Налоговый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 14:45, лекция

Описание работы

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.
Налоговый механизм – это совокупность форм и методов регулирования различных сторон организации налоговых отношений, действие и структура которого обусловлены особенностями управленческой деятельности государства в финансовой сфере.

Файлы: 1 файл

налоги пз.docx

— 139.41 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 5 НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ, ЕГО СТРУКТУРА И СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

Понятие налогового механизма, его основные элементы. Организационные структуры и звенья, обеспечивающие функционирование налогового механизма, их взаимосвязь. Особенности и основные характеристики налогового механизма в Беларуси.

 

1.Понятие налогового  механизма, характеристика его основных  элементов

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Налоговый механизм – это совокупность форм и методов регулирования различных сторон организации налоговых отношений, действие и структура которого обусловлены особенностями управленческой деятельности государства в финансовой сфере.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

  • способы — льготы и санкции;
  • методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

 

            

Рисунок 1 – Инструменты налоговой политики

 

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

 Благодаря налоговым  ставкам централизованная единая  налоговая система имеет достаточную  гибкость, что обеспечивается ежегодным  уточнением ставок налогов и  приведением налоговой политики  в соответствие реальной экономической  конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

 

2 Организационные  структуры и звенья налогового  механизма, их взаимосвязь

 

Рисунок 2 – Элементы налогового механизма

 

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

  • оперативное;
  • текущее;
  • долгосрочное;
  • стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

 

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

  • экономическая обоснованность;
  • финансовая целесообразность;
  • сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

 

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых  поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному.

Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

 

  1. Права, обязанности и ответственность налоговых органов и их должностных лиц

 

Налоговые  органы  и  их  должностные  лица в пределах своей компетенции имеют право:

1. получать    от    плательщика   (иного  обязанного   лица) необходимые для  исчисления  и  уплаты  налогов,  сборов   (пошлин) документы  (их  копии), иную  информацию, касающуюся деятельности  и имущества плательщика (иного  обязанного лица);

  2. вызывать  в  налоговые  органы плательщиков (иных обязанных  лиц),  а  также  других  лиц, имеющих документы и (или) информацию  о деятельности  плательщиков (иных  обязанных лиц), в отношении которых  проводится налоговая проверка;

  3. заявлять ходатайства: о ликвидации  организаций  и  прекращении  деятельности индивидуальных  предпринимателей; о лишении организаций  и индивидуальных предпринимателей  специальных разрешений (лицензий) на осуществление  определенных  видов деятельности;

4. направлять в суд  иски (заявления)

5.получать  от других  государственных органов, организаций  и физических лиц  необходимые  для выполнения возложенных на  налоговые органы                                                                             обязанностей  информацию и документы, 

6. при  проведении налоговой  проверки проверять у должностных  лиц  организаций и Ф/Л удостоверяющие  личность документы, бухгалтерские  книги  и  другие  реестры  учета,  статистические   и бухгалтерские  отчеты,  балансы, счета и иные  документы, необходимые для  исчисления  и уплаты налогов, сборов (пошлин), наличные деньги в кассе и  у подотчетных лиц, ценные бумаги  и другое имущество, а также  в  порядке,  установленном  законодательством,  производить   личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и ТС;

7. взыскивать в установленном  порядке неуплаченные (не полностью  уплаченные)  суммы  налогов,   сборов (пошлин), пеней;

8. приостанавливать  операции  плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

9. доступа  должностных  лиц  налоговых  органов,  проводящих  налоговую проверку, на территорию  или в помещение плательщика (иного  обязанного  лица);

10. назначать  инвентаризацию  имущества  плательщика  (иного  обязанного  лица)  и  опечатывать  кассы,  помещения, места хранения  документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

11. в  целях  налогового  контроля  в  порядке,  определяемом  законодательством, создавать налоговые  посты, обеспечивая нахождение должностных  лиц налоговых органов на территории  и (или) в помещениях плательщика (иного обязанного лица);

12. вносить  в    компетентные    органы    предложения   о  приостановлении выезда за пределы  Республики Беларусь физических  лиц до погашения ими задолженности  по налоговому обязательству;

13. проводить  в  порядке,  определяемом   законодательством, контрольные  закупки  ТМЦ  и  контрольные оформления  заказов  на выполнение работ, оказание  услуг для проверки соблюдения  плательщиками налогового законодательства  и установленного порядка приема  наличных денежных средств.

14. изымать  при  проведении  выездной  налоговой  проверки  документы плательщика (иного обязанного  лица);

15. в  случаях  и порядке, предусмотренных законодательством, производить    изъятие вещей  и товарно-материальных ценностей  плательщика  (иного  обязанного  лица),  которые  являются объектами  нарушения налогового законодательства.

Налоговые органы и их должностные лица обязаны:

1. действовать в строгом  соответствии с законодательством;

2. корректно и внимательно  относиться  к  плательщикам  (иным  обязанным   лицам),  их  представителям,  не  унижать  их  чести  и  достоинства;

3. осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства,  правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней;

4. вести  учет  плательщиков  (в установленных случаях –  иных обязанных    лиц)  в  Государственном реестре  плательщиков (иных обязанных лиц) и других  установленных законодательством  реестрах;

5. издавать  нормативные  правовые акты о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), а также информировать  в пределах  своей  компетенции  плательщиков (иных обязанных лиц) по их запросам;

6. проводить налоговые  проверки;

7. в случае  неисполнения  или  ненадлежащего исполнения  плательщиками  (иными  обязанными  лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней  применять  способы обеспечения исполнения  налоговых   обязательств, уплаты  пеней,  а  также обеспечивать  взыскание неуплаченных  (не  полностью  уплаченных) налогов,  сборов (пошлин), пеней.

8. требовать от плательщиков (иных обязанных лиц) устранении  выявленных  нарушений налогового  законодательства и контролировать  исполнение этих требований;

9. осуществлять зачет  или возврат излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм  налогов, сборов (пошлин), пеней и  процентов по ним;

10. передавать  (вручать) плательщику (иному обязанному лицу) или   его  представителю  свои  решения  в  отношении  этих  лиц   в установленные налоговым законодательством  сроки лично (под расписку) либо  иным способом, свидетельствующим  о дате получения этого решения  или о дате направления соответствующей  заказной  корреспонденции  по  месту   жительства   физического   лица   или  по  месту  нахождения  организации;

11. соблюдать  налоговую  тайну и правила хранения сведений  о плательщиках (иных обязанных  лицах);

12. принимать  и  регистрировать  заявления, сообщения и иную информацию  о нарушениях налогового законодательства  и осуществлять в установленном  порядке их проверку;

13. вести учет причитающихся  к уплате и фактически уплаченных  плательщиками  (иными  обязанными  лицами)  сумм   налогов,   сборов (пошлин),  пеней,  составлять  и представлять налоговую отчетность  по форме и в порядке, установленных  законодательством;

Информация о работе Налоговый механизм