов  справедливости и эффективности  налоговой системы. Предлагаемые в  литературе пределы: нижний – 25%, верхний  – 31%, оптимальный – 28% к чистой добавленной  стоимости требуют обоснования  их влияния на экономическое развитие и справедливое распределение доходов. С точки зрения справедливости лица с высокими доходами и сверхприбыльные  предприятия должны нести большую  часть налогового бремени. Изменения  в налогообложении должны основываться на перемещении налогового бремени  с групп населения с низкими  доходами на более обеспеченные группы.

Однако здесь тоже должен быть найден оптимум, так как чрезмерная налоговая нагрузка на высокодоходный бизнес и на группу лиц с высокими доходами может оказать влияние  на свертывание инвестиционных процессов  и, как следствие, снизить объемы производства и уровень накопления капитала.  Основой расчета налоговых изъятий должны быть принципы платежеспособности и справедливости по горизонтали и вертикали. Справедливость по горизонтали означает равный налог при одинаковой величине дохода и прочих равных условиях. Справедливость по вертикали достигается прогрессивным налогообложением: высокие доходы – высокие налоги. Повышение или понижение налога на доход влияет на потребление и сбережения, особенно в условиях инфляции.

 

 

 Увеличение денежного дохода налогоплательщика на определенный процент с одновременным ростом потребительских цен на величину этого же процента не увеличивает реальный доход, а даже его снижает. База на доход определяется номинально, поэтому сумма налога и налоговое бремя увеличиваются. Необходимо корректировать налоговое бремя с учетом коэффициента инфляции (т.е. отношение «налог на доход» должно оставаться постоянным).

Используемая  литература

 

    • Налоги и налогообложение: учебное пособие/ О. В. Качур. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011. – 384 с.

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 61

 

1

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 62

 

 

2

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 6

 

3

 

4

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 62

 

 

5

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 62

 

6

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 62-63

 

7

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 63

 

8

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 63

 

9

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 63

 

10

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 64

 

11

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 64

 

12

 

О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 64-65

Информация о работе Налоговый механизм и его элементы. Налоговое бремя