Нарушения налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.

Файлы: 1 файл

Нарушения налогового законодательства.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Нарушения налогового законодательства.

Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в  виде умышленного либо не умышленного  действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного  вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.

Российское  налоговое законодательство, слишком  объёмно, его нормы распылены  по большому количеству законодательных  актов. Более того, в эти нормативные  акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием  довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги.

Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые  подразделяются на камеральные и  документальные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.

В зависимости  от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля - предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

Предварительный контроль - проводится в качестве профилактики и предупреждения налоговых правонарушений (постановка на налоговый учет, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства и т. д.)

Основным  методом, реализующим предварительный  контроль, являются камеральные проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если проверкой  выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику  с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. [14, с. 96]

При проведении камеральной проверки налоговый  орган вправе истребовать у налогоплательщика  дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам  камеральной проверки, налоговый  орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и  пени.

текущий (оперативный) налоговый контроль — проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками.

Основным  методом, применяемым при этой форме  контроля, является экспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.

Планирование  указанной категории проверок позволяет  существенно повысить степень охвата налогоплательщиков проверками. В случае если в результате данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующих о недостоверности бухгалтерского учета, отчетности и налоговых расчетов организации, ее дальнейшая проверка не проводится.

Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к  проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей. Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте - на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Проверки без выхода в организацию могут быть целесообразными в следующих случаях:

· если организация, сообщившая в установленном законодательством порядке о своей ликвидации, не имеет уже фактического адреса местонахождения, а необходимые для проверки документы находятся у кого-либо из ответственных руководителей по домашнему или другому адресу;

· при отсутствии возможности организовать проверку на территории организации - отсутствие административных помещений, помещение опечатано правоохранительными органами, наличии опасности для жизни и здоровья проверяющего и т.п.;

· если налогоплательщик относится к категории мелких и объем учетных документов незначителен.

Такие проверки затягиваются по времени, поэтому необходимо стараться, чтобы проверка проводилась все-таки с выходом в организацию.

Экземпляры документа  находятся либо в разных структурных  подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и тоже содержание. Не совпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.

Существует множество  разнообразных методов осуществления  налогового контроля, но все-таки необходимо продолжать совершенствовать формы  и методы налогового контроля, учитывая при этом зарубежный опыт, адаптированный к нашим российским условиям.

Федеральная налоговая служба опубликовала список самых распространенных нарушений, выявленных в ходе камеральных и выездных проверок в 2011 году.

Признание в налоговом учете необоснованных расходов. Ситуация 1.

В соответствии с общими критериями, установленными пунктом 1 статьи 252 НК РФ, затраты на питание, проживание, командировки, проезд работников будут являться расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль именно того предприятия, которое заключило с этими лицами трудовые договоры.

Признание расходов, не направленных на получение дохода. Практика, когда налогоплательщик занижает налогооблагаемую прибыль в результате признания расходов, никоим образом не связанных с производственной деятельностью предприятия и, следовательно, не направленных на получение дохода, широко распространена.

Ситуация 2. В таких ситуациях нарушается требование пункта 49 статьи 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса.

Признание документально не подтвержденных расходов. Это может показаться странным, но организации довольно часто признают в налоговом учете расходы, не подтвержденные документально.

Нередко при налоговой  проверке выявляется, что налогоплательщик, например, включил в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, квитанции разных сборов, где не указаны вид оказанных услуг, наименование организации, представляющей услуги, номер договора. Или же списал в расходы стоимость материалов без составления акта на их списание.

Часто оказываются документально  не подтвержденными представительские  расходы. Во всех перечисленных случаях  не соблюдаются требования пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. Это становится причиной доначисления сумм налога и  пеней, а также предъявления налогоплательщику налоговых санкций.

Нарушения в налоговом учете  основных средств. Наиболее распространенные нарушения, связанные с объектами  основных средств, — это неправомерное  увеличение налогоплательщиком расходов при списании таких объектов или их ликвидации в результате стихийного бедствия.

Ситуация 3. Нарушения в налоговом учете расходов на оплату труда, как правило, связаны с необоснованным включением в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, различных выплат в пользу работников, хотя такие выплаты не признаются в налоговом учете на основании статьи 255, а также пункта 23 статьи 270 НК РФ. Перечислим наиболее распространенные нарушения:

— включение в состав расходов на оплату труда сумм материальной помощи, премий за участие команды в спартакиаде, иных премий, не предусмотренных коллективным и трудовым договорами;

— включение в состав расходов на оплату труда сумм материальной помощи работнику предприятия в  связи с рождением ребенка;

— завышение внереализационных расходов на сумму выплаченной материальной помощи в пользу работников, пострадавших от стихийного бедствия.

Все рассмотренные  нарушения выявляются налоговыми органами вследствие применения определенных методов, проверок, которые применяются в  отношение каждой организации.

 

 


Информация о работе Нарушения налогового законодательства