Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 16:34, лекция
Число зарегистрированных в РК налогоплательщиков растет и уже составляет около 1 млн., что предполагает совершенствование организации налогового администрирования. Важным элементом в налоговом администрировании является налоговый контроль,- т. е. контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды.
Организация налогового контроля на современном этапе.
Число зарегистрированных в РК налогоплательщиков растет и уже составляет около 1 млн., что предполагает совершенствование организации налогового администрирования. Важным элементом в налоговом администрировании является налоговый контроль,- т. е. контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства, полнотой и своевременностью перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. Налоговый контроль осуществляется в формах: регистрационного учета налогоплательщиков, учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением; учета поступления в бюджет; учета плательщиков налога на добавленную стоимость; налоговых проверок; камерального контроля; мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков; правил применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью; маркировки отдельных видов подакцизных товаров и установления акцизных постов; проверки соблюдения порядка учета, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; контроля над уполномоченными органами.
Таможенные органы осуществляют налоговый контроль в пределах компетенции по взиманию налогов и других обязательных платежей в бюджет, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РК (при соблюдении норм налогового и таможенного законодательства).
Налоговый контроль является частью государственного контроля и видом финансового контроля. Субъектом налогового контроля выступает уполномоченный государственный орган (налоговая служба и таможенные органы).
Целями налогового контроля являются: выявление фактов нарушения налогового законодательства либо некачественное исполнение участниками налоговых обязательств; устранение нарушений налогового (таможенного) законодательства; защита интересов государства по взысканию недоимок и пени; выявление и ведение дел о нарушениях законодательства в области налогообложения; выявление причин, способствующих нарушению налогового (таможенного) законодательства.
Государственной регистрации в РК в качестве налогоплательщиков подлежат, юридические лица, их структурные подразделения (в т. ц. нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК), -- по местонахождению или осуществлению деятельности; физические лица-резиденты, являющиеся плательщиками налогов и других обязательных платежей в бюджет, - по местожительству; физические лица-нерезиденты, осуществляющие индивидуальную деятельность через постоянное учреждение, - по месту пребывания в РК; нерезиденты, владеющие в РК объектами налогообложения. - по местонахождению и (или) по месту регистрации объектов налогообложения.
Государственный реестр налогоплательщиков РК ведется уполномоченным государственным органом. Физические лица обязаны обратиться в налоговый орган для прохождения государственной регистрации и получения регистрационного номера налогоплательщика в течение 10 рабочих дней с момента возникновения налоговых обязательств. Юридические лица, их структурные подразделения обязаны обратиться в налоговый орган для прохождения государственной регистрации и получения регистрационного номера налогоплательщика также в течение 10 рабочих дней со дня государственной (учетной) регистрации в органах юстиции РК.
Государственная регистрация налогоплательщиков осуществляется уполномоченным государственным органом с присвоением регистрационного номера налогоплательщика (РНН) и выдачей ему свидетельства налогоплательщика в течение 2 рабочих дней после обращения.
Налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговых органах:
1) Для юридического лица, его
структурного подразделения, а также
иностранного юридического
2) для физического лица: по местожительству;
по местонахождению и/или
Камеральный контроль представляет собой контроль, осуществляемый непосредственно налоговым органом на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчетности и других документов.
Мониторинг налогоплательщиков осуществляется путем применения системы наблюдений за финансово-хозяйственной деятельностью с целью определения их реальной налогооблагаемой базы и проведения анализа обоснованности формирования себестоимости товаров (работ, услуг), соблюдения финансового, валютного законодательства РК и применяемых рыночных цен.
На территории РК денежные расчеты с потребителями, осуществляемые при торговых операциях или оказании услуг посредством наличных денег, платежных банковских карточек, чеков, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и выдачей контрольного чека потребителю.
Налоговые проверки
Основным методом налогового контроля выступают налоговые проверки. Налоговая проверка направлена на проверку, осуществляемую органами налоговой службы по исполнению налогового законодательства РК.
Указанные проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы. Участниками налоговой проверки являются должностные лица органов налоговой службы (указанные в предписании) и налогоплательщики.
Различают следующие виды проверок: документальная проверка; рейдовая проверка; хронометражное обследование.
Документальная проверка в свою очередь включает: комплексную проверку - проверку исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет (периодичность - не чаше одного раза в год); тематическую проверку
- проверку исполнения
- не чаще одного раза в
полугодие): встречную проверку - проверку,
проводимую в отношении
Рейдовая проверка проводится по соблюдению: постановки налогоплательщиков на регистрационный учет в налоговых органах; правильности применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью; наличия лицензии и других разрешительных документов; соблюдения правил, производства, хранения и реализации подакцизной продукции.
Хронометражное обследование проводится с цепью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Порядок проведения обследований определяется уполномоченным государственным органом.
Проведение налоговой проверки не должно, как правило, приостанавливать деятельность налогоплательщика. При проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица и прекращением деятельности индивидуального предпринимателя либо снятия с учета на НДС, проверка проводится без соблюдения вышеуказанных сроков. Общий срок налоговых проверок не должен превышать 30 дней с момента вручения предписания.
Основанием для проведения налоговой проверки является предписание со следующими реквизитами: дата и номер регистрации предписания в налоговом органе; наименование налогового органа, вынесшего предписание; полное наименование налогоплательщика; РНН; вид проверки; должность, ФИО проверяющих лиц; срок проведения проверки; проверяемый налоговый период при документальных проверках. На основании одного предписания может проводиться только одна проверка.
Началом проведения налоговой проверки является вручение налогоплательщику предписания. Налогоплательщик обязан допустить должностных лиц налоговой службы на территорию или в помещение для обследования. Должностные лица обязаны иметь при себе специальные допуски. В случае отказа или воспрепятствования в допуске составляется протокол.
По завершении налоговой проверки составляется акт налоговой проверки с указанием: места проведения налоговой проверки и даты составления акта; вида проверки; должности. ФИО должностных лиц налоговой службы; ФИО и полное наименование налогоплательщика; местонахождение, банковские реквизиты и РНН налогоплательщика; ФИО руководителя и должностных лиц налогоплательщиков (налоговых агентов), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчетности и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; сведений о предыдущей проверке и принятых мерах по устранению ранее выявленных нарушений налогового законодательства РК; проверяемого налогового периода и общих сведений о документах, представленных налогоплательщиком (налоговым агентам) для проведения проверки; подробное описание налогового нарушения со ссыпкой нормы налогового законодательства РК; результаты налоговой проверки.
По завершении налоговой проверки может выноситься уведомление о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов. Уведомление о начисленных суммах налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов имеет следующие реквизиты: дата и номер уведомления и акта налоговой проверки; ФИО либо полное наименование налогоплательщика; РНН; сумма начисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов; требование об уплате и сроки уплаты; реквизиты соответствующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов; сроки и место обжалования.
Информация о работе Организация налогового контроля на современном этапе