Обзор изменения законодательства по налогообложению угля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:49, доклад

Описание работы

на основании НК РФ и др нормативно-правовых документах проанализировано как изменялось законодательство в отношении налогообложения угля

Файлы: 1 файл

изменения по углю..doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                     Барышева 41 группа

В соответствии со ст. 338 НК РФ, налоговая база при добыче угля определялась налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытого ПИ.

Оценка стоимости добытого ПИ в  целях определения налоговой  базы осуществлялась одним из следующих  способов:

  • По ценам реализации, сложившимся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период, без учета гос субсидий и субвенций.

Таким образом, оценка стоимости осуществлялась исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (при отсутствии – в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого ПИ без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью. Выручка от реализации определялась исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета), без НДС и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке. К ним относились расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, расходы при доставке ДПИ от склада готовой продукции до получателя, расходы по обязательному страхованию грузов, расходы по доставке (транспортировке) магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и др. транспортом, расходы на слив, налив, разгрузку, погрузку и перегрузку, на оплату услуг в портах и транспортно-экспедиционных услуг.

 

Стоимость ДПИ = кол-во ДПИ* ст-ть единицы  ДПИ

 

Ст-ть единицы ДПИ = выручка от реализации ДПИ

                                        кол-во реализованного ДПИ

 

Таким образом, если в конкретном налоговом  периоде организация реализовала  только часть ДПИ, оценка стоимости ДПИ производилась в отношении всего объема ПИ, добытого за этот налоговый период.

 

Пример: Орг-ия занимается добычей бурого угля. В январе 2010г. было добыто 300 т угля, из которых 210 т было реализовано на сумму 12300 руб. (без НДС). Расчетная стоимость реализованной продукции – 15300 руб, в т.ч. 300 руб. – гос. Дотация на разницу между расчетной стоимостью и фактической ценой реализации.

Решение: Ст-ть 1 т добытого угля определяется исходя из выручки за налоговый период без учета полученной субсидии.

Ст-ть единицы угля = 15300-3000 = 58,6 руб

                                         210

Ст-ть всего объема добытого угля, т.е. налоговая база = 58,6*300 = 17580 руб.

 

  • По ценам реализации ДПИ, сложившимся у налогоплательщика за налоговый период.

Способ применяется при условии  отсутствия гос субсидий к ценам  реализации. Порядок использования 2 метода аналогичен первому.

 

Пример:  Изменим условие 1 задачи. Так организация не получает гос субсидий, фактическая цена реализации – 12300 руб, в которую входят расходы по доставке на сумму 1500 руб.

Решение: Ст-ть единицы угля = 12300-1500 = 51,43 руб

                                                              210

Налоговая база = 51,43*300 = 15429 руб.

 

  • По расчетной стоимости ДПИ.

Способ применялся, когда у налогоплательщика  не было реализации и. соответственно, не было возможности использовать 2 первых способа оценки.

Третий способ основан на использовании  расчетной стоимости.

Налоговая база определялась исходя из расчетной стоимости ДПИ, приравниваемой к совокупности расходов на добычу ПИ соответствующего вида в течении налогового периода. Расчетная стоимость определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета.

При определении расчетной стоимости  учитываются следующие расходы, произведенные налогоплательщиков  налоговом периоде6

- материальные расходы, связанные исключительно с добычей ПИ

- расходы на оплату труда,  за искл. расходов на оплату  труда работников, не занятых  при добыче полезных ископаемых

-  суммы начисленной амортизации,  за искл. не связанных с добычей  ПИ

- расходы на освоение природных ресурсов

- расходы на ремонт ОС, за искл. не связанных с добычей ПИ

- некоторые внереализационные расходы, непосредственно связанные с добычей ПИ, напр, расходы, связанные с консервацией, расконсервацией и ликвидацией ОС

- прочие расходы, за искл. не  связанных с добычей ПИ.

Прямые расходы, произведенные  налогоплательщиком в течении налогового периода, распределялись между добытыми ПИ и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Косвенные  расходы распределялись между затратами  на добычу ПИ и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче ПИ, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов налогоплательщика  в налоговом периоде распределяется между добытыми полезными ископаемыми  пропорционально доле каждого ДПИ в общем количестве ДПИ в этом налоговом периоде.

Сумма косвенных расходов, относящихся  к добытым в налоговом периоде  ПИ, полностью включается в расчетную  стоимость ДПИ за соответствующий  налоговый период.

 

Пример: Организация осуществляет добычу бурого и каменного угля. В сентябре 2009 года было добыто 250 т бурого угля и 70 т –каменного. Общая сумма расходов за сентябрь 2009 г. в соответствии с положениями главы 25 НК РФ составляла 200 тыс.руб. Ни в текущем, ни в предыдущем налоговых периодах реализации не было.

Решение: В данном случае общая сумма расходов распределяется между видами ПИ пропорционально объемам добычи:

По бурому углю: (250/320)* 100% = 78%

По каменному углю: (70/320)* 100% =22%

Таким образом, налоговая база по каждому виду составит:

По бурому углю: 200000*0,78% = 156000руб.

По каменному углю: 200000*0,22% = 44000 руб.

 

 

С 1 апреля 2011 г. Федеральный закон  от 28.12.2010 N 425-ФЗ вводит твердые ставки НДПИ в отношении угля. Налоговая  база стала определяться исходя из количества добытого угля, а не его стоимости. Соответствующие изменения внесены в п. 2 ст. 338 НК РФ.

До 1 апреля 2011г. ставка НДПИ составляла 4% стоимости добытого угля. Ставки дифференцировались по видам полезных ископаемых. 
Налоговая база при добыче угля стала определяться как количество добытого полезного ископаемого в натуральном выражении, на каждую единицу которого установлены следующие ставки: 
– по антрациту – 47 руб. за тонну; 
– по углю коксующемуся – 57 руб. за тонну; 
– по углю бурому – 11 руб. за тонну; 
– по углю, за исключением антрацита, угля коксующегося и бурого, – 24 руб. за тонну.

Именно такая классификация  угля закреплена постановлением Правительства  РФ от 20 июня 2011 г. № 486.

Данные ставки необходимо корректировать с помощью соответствующего каждому виду угля коэффициента-дефлятора. Правила определения коэффициентов утверждены постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 902. Так, коэффициенты-дефляторы определяются расчетным способом Минэкономразвития России ежеквартально на каждый следующий квартал на основании информации об изменении цен производителей по каждому виду угля. Информация о коэффициентах-дефляторах публикуется в «Российской газете» не позднее 1-го числа второго месяца квартала, на который они определяются. 
Ранее действовавшие коэффициенты должны последовательно перемножаться. 
Налог, подлежащий уплате, определяется отдельно по каждому участку недр и по каждому виду угля.

 

Теперь, в соответствии со ст. 338 НК РФ, налоговая база при добыче угля определяется как количество добытых ПИ, которое налогоплательщик определяет самостоятельно. Количество добытого ПИ определятся 2 способами:

-прямой – с применением измерительных  средств и устройств

-косвенный – расчетным путем  по данным о содержании добытого  полезного ископаемого в извлекаемом  из недр минеральном сырье.

Прямой метод является преимущественным. Косвенный же применяется в том  случае, когда невозможно определить количество ДПИ прямым методом.

Применяемый налогоплательщиком метод  подлежит утверждению в УП для  целей налогообложения и применяется  налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче ПИ. Метод может  быть изменен только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения ПИ в связи с изменением применяемой технологии добычи ПИ.

При использовании прямого метода, количество ДПИ определяется с учетом фактических потерь. Фактическая  потеря – разница между расчетным  количеством ПИ, на которое уменьшаются  его запасы в месторождении, и количеством фактически добытого ПИ, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче ПИ.

Пример: Организация добывает каменный уголь. Было добыто 2500 т, в тч. 250 т составили фактические потери. Таким образом, налоговая база по НДПИ составит 2500-250 = 2250 тонн.

 

Налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный  месяц. Сумма налога может быть уменьшена  на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда. В состав данных расходов налогоплательщик вправе самостоятельно включить соответствующие затраты. 
 
Однако они должны быть, во-первых, экономически обоснованны и, во-вторых, документально подтверждены (письмо Минфина России от 20 июня 2011 г. № 03-06-05-01/59).  
 
При этом установлены следующие виды расходов, которые могут быть приняты к вычету:

– материальные;

– расходы на приобретение и создание амортизируемого имущества;

– расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое  перевооружение объектов основных средств. 
 
В соответствии с пунктом 1 статьи 343.1 Налогового кодекса РФ предприятие вправе выбрать один из двух вариантов:  
1) уменьшать сумму НДПИ, исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму указанных расходов, понесенных в налоговом периоде (календарном месяце); 
2) учитывать данные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. 
Выбранный порядок признания расходов, а также перечень их видов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения. При этом изменить порядок учета расходов предприятие может не ранее чем через пять лет, считая с момента утверждения такого порядка (п. 1 ст. 343.1 Налогового кодекса РФ).  
Расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, учитываются отдельно по каждому участку недр и обособленно от других расходов. 
Если расходы относятся одновременно к нескольким участкам недр, то учет по каждому участку осуществляется в доле, определяемой предприятием в соответствии с принятой им учетной политикой. 
Величина налогового вычета не может превышать предельного значения. Оно рассчитывается как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период (месяц), и коэффициента Кт. 
Коэффициент Кт определяется для каждого участка недр отдельно в соответствии с порядком, который устанавливается Правительством РФ, с учетом степени метанообильности участка недр и склонности угля к самовозгоранию в пласте. 
Значение коэффициента Кт устанавливается предприятием в учетной политике для целей налогообложения и не может превышать 0,3. Так прописано в пункте 3 статьи 343.1 Налогового кодекса РФ. А правила определения коэффициента Кт утверждены постановлением Правительства РФ от 10 июня 2011 г. № 462.  
Так, коэффициент Кт определяется сложением коэффициента метанообильности (Км) и коэффициента склонности пластов угля к самовозгоранию (Кс), при этом если сумма (Км + Кс) превышает 0,3, то Кт устанавливается равным 0,3. 
Коэффициент Км устанавливается для каждого участка недр, на котором осуществляется добыча угля, исходя из его метанообильности и категорий угольных шахт (см. табл. 1). 
 
Категории угольных шахт

Категория участка недр

Коэффициент Км

Угольные разрезы и негазовые угольные шахты

0

Угольные шахты I категории

0,1

Угольные шахты II и III категории

0,2

Сверхкатегорные и опасные по внезапным выбросам угольные шахты

0,3


 
Коэффициент Кс определяют для  каждого участка недр в зависимости  от категорий пластов угля по склонности к самовозгоранию (см. табл. 2). 
 
Категории пластов угля   

 

Категории пластов

Коэффициент Кс

Не склонные к самовозгоранию

0

Склонные к самовозгоранию

0,2

Весьма склонные к самовозгоранию

0,3


 
Для получения налогового вычета предприятие  должно представить в налоговый  орган следующие документы в течение 10 дней со дня их утверждения (внесения изменений):

– выписку из учетной политики, принятой налогоплательщиком для целей  налогообложения, об установлении коэффициента Кт; 
– копию документа об установлении категории угольной шахты по степени метанообильности (для определения Км); 
– выписку из технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участка недр, содержащую сведения об их утверждении и о категории пластов угля по склонности к самовозгоранию (для определения Кс). 
Однако если по итогам месяца у предприятия отсутствует исчисленная сумма налога, то расходы могут быть учтены в составе налогового вычета с того месяца, в котором возникает обязанность по исчислению налога. 
Причем если расходы превышают предельную сумму налогового вычета, они могут учитываться при определении налогового вычета в течение последующих 36 месяцев. 
Сумма расходов, не учтенная при исчислении налогового вычета в течение 36 месяцев по налогу на добычу полезных ископаемых, признается в составе расходов по налогу на прибыль в следующем порядке: 
1) материальные расходы учитываются равномерно в течение года, начиная со дня, следующего за днем окончания признания таких расходов в целях расчета налога на добычу полезных ископаемых; 
2) расходы на приобретение и создание амортизируемого имущества, а также расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств учитываются при амортизации. При этом первоначальная стоимость данных объектов уменьшается на сумму примененного вычета. 
Перечислить в бюджет налог необходимо не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. 
А не позднее последнего числа этого же месяца необходимо представить в инспекцию по местонахождению налоговую декларацию.

Информация о работе Обзор изменения законодательства по налогообложению угля