Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 10:16, курсовая работа
В современной России проблемы совершенствования налоговой системы приобрели особую актуальность. В налоговой сфере остаётся ещё множество нерешённых проблем. По мнению ряда исследователей, налоговая система России ещё весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными (и нередко противоречащими друг другу) нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями.
Введение
1. Система налоговых органов в Российской Федерации
2. Общие правовые основы деятельности налоговых органов
3. Организация и полномочия ФНС
4. Управление Федеральной налоговой службы
5. Инспекции Федеральной налоговой службы
6. Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы
7. Взаимодействие системы налоговых органов с государственными органами власти
Заключение
Литература
Межрегиональная инспекция находится в непосредственном подчинении ФНС и подконтрольна ему по всем вопросам своей деятельности. Межрегиональная инспекция создана для осуществления взаимодействия ФНС с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции, проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также для осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, входящего в федеральный округ.
Руководство деятельностью Межрегиональной инспекции осуществляет руководитель Межрегиональной инспекции. Руководитель Межрегиональной инспекции назначается на должность (по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе) и освобождается от должности приказом руководителя ФНС. Руководитель Межрегиональной инспекции имеет заместителей, полномочия и обязанности которых определяются должностными инструкциями и приказом руководителя Межрегиональной инспекции.
Заместитель руководителя Межрегиональной инспекции назначается на должность (по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе) и освобождается от должности приказом руководителя ФНС по представлению руководителя Межрегиональной инспекции.
Межрегиональная инспекция, как территориальный орган ФНС межрегионального уровня, и ее работники, как должностные лица налоговых органов, реализуют в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов, определяемые Налоговым кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Межрегиональная инспекция имеет право запрашивать и проверять в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных унитарных предприятиях и учреждениях, находящихся в ведении ФНС, акты комплексных и тематических проверок налоговых органов городского и районного уровней, решения коллегий, приказы, акты и справки других проверяющих органов и решения, принятые по ним, денежные документы, бухгалтерские регистры учета и отчетности, планы, сметы, кассовую наличность и ценные бумаги, правильность расходования материальных ценностей и другие документы, необходимые для проверки финансово-хозяйственной деятельности, получать письменные объяснения должностных лиц и необходимые справки по вопросам, возникающим при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений5.
Система налоговых органов не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует с прочими органами государственной власти.
Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям:
За последние полтора десятка лет система налоговых органов дважды претерпевала кардинальные изменения. В начале 90-х сутью реформирования налоговых структур стала децентрализация. Налоговики были выделены из Министерства финансов в самостоятельный орган. В свою очередь, территориальным подразделениям была предоставлена значительная самостоятельность. Подобные изменения соответствовали общим центробежным тенденциям того времени.
Сейчас вектор развития российской государственности повернулся в противоположную сторону - в сторону централизации и сосредоточения власти. В этом же духе выдержана и реформа налоговых органов. В идеологии текущей административной реформы предусматривается укрупнение министерств и ведомств с параллельным уменьшением штата. Таким образом, Министерство по налогам и сборам РФ стало Федеральной налоговой службой в рамках Министерства финансов РФ.
В результате проведения административной реформы Минфину переданы ответственные задачи -- выработка государственной политики в сфере налогообложения и соответствующие функции по нормативно-правовому регулированию. И это не только участие в подготовке законопроектов, чем министерство занималось всегда. Значительно возрастет роль Минфина в непосредственном регулировании налоговых отношений.
В частности, приказами Минфина будут утверждаться формы налоговой отчетности и инструкции по их заполнению. Причем министерство будет разрабатывать декларации не только по федеральным, но и по региональным и местным налогам. Также Минфину переданы полномочия по установлению особенностей постановки на учет налогоплательщиков. В том числе крупнейших налогоплательщиков и иностранных организаций. Теперь Минфин отвечает за определение порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, установление порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада. Министерство финансов курирует теперь и порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов.
Кроме того, изменились и правила проведения разъяснительной работы. Ответы на запросы налогоплательщиков, касающиеся законодательства, теперь предоставляются не налоговыми, а только финансовыми органами.
На также Минфин возложены функции по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы. Это закреплено в Указе Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», которым МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу, а также Постановлениями Правительства от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
Конкретно, Минфин будет определять план работы и показатели деятельности службы. Это поступление налогов, размер задолженности, эффективность проверочных мероприятий и т. д. Соответственно ФНС будет представлять в министерство отчет об исполнении. Минфин вправе давать поручения налоговой службе, отменять решение, принятое ФНС, если оно противоречит законодательству.
Минфин уполномочен разъяснять применение законодательства в конкретной ситуации и налогоплательщикам, и налоговой службе. В т. ч. сотрудники Минфина будут отвечать и на вопросы налогоплательщиков о правомерности действий налоговых инспекторов6.
Подводя итог, главное изменение в жизни налоговиков - они лишаются права издавать трактующие законодательство приказы и письма, утверждать формы налоговых деклараций и порядок их заполнения. Остальные функции налоговиков остались прежними: контроль за уплатой налогов, регистрация предпринимателей и представление интересов государства в процедурах банкротства.
Планы сокращения кадров остались, во многом, декларативными. Несмотря на усечение функций ФНС, сколько-нибудь значительных кадровых потерь служба не несет. Число заместителей руководителя фискального ведомства сокращено с 11 до 8, вместо прежних 30 департаментов в составе службы будет 27 управлений. Главная потеря - ликвидация так называемого первого департамента, ведавшего налоговой политикой. Основная часть его специалистов перешла на работу в Минфин - в специально созданный для контроля налоговых органов отдел в составе департамента налоговой и таможенно-тарифной политики.
Центральный аппарат ведомства ужат до 1051 человека (сокращено 176 рабочих мест), на местах налоговиков останется 166 тыс. (на 3857 меньше, чем было). Для сравнения: в Министерстве финансов в центральном аппарате работают 1370 человек и еще 52 тыс. трудятся в территориальных подразделениях. При этом, согласно проекту бюджета на следующий год, финансирование центрального аппарата налоговиков увеличится вдвое: с 540 млн руб. в бюджете-2004 до 1,2 млрд руб. в проекте бюджета на 2005 год.
О последствиях реформы судить пока трудно. Можно ожидать, что освобожденный от законотворческой деятельности ФНС будет выполнять свои прямые функции более эффективно. Разделение полномочий между ФНС и Минфином обещает улучшить контроль деятельности налоговых органов. Минфин обещает реже беспокоить налогоплательщиков инструкциями и разъяснительными письмами, чем это делало МНС. «Налоговые органы зачастую реагировали на каждый чих и делали это, разумеется, с фискальных позиций, - заявил замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Александр Иванеев. - Мы же считаем, что изменения следует вносить лишь после правки законодательства или когда их действительно требует жизнь». Представитель министерства напомнил, что иногда трактовки налоговиков противоречили разъяснениям Минфина, «теперь разных точек зрения не может быть в принципе», что по мнению представителей власти будет способствовать дальнейшему улучшению состояния налоговой сферы нашей страны, к обоюдной пользе налогоплательщика и государства.
Информационный и справочный материал
1 О преобразовании Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Федеральную налоговую службу. Информационное сообщение. // Официальный сайт ФНС РФ (www.nalog.ru)
2 Положение о Федеральной налоговой службе. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506. П. 5.
3 Временное положение об Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации: Утв. М-вом РФ по налогам и сборам 22.06.1999: Прил. к письму М-ва РФ по налогам и сборам от 25.06.1999 № ВТ-6-20/508.-П. 1.1.
4 Кузнецов В. П. Правовые основы деятельности налоговых органов. // Оренбург, ЦДО ОГУ, 2001
5 Положение о Межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по федеральному округу. Приложение к приказу МНС РФ от 21.07.2003 №БГ-3-15/413 (с изм. от 11.02.2004). П. 4.1. - 4.2.
6 Минфин и ФНС разделили полномочия. Беседа с Разгулиным С. В. -- начальником отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. // «Бюджет», №23, 2004
Информация о работе Направление совершенствование деятельности налоговых органо