Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:36, лекция
Налоговая политика реализуется через налоговый механизм. Налоговый механизм – это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация налоговой политики.
Налоговый механизм включает виды, формы, методы организации налоговых отношений, способы их количественного и качественного определения.
К компонентам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, скорость мобилизации налогов в бюджет, предоставляемые налогоплательщикам льготы, уровень налогообложения и собираемости налогов.
1. Налоговый механизм и его элементы.
1.1 Понятие налогового механизма.
1.2 Элементы налогового механизма.
2. Налоговое бремя.
2.1 Понятие налогового бремени.
2.2 Определение величина налогового бремени.
2.3 Перспективы снижения налогового бремени.
Слайд-лекция «Налоговый механизм и его элементы. Налоговое бремя»
План лекции:
1. Налоговый механизм и его
элементы.
1.1 Понятие налогового
механизма.
1.2 Элементы налогового механизма.
2. Налоговое бремя.
2.1 Понятие налогового
бремени.
2.2 Определение величина
налогового бремени.
2.3 Перспективы снижения
налогового бремени.
1. Налоговый механизм и его элементы.
Налоговая политика реализуется через налоговый механизм. Налоговый механизм – это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация налоговой политики.
Налоговый механизм
включает виды, формы, методы организации
налоговых отношений, способы их
количественного и
К компонентам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, скорость мобилизации налогов в бюджет, предоставляемые налогоплательщикам льготы, уровень налогообложения и собираемости налогов.
К качественным параметрам относят степень влияния налогов на социально-экономическое развитие общества, эффективность налогового регулирования экономики, спрос и предложение, а также выполнение плановых показателей налоговых поступлений по всем их видам.
Элементы налогового механизма
Планирование
Регулирование
Контроль
Налоговое Планирование
Налоговое планирование – это экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий.
В зависимости от периода различают:
Основная задача планирования – обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов.
На государственном уровне роль налогового планирования определяют анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе определение объемов налоговых поступлений в бюджеты.
Налоговое регулирование
Налоговое регулирование – это система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственного процесса.
ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Экономическая обоснованность
Финансовая целесообразность
Сбалансированность интересов
Основная задача налогового регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.
Налоговое регулирование осуществляется
различными способами
и методами:
1. способы — льготы и санкции;
2. методы — инвестиционный налоговый
кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты
и др.
Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.
Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.
Налоговый контроль
Налоговый контроль — это комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.
Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, - это необходимое условие для эффективного налогообложения.
2. Налоговое бремя
В современной экономической литературе существует множество определений налогового бремени. Достаточно часто применяются такие понятия, как «налоговое давление», «налоговый пресс», «тяжесть налогообложения», «налоговая нагрузка» и т.п.
Однако еще со времен А. Смита под налоговым бременем понималась доля дохода, который уплачивался плательщиком государству в форме налога. А. Смит отмечал, что «при снижении налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей…».
В современном
экономическом словаре
По мнению А. В. Брызгалина, налоговый гнет представляет собой «обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налогов и сборов к совокупному национальному продукту».
В. Г. Пансков определяет налоговое бремя как комплекс показателей, характеризующих долю налоговых групп в величине базы обложения по каждой из них.
Н. В. Миляков под налоговым бременем на макроуровне понимает отношение суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а на микроуровне – отношение суммы всех налоговых платежей к объему реализации.
Таким образом, можно констатировать, что общепринятого определения понятия налогового бремени в экономической литературе нет, а внимание акцентируется на необходимости количественного расчета налоговой нагрузки.
Различие представленных в научной литературе методик расчета налогового бремени на уровне хозяйствующих субъектов обусловлено включением в расчеты разных групп налогов и источников их уплаты.
Оценка налогового бремени хозяйствующего субъекта
Отношение налогов к выручке от реализации
Отношение налогов к добавленной стоимости
Отношение налогов к показателям прибыли
Отношение налогов к рыночной стоимости бизнеса
В связи с этим представляется
целесообразным использование нескольких
методик, отобранных применительно
к каждому конкретному
Общий же подход к определению величины налогового бремени состоит в соотнесении величины начисленных (либо уплаченных) налогов к сумме доходов хозяйствующего субъекта за период.
Однако можно согласиться с предложением Е. А. Кировой рассчитывать относительную налоговую нагрузку отношением абсолютной величины налоговых обязательств к вновь созданной стоимости, исключая амортизацию как составную часть ВВП. Естественно, что при таком определении налоговая нагрузка будет значительно выше, но более объективна.
Используя такие понятия,
как спрос и предложение, современные
зарубежные исследователи выявили
зависимость между
Налоги, являясь фактором замещения выпуска и потребления одних товаров другими, оказывают искажающее воздействие на структуру производства и потребления. С этих позиций введение налога или установление повышенных ставок вызывает избыточное налоговое бремя. С точки зрения потребителя избыточное налоговое бремя характеризуется потерей части дохода и влияет на количество приобретаемого товара. В итоге избыточное налоговое бремя представляет потери для всех субъектов налоговых отношений: производителя, потребителя, государства. Поэтому при прогнозировании налоговой системы необходимо учитывать эффект дохода и эффект замещения и связывать избыточное налоговое бремя с этими процессами.
Общепризнанным показателем налогового бремени по странам считается доля налогов в ВВП.
Удельный вес налогов в ВВП
Страны |
Доля налогов в ВВП, % |
Великобритания |
35,9 |
Германия |
36,2 |
Италия |
41,1 |
Франция |
44,2 |
Швеция |
50,6 |
Япония |
28,6 |
Россия (2006 г.) |
21,5 |
Все это свидетельствует о значительной доле налогов и соответственно о большой их роли в перераспределении доходов. Сравнение величины налогового бремени с аналогичными показателями зарубежных стран показывает, что налоговое бремя в России значительно ниже большинства из них. Как справедливо подчеркивает В. Г. Пансков, те положения, которые абсолютно транспорентны для других стран, для российской же налоговой системы и налоговой нагрузки должны рассматриваться с учетом совокупности особенностей развития российской экономики.
В последнее время Правительство
РФ проводит мероприятия, направленные
на снижение налоговой нагрузки хозяйствующих
субъектов. Учитывая огромное разнообразие
теоретических и практических разработок
по определению налогового оптимума,
можно сделать вывод о
Однако здесь тоже должен быть найден оптимум, так как чрезмерная налоговая нагрузка на высокодоходный бизнес и на группу лиц с высокими доходами может оказать влияние на свертывание инвестиционных процессов и, как следствие, снизить объемы производства и уровень накопления капитала. Основой расчета налоговых изъятий должны быть принципы платежеспособности и справедливости по горизонтали и вертикали. Справедливость по горизонтали означает равный налог при одинаковой величине дохода и прочих равных условиях. Справедливость по вертикали достигается прогрессивным налогообложением: высокие доходы – высокие налоги. Повышение или понижение налога на доход влияет на потребление и сбережения, особенно в условиях инфляции.
Увеличение денежного дохода налогоплательщика на определенный процент с одновременным ростом потребительских цен на величину этого же процента не увеличивает реальный доход, а даже его снижает. База на доход определяется номинально, поэтому сумма налога и налоговое бремя увеличиваются. Необходимо корректировать налоговое бремя с учетом коэффициента инфляции (т.е. отношение «налог на доход» должно оставаться постоянным).
Используемая литература
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 61
1
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 62
2
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 6
3
4
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 62
5
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 62
6
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 62-63
7
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 63
8
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 63
9
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 63
10
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 64
11
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 64
12
О. В. Качур – «Налоги и налогообложение: учебное пособие», 2011 г., стр. 64-65
Информация о работе Налоговый механизм и его элементы. Налоговое бремя