Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 16:01, реферат
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
В настоящее время можно выделить следующие принципы налогообложения:
Принцип равномерности — требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Часто данное правило называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения.
Общая характеристика налоговой
системы Республики Беларусь
Под налоговой системой государства понимается
совокупность налогов, пошлин и сборов,
установленных на его территории и взимаемых
с целью создания централизованного общегосударственного
фонда финансовых ресурсов, а также совокупность
принципов, способов, форм и методов их
взимания.
В настоящее
время можно выделить следующие принципы
налогообложения:
Принцип равномерности — требует, чтобы
граждане каждого государства принимали
материальное участие в обеспечении правительства
соразмерно своим доходам, которые они
получают под покровительством правительства.
Часто данное правило называют принципом
справедливости, требующим, чтобы обложение
было достаточно жестким для богатых лиц
и щадящим для социально слабо защищенных
слоев населения.
Принцип определенности — требует, чтобы
сумма, способ и время платежа были совершенно
точно заранее известны плательщику.
Принцип удобства — предполагает, что
налог должен взиматься в такое время
и таким способом, которые представляют
наибольшие удобства для плательщика,
т. е. государство должно устранить формальности
и упростить акт уплаты налога, а также
приурочить налоговый платеж ко времени
получения дохода.
Принцип экономности — предполагает сокращение
издержек взимания налогов, расходы по
сбору налогов должны быть минимальными.
Принцип всеобщности, выражающий единый
подход к налогоплательщикам независимо
от источника дохода;
однократность обложения одного и того
же объекта за определенный период;
стабильность налоговой системы в течение
длительного времени;
оптимальность налоговых изъятий, т. е.
обеспечение государства налоговыми доходами
при относительно небольшом количестве
налогов и справедливой тяжести обложения
юридических и физических лиц.
Что касается
Республики Беларусь, то и в ней имеются
особенности налогообложения, характерные
для экономики республики внутринациональные
принципы, отвечающие мировым стандартам
и получившие свое развитие в свете сложившихся
социально-экономических отношений в
государстве. В частности, не допускается:
• установление налогов, нарушающих единое
экономическое пространство и единую
налоговую систему государства;
• установление налогов, которые прямо
или косвенно ограничивают свободное
перемещение в пределах республики капитала,
товаров, денежных средств или ограничивают
законную деятельность налогоплательщиков;
• установление дополнительных налогов
или использование повышенных либо дифференцированных
ставок налогов в зависимости от форм
собственности, организационно-правовой
формы хозяйствующих субъектов, гражданства
физического лица.
Одним из важнейших принципов построения
налоговой системы государства является
эффективность налогообложения.Реализация
этого принципа состоит в соблюдении следующих
требований:
• налоги должны оказывать влияние на
принятие экономических решений;
• налоговая структура должна содействовать
проведению политики стабилизации и развития
экономики страны;
• налоговая система не должна допускать
произвольного толкования, должна быть
понятной налогоплательщикам и принята
большей частью общества;
• административные расходы по управлению
налогами и соблюдению налогового законодательства
должны быть минимальными.
Налоговые системы, построенные и функционирующие
на основе вышеназванных принципов, способны
стать мощным стимулом развития экономики. Нынешний этап
развития промышленно развитых стран
с социально ориентированной экономикой
ставит перед собой новые целевые установки
и принципы налогообложения, отвечающие
особенностям и уровню их развития:
• создание условий инвестирования сбережений
корпораций и частных лиц для формирования
новых рабочих мест и борьбы с безработицей;
• обеспечение конкурентоспособности
продукции путем стимулирования научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, новейших
технологий и фундаментальных исследований;
• проведение протекционистской политики
и способствование отраслевому и территориальному
переливу капитала;
• стимулирование накопления капитала
и сбережений, сдерживание личного потребления
капитала;
• обеспечение социальных потребностей
всех слоев населения [9, с. 61].
Характерным признаком научной обоснованности
и устойчивости национальных систем налогообложения
является совпадение провозглашенных
в законе и реально действующих налоговых
форм.
Практически во всех странах, где действует
устоявшаяся десятилетиями налоговая
система, межтерриториальные налоговые
отношения формируются в зависимости
от государственного устройства. В унитарных
государствах налоговая система централизована,
в федеративных — отдельные налоги закреплены
за уровнями власти, но действует механизм
их перераспределения, в конфедерациях
— каждая структурная единица государства
имеет собственную систему налогов.
Налоговое устройство в любом государстве
предполагает сохранение принципа единства
налоговой системы в качестве определяющего
при ее изначальной организации и в процессе
дальнейшего ее реформирования. Этот принцип
предполагает выработку единой стратегии
налогообложения, унифицикацию национальных
подходов к организации налоговых отношений,
их соответствие требованиям, широко применяемым
в зарубежных странах.
Таким образом, налоговая система любого
государства создается сообразно общественно-политическому
устройству общества, типу государства,
его задачам, принятым конечным целям
и проводимой экономической политике.
При построении налоговой системы особо
важен выбор видов налогов, методов и способов
их взимания.
В налогообложении действует три способа
взимания налогов, исходя из учета и оценки
объекта налога: кадастровый; декларационный;
административный — изъятый у источника
образования объекта обложения.
Первый способ (кадастровый) предполагает
использование кадастра (реестра, описи),
содержащего перечень типичных сведений
об оценке и средней доходности объекта
обложения (земли, домов), которые используются
при исчислении соответствующего налоги.
Так, для поземельного налога в зарубежных
странах действует земельный кадастр,
при составлении которого типичные участки
земли группируются в зависимости от качества,
местоположения, использования. Для каждой
группы устанавливается средняя доходность
на единицу площади за ряд лет, остальные
земельные участки приравниваются к той
или иной категории, для которой установлена
ставка налога с единицы площади. Земельные
кадастры устанавливаются государственными
органами.
На таких же принципах построен и используется
для исчисления налога на землю земельный
кадастр в Беларуси. В нем представлен
систематизированный свод, перечень сведений,
данных о земле как средстве производства,
о земельных угодьях, а также приводится
описание земельных угодий, участков,
указывается их площадь и место расположения,
конфигурация, качество, оценка стоимости.
Однако такой подход к составлению земельного
кадастра имеет определенные недостатки.
Во-первых, его составление требует длительного
времени, во-вторых, данные кадастровых
оценок быстро устаревают вследствие
изменения ценности земли и инфляции.
В прошлом кадастры широко использовались
для переписи лиц при обложении подушным
налогом.
Второй способ (декларационный) предусматривает
подачу налогоплательщиком в налоговые
органы официального заявления — декларации
о величине объекта обложения, в которую,
как правило, включают данные о доходах
и расходах плательщика, источниках доходов,
налоговых льготах и порядке исчисления
оклада налога. Этот способ учитывает
недостатки предыдущего, но создает условия
для уклонения от уплаты налога, поскольку
контроль финансовых органов за субъектом
ослабевает.
Третий способ (административный) предполагает
исчисление и изъятие налога у источника
образования объекта обложения, обычно
осуществляемые бухгалтерией предприятия
или другим органом, который выплачивает
налог. Таким путем взимаются подоходный
налог, налог с доходов по ценным бумагам
и др. В данном случае налог удерживается
бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает
возможность от его уклонения. Сумма изъятого
налога переводится сборщиком-предприятием
сразу в бюджет. В современных условиях
этот способ часто сопровождается последующей
подачей декларации в налоговые органы.
Применяются
следующие методы уплаты налога:
• наличный платеж, когда плательщик вносит
в казну государства определенную сумму
денег в наличной форме;
• безналичный платеж, когда происходит
перечисление через банк со счета клиента
на счет бюджета;
• гербовыми марками, т. е. с помощью покупки
плательщиком специальных марок и наклеивания
их на официальный документ, после чего
документ имеет законную силу [1, с. 87].
Информация о работе Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь