Нетарифные методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 21:51, реферат

Описание работы

Государственное регулирование международной торговли может быть:
- односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с её торговыми партнёрами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнёрами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);
- двусторонними, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнёрами.

Файлы: 1 файл

Нетарифные методы регулирования.docx

— 23.06 Кб (Скачать файл)

 

Государственное регулирование  международной торговли может быть:

- односторонним, когда инструменты  государственного регулирования  используются правительством страны  в одностороннем порядке без  согласования или консультаций  с её торговыми партнёрами. Обычно  односторонние меры применяются  в ответ на аналогичные шаги  других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнёрами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.);

- двусторонними, когда меры торговой  политики согласовываются между  странами, являющимися торговыми партнёрами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать техническиетребования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимной признании сертификатов качества и пр.;

- многосторонним, когда торговая  политика согласовывается и регулируется  многосторонними соглашениями. примеры  многосторонней политики включают  Генеральное соглашение о тарифах  и торговле (ГАТТ), соглашения в  сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС) и др.

В зависимости от масштабов вмешательства  государства в международную  торговлю различают протекционистскую  торговую политику и политику свободной  торговли.

Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма: селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров; отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма; коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих; скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами. В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

- инструмент торговой политики  и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимо­действии с мировым  рынком;

- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

- конкретная ставка таможенной  пошлины, подлежащей уплате при  вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Виды таможенных пошлин

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для  целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенная пошлина (cиstoms dиty) - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

- фискальную, которая относится  и к импортным, и к экспортным  пошлинам, поскольку они являются  одной из статей доходной части  государственного бюджета;

- протекционистскую (защитную),относящуюся  к импортным пошлинам, поскольку  с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную, которая относится  к экспортным пошлинам, уста новленным  с целью предотвращенния нежелательного  экспорта товаров, внутренние  цены на которые по тем или  иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

- адвалорные - начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых  товаров (например, 20% от та­моженной  стоимости);

- специфические - начисляются в  установленном размере за единицу оолагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);

- комбинированные - сочетают оба  названных вида таможенного обложения  (например, 20% от таможенной стоимости,  но не более 10 долл. за 1т).

По объекту обложения:

- импортные - пошлины, которые  накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обраще­ния на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

- экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

- транзитные - пошлины, которые  накладываются на товары, перевозимые  транзитом через территорию данной  страны. Встречаются крайне редко  и используются преимущественно  как средство торговой войны.

По характеру:

- сезонные - пошлины, которые применяются  для оперативного регулирования  международной торговли про­дукцией  сезонного характера, прежде всего  сельскохозяйственной. Обычно срок  их действия не может превышать  нескольких месяцев в год, и  на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

- антидемпинговые - пошлины, которые  применяются в случае ввоза  на территорию страны товаров  по цене более низкой, чем их  нормальная цена в экспортирующей  стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

- компенсационные - пошлины, накладываемые  нa импорт тех товаров, при  производстве которых прямо или  косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких това­ров. Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которо­му прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

По происхождению:

- автономные - пошлины, вводимые  на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается ввиде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются  оответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

- конвенционные (договорные)  пошлины,  устанавливаемые на базе двустороннего  или многостороннего со­глашения,  такого как Генеральное соглашение  о тарифах и торговле (ГЛТГ), или  соглашений о таможенном союзе;

- преференциальные - пошлины, имеющие  более низкие ставки по сравнению  с обычно действующим таможенным  тарифом, которые накладываются  на основе многосторонних соглашений  на товары, происходящие из развивающихся  стран. Цель преференциальных  пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта.

 

 

По типам ставок:

- постоянные - таможенный тариф,  ставки которого единовременно  установлены органами государственнoй  власти и не могут изменяться  в зависимости от обстоятельств.  Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

- переменные - таможенный тариф,  ставки которого могут изменяться  в установленных органами государственнoi. власти случаях (при изменении  уровня мировых или внугренних  цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление.

По способу вычисления:  

- номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое  общее представленне об уровне  таможенного обложения, которому  страна подвергает свои импорт или экспорт;

- эффективные - реальный уровень  таможенных пошлин на конечные  товары, вычисленные с учетом  уровня пошлин, наложенных на  импортные узлы и детали этих  товаров.

Нетарифные методы регулирования  международной торговли.

В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно используют нетарифные методы - количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличие от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отедльные из них или какую-нибудь их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.

В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных  количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.  Количественные ограничения (quantative restrictions)- администра­тивная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Количественные ограничения могyг применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера; Квота (quota) - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определен ный промежуток времени.

Тесно связан с квотированием другой вид регулирования внешнеэкономической  деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование - это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или ипорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Добровольное ограничение  экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Наряду с количественными методами существенную роль играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой  разнообразные барьеры нетаможенного  характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной  и местной власти.

В их числе: технические барьеры, внутренние налоги и сборы, политика в рамках государственных закупок, требование о содержании местных компонентов.


Информация о работе Нетарифные методы регулирования