Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 10:47, курсовая работа
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками.
Поправку, внесенную в п. 1 ст. 60 НК РФ, по мнению специалистов, следует рассматривать в системной связи с поправками, внесенными в ст. 45 НК РФ, регулирующую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Напомним, что в пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ закреплено, что с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточных денежных средств обязанность по уплате налога считается исполненной.
Таким образом, в НК РФ закрепляется правовой подход, согласно которому уплата налога должна проходить строго в соответствии с бюджетным законодательством. Нарушение налогоплательщиком или банком этого порядка влечет применение к ним мер налоговой ответственности.
Кроме того, одной из важнейших обязанностей банков в налоговой сфере является учет налогоплательщиков. При этом банки обязаны соблюдать ряд условий, предусмотренных российским законодательством. Заметим, что 25 ноября 2006 г. вступила в силу Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)». Кроме того, в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о банковских счетах юридического лица и индивидуального предпринимателя представляются в регистрирующий орган банками в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее пяти дней со дня открытия текущих (расчетных) счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Еще одной важной обязанностью банков является то, что в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. ст. 132 — 135.1) содержит перечень видов нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах:
1) нарушение банком порядка открытия счетов налогоплательщиков и исполнения поручений о перечислении налогов и сборов;
2) неисполнение банком решений налогового органа о приостановлении операций по счетам о взыскании недоимок и пени;
3) непредставление налоговым органам сведений о финансовых операциях налогоплательщиков.
Обязывая банки соблюдать определенный порядок открытия счетов налогоплательщикам, законодатель преследовал две цели: с одной стороны, побудить налогоплательщика, заинтересованного в открытии банковского счета, к выполнению его обязанности по постановке на налоговый учет; с другой стороны — обеспечить поступление в банк сведений о налоговом органе, в который ему необходимо сообщить об открытии налогоплательщику банковского счета.
2Анализ банка как налогоплательщика
2.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Сбербанк России»
Сбербанк России является не только старейшим на сегодняшний день, но и крупнейшим российским банком. Начав свой путь в середине позапрошлого века, Сбербанк сегодня занимает прочные позиции в отечественной банковской системе. Он является самой крупной банковской организацией не только по масштабам осуществляемых операций, но и по охвату районов страны. Помимо этого, банк лидирует по размеру активов не только в России, но и среди всех восточно-европейских банков. Чтобы наглядно представить масштабность деятельности Сбербанка России, достаточно сказать, что объем его активов составляет около четверти активов всех прочих банков нашей страны, вместе взятых. Ему принадлежит примерно 50% отечественного рынка депозитов.
Сбербанк располагает обширной
филиальной сетью. Территориальных банков
насчитывается 17, отделений — 792, внутренних
структурных подразделений - 19438. Наличие
крупных денежных активов и обширной филиальной
сети способствует тому, что Сбербанк
занимает значительное положение во многих
сферах банковской деятельности. Сбербанком
России установлены корреспондентские
отношения с 280 зарубежными банками, из
них, в 28 банках открыты корреспондентские
счета Ностро в иностранной валюте.
Сбербанк участвует в реализации денежно-кредитной
политики правительства и ЦБРФ, оказывая
влияние на формирование макроэкономических
процессов в стране.
Сбербанк России - акционерное
общество открытого типа; среди его акционеров
- более 400 тыс. юридических и физических
лиц.
В российской банковской системе
Сбербанк занимает двойственное положение.
С одной стороны, он единственный среди
акционерных банков обладает государственной
гарантией по вкладам населения и, следовательно,
государство обязуется обеспечить платежеспособность
Сбербанка. С другой стороны, он функционирует
как самостоятельное коммерческое банковское
учреждение, и его работа не лишена финансовых
рисков.
ЦБ России, являющийся учредителем Сбербанка, имеет 57 с лишним процентов его акций. Число прочих акционеров достигает 200 000, среди них есть как физические, так и юридические лица. В настоящее время председателем правления и президентом Сбербанка является Г. Греф.
По заявлениям Германа Грефа, основной задачей Сбербанка должно являться обеспечение поддержки населения в непростой экономической ситуации с помощью обеспечения доходности их вкладов. А для этого банк обязан иметь высокую надежность, что и обусловливает очень осторожное поведение Сбербанка и сбалансированность его политики в сфере кредитования. Задачей банка на ближайшие годы Греф считает расширение перечня оказываемых услуг и предложение населению новых современных видов банковских продуктов.
В целом, анализ динамики статей баланса акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) показывает положительную динамику разделов баланса, что свидетельствует о развитии банка, его финансовой устойчивости, надежности и способности к дальнейшему росту доходов.
Огромный объем экономической
и финансовой информации, необходимой
для проведения аналитической оценки
в банках, содержится в отчетности.
Аналитической основой прогнозирования
финансовых потоков организации в целях
повышения степени ее финансовой надежности
выбраны бухгалтерский баланс, отчет о
прибылях и убытках и ряд других форм бухгалтерской
(финансовой) отчетности, дополненные
некоторыми показателями текущего бухгалтерского
учета. Для формирования оценки необходимо
перегруппировать бухгалтерский баланс
и отобрать дополнительные сведения из
прочих форм финансовой отчетности и текущего
учета, преобразовать типовую систему
финансовых потоков организации.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности ОАО «Сбербанк России» за 2011-2013 гг.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2013г. в % к | |
2011г. |
2012г. | ||||
Капитал, млрд.руб. |
848,2 |
1049,9 |
1156,9 |
136,4 |
110,2 |
Активы, млрд.руб. |
7097 |
8523 |
10419 |
146,8 |
122,2 |
Чистые процентные доходы, млрд.руб. |
499,9 |
502,8 |
575,8 |
115,2 |
114,5 |
Прибыль, млрд.руб. |
56,2 |
242,2 |
408,9 |
727,6 |
168,8 |
Чистая прибыль, млрд.руб. |
21,6 |
173,9 |
310,5 |
1437,5 |
178,6 |
Кредитный портфель, млрд.руб. |
5265,4 |
5843,4 |
7839,1 |
148,9 |
134,2 |
Остаток средств на счетах физических лиц, млрд.руб. |
3701,1 |
4702,1 |
5532,2 |
149,5 |
117,7 |
Остаток средств на счетах юридических лиц, млрд.руб. |
1578,0 |
1835,5 |
2196,1 |
139,2 |
119,6 |
Рентабельность активов (ROAA), % |
0,4 |
2,3 |
3,2 |
- |
- |
Рентабельность капитала (ROAE), % |
3,2 |
20,6 |
20,1 |
- |
- |
Прибыль на 1 акцию (EPS), руб. |
0,65 |
3,35 |
2,79 |
429,2 |
83,3 |
За 2011 год прибыль Сбербанка возросла на 186 млрд.руб., за 2012 год этот показатель продолжил расти и на 2013 прибыль составила 408,9млрд.руб.(2011 – 21,6млрд. руб., 2012 – 173,9 млрд.руб.).
Вследствие роста прибыли увеличился объем чистой прибыли, которая составляла на 2011 – 21,6 млрд.руб., а на 2013 -310,5 млрд.руб., что на 78,5% превышает показатель 2011 года.
Увеличение чистой прибыли за 2011-2012 год привело к росту показателей рентабельности. За 2011-2012 год Банк продемонстрировал высокие результаты деятельности, что подтверждено рентабельностью собственных средств 20,1% (2013 г.), рентабельность активов 3,2% (2013 г.). Показатели рентабельности ROAA увеличился в 2,8 раз и ROAE увеличился в 17,5 раз по сравнению с 2011 годом.
Портфель кредитов клиентам за 2011-2013 год увеличился на 45,2% в связи с ростом объема кредитования как физических лиц, так и корпоративных клиентов.(2011 г. - 5265.4млрд.руб., 2012 г. – 5843,4 млрд.руб., 2013 г. – 7839,1млрд.руб.).
Прибыль на обыкновенную акцию за 2011 год увеличилась в 2,7 раз и составила на 2012 год 3,35 руб. на 1 акцию, на 2011 г. этот показатель составлял 0,65 руб. на 1 акцию, видно, что ее стоимость значительно выросла в цене. За прошедший 2012 год показатель снизился и составил 2,79 руб. на 1 акцию(2013 г.)., это частично связано с отрицательной переоценкой офисной недвижимости.
Анализ динамики доходов и расходов ОАО «Сбербанк России»
за 2011– 2013 гг.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2013г. в % к | |||
2011г. |
2012г. | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Чистые процентные доходы, млрд.руб. |
499894 |
502833 |
575826 |
115,2 |
114,5 |
14,5 | |
Процентные доходы, всего, млрд.руб. |
811316 |
796993 |
837888 |
103,3 |
105,1 |
5,1 | |
От ссуд, предоставленных юр.лица, млрд.руб. |
568940 |
497744 |
489000 |
86,0 |
98,2 |
1,8 | |
От ссуд, предоставленных физ.лицам, млрд.руб. |
178880 |
187661 |
215500 |
120,5 |
114,8 |
20,9 | |
От вложений в ценные бумаги, млрд.руб. |
55106 |
103525 |
100400 |
182,2 |
97,0 |
3 | |
Процентные расходы, всего, млрд.руб. |
311423 |
294160 |
262062 |
84,1 |
89,1 |
10.9 | |
По средствам кредитных организаций, млрд.руб. |
54642 |
31007 |
28300 |
51,8 |
91,3 |
9.6 | |
По средствам юр.лиц, млрд.руб. |
60547 |
41702 |
18750 |
31,0 |
45,0 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
По средствам физ. Лиц, млрд.руб. |
187158 |
213176 |
431000 |
230,3 |
202,2 | ||
Изменение резервов, млрд.руб. |
387321 |
86869 |
11240 |
2,9 |
12,9 | ||
Чистые доходы от операций с ценными бумагами, млрд.руб. |
17787 |
16554 |
7388 |
41,5 |
44,6 | ||
Чистые доходы от операций с иностранной валютой, млрд.руб. |
22192 |
1592 |
9036 |
40,7 |
567,6 | ||
Чистые комиссионные доходы, млрд.руб. |
100571 |
111942 |
125576 |
124,9 |
112,2 | ||
Прочие операционные доходы, млрд.руб. |
11385 |
14871 |
17204 |
151,1 |
115,7 | ||
Операционные расходы, млрд.руб. |
208355 |
318720 |
337368 |
162,0 |
105,9 |
Чистые процентные доходы выросли на 0,6% по сравнению с 2011 годом и до 15,1%(75932 млн.руб.) и по состоянию на 2013 год составили 575826 млн.руб.(2011 г. – 499894 млн.руб., 2012 г.–502833 млн.руб.). Процентные доходы сократились на 1,8% в 2011 году, но в следствии активизации работы по сбору ранее недоплаченных % по кредитам доходы возросли на 5,1% и на 2013 г. составили 837888 млн.руб. (2011 г. – 811 316 млн.руб., 2012 г. – 796 993 млн.руб.)
Процентные расходы, за анализируемый период снизились на 16,4% (49361млн.руб.) и на 2013 г. составили 262 062 млн.руб. (2011 г. – 311 423 млн.руб., 2012 г. – 294 160 млн.руб.). основой составляющей процентные расходы являются процентные расходы по средствам физических лиц.
Значительно увеличился процентный доход по ценным бумагам за 2011 год на 87,9%, это объясняется ростом вложений Банком средств в облигации Центрального Банка и корпоративные облигации.
Объем расходов на формирование резервов значительно сократился за анализируемый период на 376 081 млн.руб.(97%) и составил на 2013 г. 11240 млн.руб., на 2011 г. этот показатель был равен 387 321 млн.руб.
Сокращение чистого дохода от операций с ценными бумагами за 2011-2013 годы связано с уменьшение портфеля долговых ценных бумаг на 2011 г. чистые доходы от операций с ценными бумагами составляли 17787млн.руб., на 2012 г. - 16554млн.руб, и на 2013 г. – 7388млн.руб.
Чистый доход от операций с иностранной валютой начал постепенно увеличиваться и возрос с 1 592 млн.руб. до 9 036 млн.руб., за анализируемый период.
Чистые комиссионные доходы возросли на 23,5% до 125 576 млн.руб. (2013 г.), их рост обеспечил комиссионный доход полученный по операциям с банковскими картами, расчетным операциям, эквайрингу, зарплатных проектах, обслуживание бюджетных счетов. Сократился объем комиссионных доходов по операциям с ценными бумагами.
Операционные расходы Банка возросли на 58,9% до 337 368 млн.руб. (2013 г.).Более всего на рост операционных расходов повлияли: запланированный рост расходов на содержание персонала; административно-хозяйственные расходы, сопровождающие развитие бизнеса; отчисления в Фонд обязательного страхования вкладов, выросшие вследствие увеличения объема вкладов. Сдерживали рост операционных расходов снизившиеся в 2012 году расходы от уступки собственных прав требования.
Налогооблагаемая деятельность ОАО «Сбербанк России»
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2013г. в % к | |
2011г. |
2012г. | ||||
Прибыль до налогообложения, млрд.руб. |
56153 |
242203 |
408902 |
728,2 |
168,8 |
Начисленные налоги, млрд.руб. |
34458 |
68225 |
98407 |
285,6 |
144,2 |
Прибыль после налогообложения, млрд.руб. |
21694 |
173979 |
310495 |
1431,2 |
178,5 |
Информация о работе Общая характеристика банков как субъектов налогового права