Направления совершенствования налоговой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть налоговую систему России, её сущность, проблемы и перспективы развития и попробовать найти направления ее совершенствования. Задачи:
1.Рассмотреть имеющуюся литературу;
2.Изучить понятия налоговой системы;
3.Познакомиться с целевыми установками налоговых систем;
4.Рассмотреть принципы построения налоговой системы;
5.Выявить противоречия действующей налоговой системы России;
6.Рассмотреть конституционные основы налогообложения;
7.Ознакомиться с антикризисными мерами по совершенствованию налоговой системы России;
8.Выявит пути совершенствования налоговой системы РФ;
9.Познакомиться с основными направлениями налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы налоговой системы РФ……………………………....5
1.1. Понятие налоговой системы…………………………………………………...5
1.2. Целевые установки налоговых систем……………………………………......7
1.3. Принципы построения налоговой системы…………………………………..8
2. Совершенствования налоговой системы РФ………………………………..11
2.1. Антикризисные меры по совершенствованию налоговой системы……….11
2.2. Пути совершенствования налоговой системы РФ………………………….16
2.3. Основные направления налоговой политики на 2010 год и на плановый период на 2011 и 2012 годов………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная готовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1.     Теоретические основы налоговой системы РФ……………………………....5

1.1.  Понятие налоговой  системы…………………………………………………...5

1.2.  Целевые установки  налоговых систем……………………………………......7

1.3.  Принципы построения налоговой системы…………………………………..8

2.     Совершенствования налоговой системы РФ………………………………..11

2.1.  Антикризисные меры по совершенствованию налоговой системы……….11

2.2.  Пути совершенствования налоговой системы РФ………………………….16

2.3.  Основные направления налоговой политики на 2010 год и на плановый период на 2011 и 2012 годов………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги представляют собой обязательный, индивидуальный возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Но основная роль налогов  заключается в том, что они  призваны формировать финансовые ресурсы  государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.) То есть все налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, входящие в налоговую систему РФ, «питают» бюджетную систему.

Следует отметить, что  в основе доходов бюджета лежат, прежде всего, налоговые поступления. В последнее время наблюдается недостаток средств в государственном бюджете, что говорит о несовершенстве налоговой системы и проводимой налоговой политике.

Актуальность работы состоит в том, что данная тема – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабильности финансовой системы любого государства является обеспечение его достаточно современной налоговой системой.

Цель работы: рассмотреть налоговую систему России, её сущность, проблемы и перспективы развития и попробовать найти направления ее совершенствования.

Задачи:

  1. Рассмотреть имеющуюся литературу;
  2. Изучить понятия налоговой системы;
  3. Познакомиться с целевыми установками налоговых систем;
  4. Рассмотреть принципы построения налоговой системы;
  5. Выявить противоречия действующей налоговой системы России;
  6. Рассмотреть конституционные основы налогообложения;
  7. Ознакомиться с антикризисными мерами по совершенствованию налоговой системы России;
  8. Выявит пути совершенствования налоговой системы РФ;
  9. Познакомиться с основными направлениями налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

В данной работе предпринята  попытка найти направления совершенствования налоговой системы РФ на современном этапе, показать насколько происходящие изменения  отвечают требованиям сегодняшнего времени – это и является основным объектом предлагаемого исследовании

 

  1. Теоретические основы налоговой системы РФ
    1. Понятия налоговой системы

Основы функционирования национальной системы налогообложения  следует рассматривать в зависимости от состояния экономического базиса и общественно-политической надстройки переходной к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы её построения.

Под налоговой системой понимается - совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране обусловлены её неприспособленности к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. Но какие бы обоснования не выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.

Любой экономический  закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических  отношений, следовательно, он не может  приспосабливаться к сиюминутным  потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов и состава законодательной и исполнительной власти. Власть может игнорировать аксиомы экономических закономерностей и тем самым направлять развитие народного хозяйства по заведомо ложному пути. Но история доказала – этот путь тупиковый.

Экономические законы отражают фундаментальные тенденции общественного развития, формирующиеся при создании и использовании стоимости. Это определяет объективный характер основных экономических законов. Система налогообложения строится исходя из знания фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс создания общественного богатства. Основу налоговедения как науки определяют положения системы экономических законов:  возрастающих издержек и расходов, рыночного равновесия, свободной конкуренции и другие. В плоскости данных концепций особо важен анализ функций, роли налогов при формировании доходов бюджета и воздействии на качественные и количественные параметры воспроизводства. Это позволяет выявить социальные последствия налогообложения и оценить в целом регулирующее воздействие налогов и однотипных налоговых групп (прямых налогов, косвенных налогов, имущественных налогов, налогов в сфере природопользования, местных налогов и т.п.) на производство, товарообмен и личное потребление. [1]

Налоговедение, постигая эти закономерности, определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует методики исчисления отдельных налоговых платежей. Несмотря на то, что эти процедуры регламентируются объёмом совокупного дохода общества, а также расстановкой политических сил, законодателям не следует забывать об обязанности учёта при проведении налоговых реформ требований объективных рыночных законов.

Однако современное  общественное развитие далеко от идеала. Все государства развиваются согласно собственным общенациональным законам хозяйствования, которые существенно различаются. Различны, следовательно, и принципы построения налоговых систем. Для промышленно развитых стран эти принципы наиболее приближены к классическому варианту. Для стран, вступающих на путь рыночных преобразований, применение классических принципов построения налоговых систем затрудненно из-за названных выше причин.[16]

    1. Целевые установки налоговых систем

Налоговая система, построенная и функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой. Такие податные системы многофункциональны и имеют следующие целевые установки:

  • создание условий инвестированию сбережений корпораций и                                          частных лиц  для формирования новых рабочих мест и борьбы с   безработицей;
  • обеспечение конкурентоспособности продукции путём стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований;
  • проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;
  • стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;
  • обеспечение социальных потребностей всех слоёв населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Принципы построения налоговой системы

 

Правовое регулирование  российской налоговой системы регламентировано законодательством Российской Федерации, включающим в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Законодательство о  налогах и сборах регулирует отношения  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый кодекс РФ - единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России; он состоит из двух частей.

Часть первая НК РФ, введенная  в действие с 1 января 1999 г., устанавливает  круг нормативно-правовых актов, подпадающих  под термин "законодательство о налогах и сборах", который регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. Принятие части первой НК РФ явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране.

С 1 января 2001 г. вступила в силу часть вторая НК РФ, определяющая порядок исчисления и уплаты отдельных  налогов.

В результате принятия Налогового кодекса РФ снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации; вместо 48 установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей на данный момент установлены 15 видов налогов и сборов.

Также нужно сказать, что организации могут применять  различные налоговые режимы.

Наряду с общим режимом  налогообложения, предусмотренным  законодательством РФ о налогах  и сборах, существуют отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Следовательно, если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специальный налоговый режим, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения.

Установление и введение в действие специальных налоговых  режимов не относится к установлению и введению в действие новых налогов. Порядок установления и применения специальных налоговых режимов определяется Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Специальным налоговым  режимом в соответствии со ст. 18 НК РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определяются в порядке, устанавливаемом НК РФ, а иные особые правила могут содержаться в других федеральных законах. [2]

Специальные налоговые  режимы применяются с целью создания более благоприятных экономических  условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности.

К специальным налоговым  режимам относятся:

    • упрощенная система налогообложения;
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. [3]

Информация о работе Направления совершенствования налоговой системы в России