Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:45, лекция
Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.
Налоговый механизм – это совокупность форм и методов регулирования различных сторон организации налоговых отношений, действие и структура которого обусловлены особенностями управленческой деятельности государства в финансовой сфере.
ТЕМА 5 НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ, ЕГО СТРУКТУРА И СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Понятие налогового механизма, его основные элементы. Организационные структуры и звенья, обеспечивающие функционирование налогового механизма, их взаимосвязь. Особенности и основные характеристики налогового механизма в Беларуси.
1.Понятие налогового механизма, характеристика его основных элементов
Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.
Налоговый механизм – это совокупность форм и методов регулирования различных сторон организации налоговых отношений, действие и структура которого обусловлены особенностями управленческой деятельности государства в финансовой сфере.
Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.
Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.
Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:
Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.
Рисунок 1 – Инструменты налоговой политики
Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.
Благодаря налоговым
ставкам централизованная
Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы.
С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.
К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.
Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.
Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.
2 Организационные структуры и звенья налогового механизма, их взаимосвязь
Рисунок 2 – Элементы налогового механизма
Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:
Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.
На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.
Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.
Принципы налогового регулирования:
Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.
Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.
Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.
Налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1. получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);
2. вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;
3. заявлять ходатайства:
о ликвидации организаций и
прекращении деятельности индивидуальных
предпринимателей; о лишении организаций
и индивидуальных
4. направлять в суд иски (заявления)
5.получать от других
государственных органов, организаций
и физических лиц необходимые
для выполнения возложенных на
налоговые органы
6. при проведении налоговой
проверки проверять у
7. взыскивать в установленном порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;
8. приостанавливать операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;
9. доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица);
10. назначать инвентаризацию имущества плательщика (иного обязанного лица) и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);
11. в целях налогового
контроля в порядке, определяемом
законодательством, создавать налоговые
посты, обеспечивая нахождение
12. вносить в компетентные
органы предложения о
приостановлении выезда за
13. проводить в порядке,
определяемом законодательством,
контрольные закупки ТМЦ и
контрольные оформления заказов
на выполнение работ, оказание
услуг для проверки соблюдения
плательщиками налогового
14. изымать при проведении выездной налоговой проверки документы плательщика (иного обязанного лица);
15. в случаях и порядке,
предусмотренных
Налоговые органы и их должностные лица обязаны:
1. действовать в строгом
соответствии с
2. корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;
3. осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней;
4. вести учет плательщиков
(в установленных случаях –
иных обязанных лиц) в
Государственном реестре плательщиков
(иных обязанных лиц) и других
установленных
5. издавать нормативные
правовые акты о порядке
6. проводить налоговые проверки;
7. в случае неисполнения
или ненадлежащего исполнения
плательщиками (иными обязанными
лицами) налоговых обязательств, неуплаты
(неполной уплаты) пеней применять
способы обеспечения
8. требовать от плательщиков
(иных обязанных лиц) устранении
выявленных нарушений налогового
законодательства и
9. осуществлять зачет
или возврат излишне
10. передавать (вручать) плательщику
(иному обязанному лицу) или
его представителю свои решения
в отношении этих лиц
в установленные налоговым
11. соблюдать налоговую
тайну и правила хранения
12. принимать и регистрировать
заявления, сообщения и иную информацию
о нарушениях налогового
13. вести учет причитающихся
к уплате и фактически