Налоговый учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 12:45, контрольная работа

Описание работы

Налоговый учет является ведущим звеном информационной системы финансово-экономической деятельности предприятия, формируемым на принципах бухгалтерского учета в целях определения доли изъятия доходов в пользу государственного бюджета. Налоговый учет предполагает полное соответствие хозяйственной деятельности административным нормам, исходя из которых они обязаны рассчитывать отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. Иначе налоговые органы могут предпринимать любые санкции вплоть до предъявления требований о банкротстве юридического лица. Целью работы является рассмотрение сущности и основных принципов налогового учета.

Содержание работы

Введение 3
1 Этапы развития налогового учета в РФ 4
2 Сущность налогового учета 8
3 Принципы налогового учета 10
Заключение 15
Библиографический список 16
Приложение 17

Файлы: 1 файл

Сущность и принципы налогового учета (СибГТУ) (1).docx

— 30.87 Кб (Скачать файл)

 


Содержание

Введение 3

1 Этапы развития  налогового учета в РФ 4

2 Сущность  налогового учета 8

3 Принципы  налогового учета 10

Заключение 15

Библиографический список 16

Приложение 17

 

 

Введение

Налоговый учет является ведущим  звеном информационной системы финансово-экономической  деятельности предприятия, формируемым  на принципах бухгалтерского учета  в целях определения доли изъятия  доходов в пользу государственного бюджета.

Налоговый учет предполагает полное соответствие хозяйственной  деятельности административным нормам, исходя из которых они обязаны  рассчитывать отчисления в бюджет и  внебюджетные фонды. Иначе налоговые  органы могут предпринимать любые  санкции вплоть до предъявления требований о банкротстве юридического лица.

Целью работы является рассмотрение сущности и основных принципов налогового учета.

 

1 Этапы развития налогового  учета в РФ

Первый этап развития и  становления налогового учета начался 01.01.1992 г. С этого времени в российском законодательстве появляются первые элементы налогового учета. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 27.12.1991) было впервые предусмотрено, что «для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ и услуг, по ценам ниже себестоимости, под выручкой, для целей налогообложения, понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации аналогичной продукции». Таким образом, выручка стала определяться не по цене реализации, а по мифической среднерыночной цене, независимо от того, была ли фактическая цена реализации выше или ниже фактической себестоимости. 1

Второй этап начался с  декабря 1994 г. Конфликт между бухгалтерским учетом и учетом для целей налогообложения особенно обострился в 1994 г., когда предпринимательские круги выступили против учета для целей налогообложения курсовых разниц, возникающих вследствие изменения курса рубля. До конца 1994 г., согласно п. 14 Положения о составе затрат, к налогооблагаемым доходам относились положительные курсовые разницы. В конце 1994 г. был принят Федеральный закон от 03.12.1994 № 54-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». В результате второго этапа налоговой реформы окончательно разделились понятия бухгалтерского учета доходов и затрат от их налогового учета. Изменение бухгалтерского и налогового учетов потребовало корректировки отчетности. В результате были разработаны и приняты соответствующие формы отчетности и порядок их заполнения.

Третий этап формирования и развития налогового учета начался  с 01.07.1995, который ознаменовался принятием Правительством РФ постановления № 661 «О внесении изменений и дополнений в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». В соответствии с указанным постановлением было установлено, что все затраты организации, связанные с производством продукции, в полном объеме формируют фактическую себестоимость, тогда как для целей налогообложения затраты корректируются с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов.

С этого момента государство  отказалось от функции контроля за формированием фактической себестоимости и сосредоточилось на максимальном взимании налогов. То есть фактическая себестоимость и себестоимость для целей налогообложения окончательно стали самостоятельными понятиями, отличными друг от друга. Согласно данному положению, не все фактические затраты можно отнести к затратам в целях налогообложения. Список налоговых затрат был четко ограничен Положением о составе затрат и не подлежал расширенному толкованию. При этом были определены виды затрат, которые должны были корректироваться: 2

- затраты на содержание  автотранспорта;

- компенсации за использование  личного транспорта в служебных целях;

- командировочные расходы;

- представительские расходы;

- затраты на обучение;

- расходы на рекламу;

- уплаченные банку проценты  за кредиты.

На практике это привело  к тому, что бухгалтерский учет на предприятии стал выполнять две самостоятельные функции: с одной стороны, он обеспечивал достоверные данные о полной себестоимости, с другой стороны, он обеспечивал учет расходов в целях налогообложения.

Четвертый этап становления  налогового учета начался 19.10.1995, когда Министерством финансов РФ был издан приказ № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 г.» и для целей налогообложения определяющим фактором стала учетная политика. В учетной политике стали определять дату возникновения налогового обязательства либо на дату отгрузки, либо на дату платежа. Налоговый учет на дату платежа, который предпочтительнее для предприятия, дополнительно усложнил работу главного бухгалтера. Появились приложения к декларации по налогу на прибыль.

Возникновение налоговых  обязательств по оплате, принятой в учетной налоговой политике, стало отражаться с учетом кассового метода начисления налогов. 3

Пятый этап становления налогового учета начался с принятия части первой НК РФ 31 июля 1998 г. На этом этапе было введено единообразное определение обязательств налогоплательщиков, их прав и ответственности, прав налоговых органов, перечень федеральных и местных налогов, порядок их взыскания. Но при этом часть первая НК РФ не описывала налогообложение по конкретным видам налогов. Эти функции впоследствии были возложены на часть вторую НК РФ, вступившую в силу с 01.01.2001.

В настоящее время НК РФ дополняется новыми главами, которые описывают конкретный механизм взимания соответствующего налога. В дальнейшем введение в действие последующих глав НК РФ выявило ряд недоработок и потребовало внесения изменений и дополнений к нему, в том числе и по гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

Шестой этап становления  налогового учета начался с принятия части второй НК РФ 5 августа 2000 г. Таким образом, в 2001 г. со вступлением в силу гл. 21 «Налог на добавочную стоимость» Кодекса в налоговом законодательстве появилось понятие «учетная политика для целей налогообложения». Значение этого понятия в НК РФ не раскрыто, но анализ положений п. 12 ст. 167 НК РФ дает возможность определить основные положения, регламентирующие применение учетной политики в целях налогообложения.

Седьмой этап становления  налогового учета начался в 2002 г. и продолжается в настоящее время. С 1 января 2002 г. ст. 313 НК РФ вводится понятие налогового учета на законодательном уровне. 4

 

2 Сущность налогового  учета

Налогоплательщики исчисляют  налоговую базу по итогам каждого  отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет - система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии с порядком, предусмотренным  настоящим Кодексом. 5

Налоговый учет является тем  базисом, на котором начинают выстраиваться  отношения между налогоплательщиками  и налоговыми органами, поскольку  без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые  органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении  такого налогоплательщика мероприятия  налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика  к ответственности. Таким образом, осуществление налогового учета  является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые  органы получают информацию, необходимую  для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях  и организационно-правовой форме  организации-налогоплательщика и  др. 

Налоговый учет - система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных  в соответствии с порядком, предусмотренным  налоговым Кодексом Российской Федерации.

Филиалы и обособленные подразделения  организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами, в связи с чем они  также не подлежат постановке на налоговый  учет. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации, в состав которых входят данные филиалы и обособленные подразделения. 

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и  достоверной информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения  информацией внутренних и внешних  пользователей для контроля за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. 6

 

3 Принципы налогового учета

Система налогового учета  организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно  от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета  устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей  налогообложения, утверждаемой соответствующим  приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Изменение порядка учета  отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения  осуществляется налогоплательщиком в  случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых  методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при  изменении применяемых методов  учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении  законодательства о налогах и  сборах не ранее чем с момента  вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей  налогообложения принципы и порядок  отражения для целей налогообложения  этих видов деятельности. 

Данные налогового учета  должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок  определения доли расходов, учитываемых  для целей налогообложения в  текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы  в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых  резервов, а также сумму задолженности  по расчетам с бюджетом по налогу.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность  отражения в хронологическом  порядке объектов учета для целей  налогообложения (в т.ч. операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах, либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

В случае, если в регистрах  бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой  базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые  регистры бухгалтерского учета дополнительными  реквизитами, формируя тем самым  регистры налогового учета, либо вести  самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и  достоверной информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения  информацией внутренних и внешних  пользователей для контроля за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета  организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно  от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета  устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей  налогообложения, утверждаемой соответствующим  приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета  отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения  осуществляется налогоплательщиком в  случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей  налогообложения принципы и порядок  отражения для целей налогообложения  этих видов деятельности.

Данные налогового учета  должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок  определения доли расходов, учитываемых  для целей налогообложения в  текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы  в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых  резервов, а также сумму задолженности  по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы  (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры  налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров  налогового учета для определения  налоговой базы, являющиеся документами  для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие  реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в  натуральном (если это возможно) и  в денежном выражении;

наименование хозяйственных  операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление  указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных  документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных  в соответствии с требованиями настоящей  главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в  разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность  отражения в хронологическом  порядке объектов учета для целей  налогообложения (в том числе  операций, результаты которых учитываются  в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных  документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете  налоговой базы.

Информация о работе Налоговый учет