Нналоговая система и налоговая политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 08:32, реферат

Описание работы

Цель работы: исследовать налоговую систему Российской Федерации и охарактеризовать основные направления ее совершенствования.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть сущность, виды и функции налогов;
2. Описать исходные принципы налогообложения России.
3. Изучить нормативно-правовую базу функционирования налоговой системы Российской Федерации.
4. Сформулировать направления совершенствования налоговой системы РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Налоги и налоговая система: понятие и функции. 5
1.1 Понятие налогов. Налоговая система и её элементы. Функции налогов. 5
1.2. Виды налогов. 8
2. Налоговая система России. 10
2.1. Основные принципы построения налоговой системы России. 10
2.2 Анализ действующей налоговой системы. 14
3. Пути совершенствования налоговой системы России. 21
3.1 Налоговая реформа. 21
3.2 Совершенствование деятельности налоговых органов. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список литературы. 30

Файлы: 1 файл

Реферат ЭОС Самоделкин.doc

— 403.00 Кб (Скачать файл)

Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.

Как видим нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

 

 

3. Пути совершенствования налоговой системы России.

3.1 Налоговая реформа.

Основной целью налоговой реформы  в ближайшие годы по-прежнему остается создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности. При осуществлении налоговой реформы следует исходить из понимания, что ускорение темпов экономического роста в России не достижимо без дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства.

Налоговая реформа должна осуществляться одновременно с реформой межбюджетных отношений и решением вопроса финансовой обеспеченности межбюджетных муниципальных образований.

В ближайшие годы налоговая реформа должна развиваться по следующим основным направлениям:

  • Продолжение курса на дальнейшее снижение налогового бремени как одного из условий обеспечения экономического роста;
  • Снижение издержек налогоплательщиков и налоговых органов на налоговое администрирование;
  • Усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в том числе путем отказа от неэффективных налоговых льгот, и корректировка норм, искажающих экономическое содержание налогов;
  • Улучшение налогового администрирования как одного из условий повышения уровня собираемости налогов и сборов, а также снижения издержек, связанных с соблюдением законодательства о налогах и сборах.

В условиях продолжающегося снижении налоговой нагрузки на налогоплательщика меры по улучшению налогового администрирования являются одним из главных инструментов проведения налоговой реформы. Меры по совершенствованию налогового администрирования должны касаться учета налогоплательщиков, включающего в себя государственную регистрацию юридических лиц и постановку на налоговый учет налогоплательщиков; начисления и учета поступлений, а также контрольной работы и работы с задолженностью перед бюджетами. В этой связи необходимо внесение соответствующих изменений в законодательство и принятие соответствующих решений на уровне Правительства Российской Федерации.  Необходимо отметить, что совершенствование системы налогового администрирования является составной частью программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в части комплекса мер по дальнейшему осуществлению налогово-бюджетной реформы.

Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость.

Должна подвергнуться реформированию система налогового учета с целью сближения его с бухгалтерским учетом. Для этого необходимо определить единые правила формирования стоимости имущества и обязательств как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. В этом случае упрощается администрирование налога в связи с тем, что можно применить уже существующий механизм налогового администрирования на основании данных бухгалтерского учета. 

Большой проблемой остаются всевозможные схемы ухода от уплаты налогов. Необходимо четко определить границу между добросовестными и недобросовестными методами снижения налоговой нагрузки. При решении этого вопроса необходима доработка налогового законодательства с целью устранения «налоговых дыр», допускающие сделки ради ухода от уплаты налогов, при этом следует использовать результаты обобщения судебной практики.

В области развития и совершенствования налоговой системы России сделаны значительные шаги. Однако существует ряд серьезных проблем, требующих скорейшего решения. В частности, в налоговом законодательстве нет четкого определения, что такое налоговое планирование и что такое уклонение от налогов. Дать четкое определение этим понятиям важно не только с научной точки зрения, сколько с точки зрения практики. Сегодня назрела острая необходимость внести поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации,  которые четко определяли бы, в каком случае имеет место уклонение от налогов.

Нужно более четко определить взаимоотношения  налоговой службы и налогоплательщиков.  До  сих пор  налоговая реформа шла сама по себе, а налогоплательщик  существовал сам по себе.  Пора повернуться лицом к налоговому администрированию, поскольку за прошедшие 15 лет хода налоговой реформы вопросы взаимоотношений налоговой  службы и налогоплательщика остаются не отрегулированными. Озвучим некоторые из них:

  • большой объем запрашиваемой информации для камеральной проверки, которую  налогоплательщик должен представлять неограниченное  по запросу налогового органа.
  • Выдача справки об отсутствии налоговой задолженности  осложняется тем, что приходится делать выверку взаиморасчетов чуть ли не ряд лет.
  • очереди к операционным окнам в дни сдачи отчетности занимают не последнее место в  числе недоработок налоговых органах.
  • Взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщика осложняются в связи с тем, что налоговый орган без предупреждения доначисляет пени и штрафы по камеральным проверкам налогоплательщику, предоставленные  декларантом по почте.

 В целях реализации  налоговой реформы  был принят  Федеральный закон от 04.11.2005 № 137-ФЗ  «О внесений изменений в некоторые  законодательные акты Российской  Федерации и признании утратившими  силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров».

Согласно данному закону порядок взыскания налогов, пеней, штрафов станет единым для организаций и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим изменены редакции статей 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок взыскания налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств, а также иного имущества организаций, индивидуальных предпринимателей. До внесения последних поправок налог мог быть взыскан в бесспорном порядке только с организаций, а взыскание налога с физического лица, в том числе и индивидуального предпринимателя - только в судебном порядке. Согласно закону налоговые органы смогут воспользоваться этим правом, если размер штрафа, наложенный на организацию, составляет менее 50 тысяч рублей по каждому налогу. С индивидуального предпринимателя во внесудебном порядке можно будет взыскать штраф, не превышающий 5 тысяч рублей.

Теперь наравне с судебной процедурой взыскания налоговых санкций будет действовать процедура взыскания налоговых санкций с налогоплательщика на основании решения налогового органа. Такой порядок установлен статьей 130.1 Налогового кодекса  Российской Федерации.

Существуют определенное сомнение в том, что цель, которую ставит законодатель при принятии Федерального закона № 137-ФЗ - будет достигнута. Напротив, количество дел, рассматриваемых в арбитражных судах, может увеличиться. Это будут дела, связанные с обжалованием актов ненормативного характера налоговых органов, а также действий (бездействий) должностных лиц таких органов:  дела, связанные с обжалованием  актов судебных приставов-исполнителей, действий приставов. К перечисленным добавятся дела, связанные с возмещением убытков, понесенных в результате неправомерного взыскания налоговых санкций. Это обусловлено не только введением процедуры внесудебного порядка взыскания штрафов, но и тем, что действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрен механизм возврата налоговой санкции.

 

3.2 Совершенствование деятельности  налоговых органов.

К 2010 году система налоговых органов стала представлять собой целостное образование, включающее, центральный аппарат виде Федеральной налоговой службы Минфина России;  межрегиональных налоговых инспекций, контролирующих соблюдение налоговой дисциплины в отношении определенных категорий крупнейших налогоплательщиков; региональные аппараты – управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, а также  территориальных налоговых органов (межрайонные, городские и районные налоговые инспекции по крупнейшим налогоплательщикам). В составе каждого территориального налогового органа имеются организационные звенья, образованные на основе функционального принципа.

В качестве основных целей, определяющих развитие налоговых органов России можно выделить:

  1. совершенствование  контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов;
  2. улучшение обслуживания налогоплательщиков при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств;
  3. повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий и оснащение современными системами ведения технологических процессов.

С середины 2003 года в России положено начало формирования открытого и общедоступного федерального информационного ресурса – Единого государственного реестра юридических лиц.

Многие юридические лица не выполняют требования закона о регистрации. Налоговый орган вправе начать процедуру ликвидации юридических лиц, которые являются нарушителями налогового законодательства – не предоставляют отчетность, не уплачивают налоги.

Сроки проведения проверочных мероприятий требуют от налоговых органов ускоренной обработки данных налогового контроля. При этом получаемая от налогоплательщиков информация требует сверки с информацией, полученной от контрагентов налогоплательщика, прежде всего при возмещении налога на добавленную стоимость. Для более эффективного контроля за обоснованностью предъявленных налогоплательщиками налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость требует введения обязанности представления в налоговые органы счетов-фактур в электронном виде. Работа по массовому переходу на технологию электронного представления информации, ввода полученной информации и созданию мощного информационного ресурса должна строится по следующим направлениям:

  • объединение, имеющихся в информационном ресурсе ФНС баз данных;
  • развитие межведомственного информационного обмена;
  • включение в систему электронного документооборота информации, получаемой от налогоплательщиков, подписанной электронно-цифровой подписью.

Решение поставленной задачи требует установления в законодательном порядке, где  обязанности налогоплательщиков по предоставлению информации  в налоговый орган в электронном виде по определенным формам. Для нормального функционирования создаваемой электронной системы администрирования необходимо внесение в Налоговый кодекс изменений и дополнений в части постановки на налоговый учет, порядка представления налоговых деклараций, процедуры оформления и сроков осуществления мероприятий налогового контроля.   Только реализация этих мер позволит осуществить заявительный принцип экспортного налога на добавленную стоимость, значительно упростить налоговую отчетность и существенно сократить сроки возмещения.

В рамках реализации федеральной программы, направленной на модернизацию налоговых органов, деятельность по сосредочению собираемой  налоговыми органами информации на региональном уровне должны обеспечивать центры обработки данных.  Результатом этой работы должно стать формирование каждого налогоплательщика электронного досье в интересах существенной оптимизации налогово-проверочной работы.

С целью повышения эффективности контрольной работы ведутся работы по развитию и внедрению систем автоматизированной камеральной проверки, отбора налогоплательщиков и косвенной информации, имеющейся в налоговых органах. Качественно новые основы для проведения камеральной проверки, такие как применение методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы, обеспечат автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Это позволит уйти от субъективизма при выборе объекта контроля.

Информация о работе Нналоговая система и налоговая политика в России